Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 января 2012 г. 15:16

758

4

Большинство людей потому и живут такой нереальной жизнью, что они принимают за реальность внешние картины, а собственному внутреннему миру не дают и слова сказать.
(Г.Гессе ''Демиан'')

Ещё одна история взросления и становления личности, теперь уже от моего любимого автора Германа Гессе. Безусловно, эта книга, да и вообще творчество Гессе, принадлежат миру юности, молодости, когда происходят первые попытки самопознания и самоидентификации, поиски своего пути и своего места в этом мире, тогда каждая книга Гессе незаменима, потому что основной мотив, основная идея всего творчества Гессе — поиск себя, путь внутрь себя, познание себя как личности и гармонизация человека с природой, осознание себя как части природы, как части окружающего мира, но индивидуальной части, как облака, деревья, реки, птицы и животные создают мир вокруг, все существует как единый организм: убери что-то одно и гармония нарушится, но каждое из явлений природы уникально в своей неповоримости. Это очень важные аспекты становления юной личности и Гессе, в этой повести, предшественнице ''Сиддхартхи'', ''Степного волка'' и ''Игры в бисер'', даёт ответы на многие вопросы, как и задает новые, на которые нужно ответить уже тебе самому, найти те самые мысли которыми будешь жить. А в ''Демиане'' ещё наличествуют и мистицизм, и легкий псхоанализ по Лэнгу, и отсылки к герметизму — полный набор для пытливой и ищущей юной души.

История Синклера

История Синклера — история взросления любого из нас, — начинается в тот момент детства, когда в светлый и уютный домашний мир постепенно вползает реальность и два мира: мир чувственный и мир духовный, мир греха и мир добродетели — сливаются, потому как не существуют по отдельности и существуют внутри самого человека (соединение противоположностей в одном человеке, в одном мире и важно не отделять одно от другого, а принимать), когда в самый неожиданный момент вдруг понимаешь, что источник зла (или греха) может быть скрыт внутри тебя, когда начинают рушится опоры родительской защиты и ты сам становишься на ноги. Тот момент, когда внутри просыпается Демиан — голос внутренней истины, который у каждого свой собственный и только этот голос, а не внешние условности и социум может выработать собственную шкалу запретов и ограничений уникальную для каждого из нас, сообразно ей ты и будешь существовать. Нет реальности, кроме той, которую мы носим в себе. Ту самую шкалу реальности на пути к матери Еве — истинной жизни и истинному пониманию себя и своего предначертания, своей судьбы, индивидуальной для каждого. Как каждый из нас уникален по своему, каждый из нас, как часть того самого живого организма природы, такие разные и одинаковые одновременно.
Голос Демиана, голос сомнений, тот самый голос, что позволяет формировать свой собственный взгляд на вещи, отвечать только за себя и ни за кого более. К вере в Бога, я думаю, каждый должен приходить самостоятельно, путем сомнений в церковных догматах: если ты их принимаешь, то принимаешь осознанно, не послушно кивая головой, а именно приятие Бога через отрицание и сомнения. Как пришел к своей собственной вере и сам Гессе, проделав громадную внутреннюю работу. Мрачно-могучее сияние боли нужно осознать и прийти к нему самому!
И тянется опять к отцу творенье,
И к божеству и духу рвется снова,
И этой тяги полон мир всегда.
Она и боль, и радость, и беда,
И счастье, и борьба, и вдохновенье,
И храм, и песня, и любовь, и слово.

(Герман Гессе ''Игра в бисер'')

Ещё занимательно отношение Гессе к войне, пока ещё пропитанное немецким романтизмом из разряда: перемен требуют наши сердца. Пока всё воспринимается как разрушение старого мира на пути к новому, пока ещё силен дух Ницше, пока ещё... Конечно же, я согласна совершенно с тем, что война — это духовный кризис европейской цивилизации, попытки разрушить старое на пути к новому, но вот с прозвучавшим мнением о том, что всякое новое всегда строится на гибели других людей я никогда не соглашусь. Да, собственно, уже в ''Степном волке'' Гессе становится противником всякого милитаризма и войн и чумного, отравленного мира фашизма в ''Игре в бисер''.

Большое счастье, что практически всего Гессе я перечитала в глубокой юности, что позволило не отклониться с собственного пути к себе, не бояться одиночества и принять свою судьбу до конца, и когда мне необходимо, я всегда могу притянуть Демиана или Еву...

P.S. Московский книжный клуб. Перечитывание.

Комментарии


О, Юль, как ты хорошо написала. Надо будет перечитать. И я тоже рада, что Гессе читала в глубокой юности, как ты здорово выразилась.


Я так рада была, что выбрали Гессе читать :) Уникальный автор, пожалуй, один из самых человечных что ли...Люблю его перечитывать.


Я помню какое совершенно незабываемое впечатление было от первого прочтения Степного волка, Игры в бисер...


Игра в бисер, на мой взгляд, один из идеальнейших романов, наряду с Волшебной горой и Иосифом и его братьями Манна: по своей структуре, по философии, по воплощению.
А размышления о музыке просто в самую точку.


Да, Юль, именно эти романы я бы тоже назвала идеальными. Ну и еще парочка бы нашлась..:)


Да :)) Но на самом деле таких книг не очень много. Во всяком случае для меня :))


Спасибо! Мне тоже надо бы перечитать :)


:) Гессе вообще стоит перечитывания. Хочу ещё ''Игру в бисер'', наконец, перечитать.