Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 октября 2020 г. 19:35

924

5 Еврейский казак

К Розенбауму я отношусь очень положительно, мне нравится его слушать. Знакомство с его творчеством, еще тем - ранним - блатным одесским, началось на первом курсе института. У одного из живших в комнате общаги студентов был бабинный магнитофон, кассет было не много, одна из них - так называемый "Домашний концерт" Розенбаума, тот, который начинался с "А ну-ка, сделайте мне фото, месье Жан", следующей шла "На улице Гороховой ажиотаж".

Через пару лет, уже в родной Советской Армии, был интересный случай. Я служил "художником" в военном клубе, и замполит части иногда приходил вести с нами - "бойцами идеологического фронта" - душеспасительные беседы. Однажды он задал мне вопрос: знаю ли я кто такой Токарев? Я ответил, что знаю, в третьей роте есть ефрейтор Токарев. Замполит на меня: Ты что, издеваешься? А Розенбаум в какой роте служит? Тогда до меня дошло, что он имел в виду Вилли Токарева, и дознавался, слушают ли его бойцы этих исполнителей. Так вот Токарева еще можно было с кем-то "спутать", но не Розенбаума )

Отличительная черта творчества Розенбаума - выбор определенной темы и глубокое в неё погружение. Первым большим пластом, освоенным начинающим исполнителем, была блатная одесская тема, основанная во многом на тематике "Одесских рассказов" Бабеля. Александр очень полно почувствовал тему, возможно, большим подспорьем в её освоении было его еврейское происхождение, но ему удалось создать вещи, которые приобрели вид народных "блатных" песен. Сказалось и влияние текстов Аркадия Северного и братьев Жемчужных.

Розенбаума часто сравнивают с Высоцким, но на мой взгляд их объединяет только тот факт, что они сами писали тексты своих песен, подбирали к ним мотивы, и сами исполняли под гитару. Но в своем проявлении они очень разные. Высоцкий тоже начинал со стилизаций под блатные песни, но в этом направлении не достиг серьезных успехов, рано бросив эту тему, переключившись на более серьезные направления. В целом Высоцкий оказался в своих текстах намного многовекторнее, чем Розенбаум.

Зато Розенбаум максимально отрабатывает выбранную тематическую нишу, он практически досуха выжал блатную одесскую тему, и перешел к следующим только тогда, когда нависла серьезная угроза пародирования самого себя.

Следующей успешнейшей темой оказалась... казачья. Совершенно неожиданный выбор для автора-еврея, известно, что отношения евреев и казаков исторически складывались не самым комплиментарным образом. Но Розенбаум сумел так овладеть казачьей спецификой, что выдал цикл, песни, а заодно и поэтические тексты которого, воспринимаются чуть ли не как казачьи народные. Та же "Только песня казаку во степи подмога". Да, есть в них что-то лубочное, но это только подчеркивает их естественность, потому что современное казачество существует только в качестве лубка.

Можно вспомнить про военную тему, про афганскую, в последние годы на первый план выходят мировоззренческие, в том числе обращение к еврейской национальной теме.

К сожалению, должен констатировать, что в своих поэтических текстах Розенбаум страдает некоторых однообразием и повторяемостью, чувствуется, что его таланту нужна внешняя цель, как тот же блатной мир Одессы или казачество, тогда он начинает блистать новизной специфических рифм и образов.

Тексты Розенбаума очень образные, поэтому выбор для "гусиной" пародии был невероятно широким. И все же я остановился на второй по очереди песне "Домашнего концерта" 1981 года, кассету с которым, как уже писал выше, заслушивал когда-то "до дыр". Итак, вспомните мотив "На улице Гороховой ажиотаж":

Опять на Дерибасовской бушует фурор,
Семён и Беня Крик поникли в грусти,
Устроила баб Соня натуральный террор,
Который раз её пропали гуси.

А было это летом, в восемнадцатый год,
Дзержинский и Урицкий банковали,
Чекисты подчистую обобрали народ,
Гусей у бабок тибрить приказали.

Баб Соня с Беней, и еще один молдован
Отбить гусей заслуженных решили,
Мокрушники сказали, Сёма, мол, - атаман
И всею шоблой в Питер покатили.

А в поезде читали уркаганы стихи,
Есенин, Маяковского «Про это»,
Решили – вирши Бени так не плохи,
Что выбран был он королем поэтов.

А в тамбуре старушка девяносто двух лет –
Баб Соня – от нахала отбивалась.
Дешевый извращенец мял на ней туалет,
И требовал, чтоб прямо тут отдалась.

Почувствовав душою этот грязный посыл,
Тут Сёма в тамбуре нарисовался.
Испортил воздух пошлый геронтофил
И добровольно под откос сорвался.

Вот к Питеру состав тот подошел не спеша,
Наганы вместе с кольтами достали –
Здесь шороху решили навести кореша
И все чекисты дружно задрожали.

Налёт на ГубЧеКа был неистов и зол,
Гусей баб Сониных они отбили,
Но каждый меткий выстрел свою жертву нашёл,
И над столами в морге свет включили…

1206

Гусиная подборка, в которой можно найти все пародии.

Комментарии


Называл наших предков оккупантами:

"Россия должна извиниться и покаяться за оккупацию Прибалтики, заявил народный артист России Александр Розенбаум в интервью «АиФ».
Журналист поинтересовался у артиста, должна ли Россия извиняться за какие-то события, в частности за «советскую оккупацию» Прибалтики.
«Несомненно. Конечно, мы оккупанты Эстонии, Латвии и Литвы. Время было такое. И так сложилось. Но нужно извиниться и покаяться. Сила человека в умении попросить прощения. Ничего в этом страшного нет. Государственные люди набедокурили в прошлом веке, давайте на государственном уровне закроем этот вопрос и извинимся. Мы же по-настоящему не покаялись даже перед самими собой», — ответил Розенбаум".

Не знал. Мне такое тоже читать не очень приятно, но я стараюсь не смешивать политику с творчеством. Если бы я писал рецензию о Разенбауме-политике, она, наверное, была бы другой.
Не хочется уподобляться западным либералам, которые стараются отрицать всё творчество определенного автора из-за разногласий по не устраивающему их вопросу.


Очень интересно, Сергей!
А я больше люблю питерский цикл, а блатной - совсем не люблю. А из песен - про уток (знаю, что она пафосная и заезженная, но люблю и всё!).
И я тоже сочинил пародию в твоём стиле. Вот :

Где-то шорох, и бабуся вдруг застыла чутко,
Нет, не воры. Слава Богу, показалось ей,
Вечереет, над полями пролетают утки,
Своим клином соблазняют и её гусей.

Снова осень закружила карусель мелодий:
Ноет сердце, хруст в суставах и живот урчит,
А гусь серый вдруг решил, что он совсем свободен,
И без брата в небо синее один летит.

Ты помнишь, бабусь, учили тебя отец твой и мать,
Доить – так доить!
Варить – так варить!
Пахать – так пахать!
Стрелять – так стрелять!
Но гусь твой уже летит высоко...
Летать так летать!
Ружьё не поднять рукой...

Не жалей, мать, что живёшь всегда ты как придётся,
Поставь свечку, чтоб сбылись скорее твои сны,
Он вернётся, блудный гусь к тебе опять вернётся,
Лишь полгода продержаться нужно до весны.

Ты помнишь, бабусь, учили тебя отец твой и мать,
Лечить – так лечить!
Любить – так любить!
Рыдать – так рыдать!
Прощать – так прощать!
И дух твой уже летит высоко...
Летать так летать!
До Бога недалеко...


Мне понравилось, местами позавидовал.
До Бога недалеко - хорошая концовка в этом контексте )


Спасибо за добрые слова!


До Бога недалеко - хорошая концовка в этом контексте )

Да, очень удачная концовка. )


Отличная пародия, Женя! Это уже напоминает своеобразную дружескую дуэль с Сергеем. Продолжайте с ним в том же духе. Мне нравится такая задумка! Очень даже интересно!)


Дуэль эта настолько дружеская, что Сергей, по-дружбе, даже посоветовал мне кое-что исправить. Что я и сделал :). Спасибо, Людмила


Кстати, автор рецензии и сам кое-что переделал в своей пародии :)


«На улице Марата(ходишь с широко открытыми глазами) я счастлив был когда-то»))
«Мечтаю снять леса со Спаса-на-Крови»(правда,постоянно ремонтируется), что ещё... «На ковре из жёлтых листьев»,а это вообще не стираемое,мне кажется,я все это ещё на пластинках слушала иголки портила)


О, у нас были все его пластинки! Мне очень нравятся песни Розенбаума, но самым любимым всегда был его ленинградский цикл.

"На дороге жизни"
В пальцы свои дышу -
Не обморозить бы.
Снова к тебе спешу
Ладожским озером.
Долго до утра, в тьму зенитки бьют,
И в прожекторах "Юнкерсы" ревут.
Пропастью до дна раскололся лёд,
Чёрная вода, и мотор ревёт:
"Вправо!" ...Ну, не подведи,
Ты теперь один правый.

Фары сквозь снег горят,
Светят в открытый рот.
Ссохшийся Ленинград
Корочки хлебной ждёт.
Вспомни-ка простор шумных площадей,
Там теперь не то - съели сизарей.
Там теперь не смех, не столичный сброд -
По стене на снег падает народ. Голод...
И то там, то тут в саночках везут ...голых.

Не повернуть руля,
Что-то мне муторно...
Близко совсем земля,
Ну, что ж ты, полуторка?..
Ты глаза закрой, не смотри, браток.
Из кабины кровь, да на колесо - ало
Их ещё несёт, а вот сердце - всё. Встало.


Спасибо, Сергей! Здорово! Правда, на этот раз в очень уж серьёзную и совсем не весёлую историю вляпались и гуси, и бабуся. Жалко их всех! А с Женей у вас прекрасный дуэт образовывается. )


Спасибо. Я не волен в поведении гусей и бабуси, это целиком зависит от пародируемого автора, а насчет дуэта - присоединяйся и будет трио :)


В десятку, Женя! Очень символичная и гармоничная картинка! И вот по гусю сразу же видно, что счастлив он под зонтиком! )))


Ага, помню как эту кассету гоняли )


А чья кассета-то была не помнишь? Алика Тетерина?