Больше рецензий

24 мая 2012 г. 09:17

155

4

Один из крупнейших современных специалистов по Западному средневековью на сей раз обращается к "имагинарному" (что до меня, то такой перевод мне кажется несколько тяжелым и косноязычным... "Мнимое"? "Иллюзорное"? "Пограничное?"...) - "снам общества", "снам цивилизации", как сам Ле Гофф раскрывает этот термин.
Это небольшой культурологический эскиз, набросок из истории "сотворения и использования образов", которые пронизывают собой культуру и общество. Образов, находящихся "на границе между историей и легендой, между реальностью и воображением". Большинство "героев и чудес" Ле Гоффа хорошо нам знакомы с детства - замки, рыцари, Лис Ренар, Робин Гуд... Все эти образы претерпевают постоянные трансформации, регулярно возрождаясь и оживая, порой, совершенно неожиданно, обретая новую актуальность в наши дни, благодаря Голливуду и комиксам. Так коварный герой средневековых сказок Лис Ренар вдруг чудесным образом становится неуловимым мстителем Зорро, а легендарная, но никогда не существовавшая в действительности "папесса Иоанна" до сих пор остается страшилкой для всего католичества. Волшебник Мерлин то и дело появляется в диснеевских мультиках в образе седобородого старца, а цирковые жонглеры, обернувшись назад, вглубь истории, вдруг обнаруживают своим духовным предком библейского царя Давида...
Средние века, из которых вышла современная Европа, продолжают жить в наших снах и фантазиях и герои Ле Гоффа, постоянно балансирующие на грани между святостью и грехом, добром и злом, жизнью и смертью, становятся нам только ближе и понятнее.
P.S. Даже европейская Мелюзина оказывается хорошо нам знакомой "царевной-Лягушкой", и образ ее обретёт совершенно иное звучание, если вы возьмете в руки Ле Гоффа.