higara

Эксперт

дегустатор безумия

24 июня 2020 г. 10:44

2K

0 Галопом по титанам

Я не думаю, что эта книга подходит для знакомства с периодом, хотя по наполнению она именно такую цель имеет - всего по крупинке. Но складывается ощущение, что Волкова хочет говорить не о том, что "и так все знают", ей хочется сказать что-то своё, помимо банальностей, но своего зачастую и нет, кроме эмоций. А ведь при ознакомлении важны именно банальные прописные истины. А тут система не складывается. К тому же рассказывает Волкова не интересно, как-то по-бабкински) так и представляю тётку с кичкой за кафедрой..
Только ленивый не написал, что то, что можно говорить, нельзя печатать в том же виде - неужели нельзя было выразить все это литературным письменным стилем? Если это авторская находка для эффекта присутствия на лекции, то она провалилась, я ощутила эффект присутствия перед телевизором, в котором завывая и вопрошая вскидывает руки Радзинский.
С логикой построения глав тоже бывают проблемы, которые при устном изложении наоборот являются плюсами. Например, первый-второй абзац о Донателло повторяет приведённую в конце цитату Прахова, зачем? В каждой главе куча цитат из других искусствоведов, вот их захотелось почитать, а о покупке сразу двух книг Волковой я пожалела. Кроме того приятный литературный стиль цитат подчеркивает убожество косноязыкого изложения основного текста. Ладно, пусть стоят как справочники + там все же есть репродукции.
Иногда Волкова бросает в читателя/слушателя интересный факт и идет дальше - например, Брейгель завещал сжечь некоторые картины, чтобы у семьи не было проблем - это офигенно интересно, какие? почему? какова их дальнейшая судьба?! Но нет.
Трактовки иногда кажутся субъективными и бездоказательными. Хотелось бы больше конкретики, отсылок к фактам, к истории, к символам. Это присутствует в какой-то мере, но не в достаточной.
Есть довольно симпатичные главы - например, о Боттичелли, Босхе, Джотто она пишет с чувством, читать интересно. А вот главы об Эль Греко, Беллини чисто ради галочки туда воткнуты.

Очень хорошая бумага и печать, но почему так мало картин? Раз уж вся бумага мелованная, можно было бы олитературить текст - он усел бы прилично - и добавить репродукций! Работа с самими иллюстрациями оставляет желать лучшего, расположение не способствует восприятию, да и размер картин - ну зачем вообще давать "Сад земных наслаждений" в таком формате? Что там можно разглядеть кроме мельтешения? Почему бы не сделать разворотный вкладыш по типу складня? Кракелюра под текст не пожалели, а вот Босха обидели! Как и Рафаэля - Афинская школа тоже скукожилась в углу страницы и если рассмотреть композицию всей фрески ещё можно, то мизансцены, которые так нахваливает Волкова, уже не читаемы. И , кстати, если в тексте присутствуют постоянные восклицания "Посмотрите на...", то дайте уже, на это посмотреть! Как понять гениальность Рафаэля, сумевшего вписать шедевры в трудное архитектурное пространство, если этого самого пространства не видишь? Как оценить гениальность "Парнаса", если если он отсутствует в книге? Да-да, в Гугле меня не забанили, но зачем тогда я тратилась на книгу? Ну и с Рафаэлем совсем обидно вышло, потому что та Форнарина, которую с придыханием описывает Волкова и та, что представлена на репродукции, это две разные картины! Описывается Дама с вуалью или Донна Велата, а репродукция - Портрет молодой женщины или Форнарина. В этой связи хорошо бы смотрелся список картин описываемых художников с местом хранения и список использованной литературы, раз уж в книге такое обилие цитат.

В завершении сего ругательного опуса пара слов об обложке. В главе о Боттичелли Паола сокрушается, как растиражировали, обытовили картины гения из-за того что они божественно красивы! Она вообще часто пишет, что картинам "досталось" из-за их популярности. Но что мы видим на обложке? Куски гениальной картины, рассеченной черной полосой корешка.. И сама Волкова не избегала соблазна! Но, конечно бывает оформление намного хуже... Например «Главное в истории искусств. Ключевые работы, темы, направления, техники» Сьюзи Ходж

Нон-фикшн2020

from Siberia with love

Комментарии

Интересно :)
Я видел Паолу Волкову единственный раз по телику, и мне понравилась её лекция. И иллюстрации были не перепутаны и не рассечены на части. Хотя, по телику их тоже не особенно хорошо видно, надо сказать.
Видно, её надо слушать, а не читать. Ничего общего с Радзинским я не заметил, ну а без субъективизма в таком предмете фиг обойдёшься :)

+1 24.06.20

значит, тот, кто это издал подложил ей большую жирненькую свинью ( там эффект радзинского создается обилием восклицаний и обращений, которые хороши в лекции, но не на бумаге
субъективным кажется, например, когда она говорит, что Носорог Дюрера это космический зверь. Эээ, ну может быть и да, а может быть и нет.. Почему она это говорит, вот что интересно, а пояснения отсутствуют (

+1 24.06.20

Носорог Дюрера -- зверь не из космоса, а из зверинца. Просто Дюрер его не сразу изобразил и потому кое-что забыл. А может, просто плохо рассмотрел :)

+1 24.06.20

А вот нет, она там наоборот нахваливает детали и точность изображения! Но он почему-то космический (в греческом смысле, как я поняла)

+1 24.06.20

Космос = порядок, по-гречески. Видимо, носорог любит во всём порядок :)))
Посмотрел сейчас изображение того риноцеруса. Он весь в звёздах :)

+1 24.06.20

И в Сатурнах тоже :)

0 24.06.20

А мне нравится оформление обложек в серии "Главное в истории..." :) Я никогда не читала Волкову, хотя мне не раз рекомендовали. Даже любопытно стало теперь))

+1 25.06.20

а меня эти буквы на лице мадонны угнетают))
Волкову если и читать, то не эти книги, лучше тогда ее слушать или может быть, в серии "Мост через бездну" язык литературный

0 25.06.20

Классная рецензия! Получила удовольствие от прочтения)

+1 03.07.20

Спасибо, ругаться всегда задорнее выходит, чем хвалить))

+1 03.07.20

Это правда) Но все по делу))

+1 03.07.20