Больше рецензий
15 февраля 2020 г. 23:59
4K
4 "Человечность своё отжила..."
РецензияНеобычная абсурдисткая пьеса, полная аллегорий, метафор, недосказанностей и тонких намеков на современное общество...Как остаться человеком в мире, где больше нет людей, где человечность не в цене, и что лучше: сохранить свою уникальность или поддаться "стадному" чувству, чтобы быть несчастным, но лишь бы быть, как все...
Начинающаяся вроде бы реалистично пьеса к концу и вовсе напоминает мрачные фантазии Кафки ( «Превращение» Франц Кафка ), с той лишь разницей, что у Кафки не было всеобщего (заразного) превращения людей в животных. Хотя идея, как ни странно, та же: один против всех. Один не-человек против разумных, таких здравомыслящих и таких жестоких людей, и один человек, желающий сохранить в себе что-то человеческое, против толпы веселых и энергичных носорогов, поддавшихся этой моде (или эпидемии?) на перевоплощение...
Конфликт личности и массы, индивидуума и общества разыгран автором в несколько аляповатых и странных, нелепых даже декорациях (слишком уже все стремительно здесь происходит, а местами даже комично, хотя тема-то в своей основе далеко не смешная...), но ведь суть от этого не меняется.
Нельзя быть независимым и свободным на 100% от общества; как ни крути, это невозможно; социум (и нахождение в этом социуме) дает человеку определенные блага и ресурсы, но вместе с тем и спрашивает с него за это и налагает определенные ограничения и обязанности (законы, правила, мораль). Но, с другой стороны, мы не обязаны подстраиваться под это общество; если мы поступаем в рамках закона и принципов морали, то почему мы должны менять свою натуру, свой характер, свои привычки, чтобы понравиться остальным, чтобы быть, как все?...
И главный страх (мне кажется, автору получилось это выразить очень наглядно) - это вовсе не "быть не таким, как все". Главный страх - это как раз "быть как все". Быть серой посредственностью, абсолютно никаким, без своих убеждений и без своего мнения - вот что в этом хорошего, что сливаешься с толпой?
Яркое, утрированное (конечно, это же произведение в жанре "абсурд") повествование, несколько неровное и местами даже отрывочное, но какое же глубокое и философское, к финалу страшное, но обнадеживающее одновременно: пока есть такие герои как Беранже, мир в безопасности)
Прочитано в группе "Драматургия" ("Театральный капустник")
Ветка комментариев
Много раз уже слышал про эту пьесу.
Вы сравнили её чем-то с Превращением Кафки, и мне тоже такое сравнение пришло.
Но тут ведь превращаются все, да? Кто не захотел быть собой?
Вспоминаете один из самых страшных рассказов русской литературы - Мусорный ветер Андрея Платонова.
Там тоже.. все превращаются в кого-то.
А про "Беранже" интересно. Это ведь фамилия и поэта, да?
Может, кто предан себе, красоте мира, остаётся собой?
1) Насчет "Превращения" Кафки. Да, напрашивается эта прямая аналогия; это вообще как перевертыш "Превращения": там один превратился, все остальные остались людьми. А здесь с зеркальной точностью наоборот: все превратились, а один остался человеком. То есть такая идея "один против всех" или "один в поле не воин" (хотя судя-то по пьесе, как раз-таки воин:) Вот эта идея противоборства в одиночку всему миру и всему обществу мне очень здесь понравилась.
Я до конца так и не поняла, если честно, почему они все превратились: была ли это эпидемия или все происходило по их желанию (недосказанности много в пьесе).
2) "Мусорный ветер" не читала. Я вообще у Платонова мало что читала.
3) Беранже в пьесе - это имя (я так поняла). Про поэта не знала.
Красивая версия, что-то в этом есть....