Больше рецензий

14 ноября 2011 г. 11:10

1K

4

"...мы бы не боялись так несовпадения во вкусах, если бы нам не навязали комплекс Дейла Карнеги, который усердно убеждает нас в том, что мы непременно должны завоевывать друзей и влиять на людей".



Однажды мне совершенно случайно попала в руки книга Дейла Карнеги. Возжелав завоевывать друзей, оказывать влияние на людей, перестать беспокоиться и начать жить, я начала ее читать. Но после нескольких глав я разочаровалась в этом сверхпопулярном авторе. Его секрет счастливой жизни представлял собой набор рекомендаций, часть из которых была до неприличия банальна (что-то вроде "Людям нравится, когда им улыбаются"), а часть - вовсе не так универсальна и эффективна, как это преподносил автор.

Долгое время я не могла найти единомышленников по отношению к Карнеги, все убеждали меня, что я просто его не поняла. И наконец - свершилось, я увидела книгу под названием "Анти-Карнеги"! Оказывается, существует целая концепция, разработанная Эвереттом Шостромом, в которой товарищ Карнеги разбивается в пух и прах. Автор книги противопоставляет две категории людей: манипуляторов и актуализаторов. Коротко говоря, манипуляторы - это те, кто видит в окружающих людях не более, чем объекты, на которые нужно влиять, как завещал великий Карнеги, чтобы добиться желаемого. Актуализаторы - люди, относящиеся к себе и к другим, как к живым цельным личностям, умеющие выражать свои чувства и сопереживать чувствам другого. Как несложно заметить, быть актуализатором гораздо лучше и приятнее, чем манипулятором.

Читая эту книгу, я с ужасом замечала в себе и своих близких некоторые черты и характерные уловки коварных манипуляторов. Поскольку они описаны автором прямо как зло во плоти, а актуализаторы - соответственно, как добро, я тотчас же захотела "перековаться" и стать веселым актуализатором. Но увы, автор прекрасно описывает признаки каждого типа, однако не дает советов по поводу того, как же приблизиться к состоянию актуализатора. Поэтому книга хороша лишь как средство диагностики, чтобы потом начинать работу над собой или идти к психологу с конкретным запросом.

Но если отойти от оригинальной "фишки" автора с противопоставлением Карнеги, то в книге нет ничего выдающегося. Сейчас выпускается множество подобных изданий о том, как важно любить себя, выражать свои чувства, и как плохо этого не делать. Мораль этой и подобных книг можно выразить в виде пожелания, бывшего популярным в моем детстве:

"Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех!"

Так что, любите себя, друзья мои, чихайте на тех, кто этого заслуживает, а на досуге все же почитайте "Анти-Карнеги" - вредным уж точно не будет.

Ветка комментариев


Состояние аффекта, в котором человек практически не контролирует свои действия - это не вполне рядовая ситуация. Нормальный, вменяемый человек не настолько ослеплен своими страстями, чтобы совершать абсолютно ничем не обоснованные поступки.
Удивительно, но я знала сказку "Гуси-лебеди" совсем в другом варианте: там девочка сразу соглашается съесть пирожок, трясет яблоню, и все эти предметы помогают ей найти брата. Сейчас ознакомилась с расширенной версией, где у поступков девочки (хоть ее образ и несколько противоречив) все-таки есть мотивы. Я расценила ее отказ от помощи, как уверенность в собственных силах, она способна сама найти брата и без совершения таких унизительных (на ее взгляд) поступков, как съедание невкусного пирожка и т.д.


:)))
Вы смешали две сказки. ;) Они похожи в этом отношении, но не совсем. В "Гусях-лебедях" девочка сначала очень сильно нуждалась в помощи, она просила ее у многих, но отвечала, например: "стану я есть ржаной пирожок, у моего батюшки и пшеничные не едятся!" На обратном пути, когда она уже испытала некоторые горести, то ведет себя уже совсем по-другому в каждой из тех же самых ситуаций.

А про то, как трясла яблоки - это сказки, которые условно можно объединить под общим именем "Морозко". Тоже очень хорошо типажи показаны. Первая девочка делала то, о чем ее просили, совершенно никак не мотивированно, по доброте душевной, поскольку вообще не знала, какой прок ей будет от этого (кстати, вообще очень распространенный момент в большинстве сказок). А вторая, хотя и была мотивирована, и знала уже заранее, как НАДО себя вести, но вот и мотивации не хватило. :)) Не все в жизни можно на кривой козе объехать. По этой именно причине Карнеги мне не особенно близок, хотя в целом ничего криминального в его советах нет, молоток - он и есть молоток, а уж в каких целях он будет применяться - это дело того, кто молоток в руки берет - гвозди забивать или по башке кому стукнуть. ;)