Больше рецензий

14 ноября 2011 г. 11:10

1K

4

"...мы бы не боялись так несовпадения во вкусах, если бы нам не навязали комплекс Дейла Карнеги, который усердно убеждает нас в том, что мы непременно должны завоевывать друзей и влиять на людей".



Однажды мне совершенно случайно попала в руки книга Дейла Карнеги. Возжелав завоевывать друзей, оказывать влияние на людей, перестать беспокоиться и начать жить, я начала ее читать. Но после нескольких глав я разочаровалась в этом сверхпопулярном авторе. Его секрет счастливой жизни представлял собой набор рекомендаций, часть из которых была до неприличия банальна (что-то вроде "Людям нравится, когда им улыбаются"), а часть - вовсе не так универсальна и эффективна, как это преподносил автор.

Долгое время я не могла найти единомышленников по отношению к Карнеги, все убеждали меня, что я просто его не поняла. И наконец - свершилось, я увидела книгу под названием "Анти-Карнеги"! Оказывается, существует целая концепция, разработанная Эвереттом Шостромом, в которой товарищ Карнеги разбивается в пух и прах. Автор книги противопоставляет две категории людей: манипуляторов и актуализаторов. Коротко говоря, манипуляторы - это те, кто видит в окружающих людях не более, чем объекты, на которые нужно влиять, как завещал великий Карнеги, чтобы добиться желаемого. Актуализаторы - люди, относящиеся к себе и к другим, как к живым цельным личностям, умеющие выражать свои чувства и сопереживать чувствам другого. Как несложно заметить, быть актуализатором гораздо лучше и приятнее, чем манипулятором.

Читая эту книгу, я с ужасом замечала в себе и своих близких некоторые черты и характерные уловки коварных манипуляторов. Поскольку они описаны автором прямо как зло во плоти, а актуализаторы - соответственно, как добро, я тотчас же захотела "перековаться" и стать веселым актуализатором. Но увы, автор прекрасно описывает признаки каждого типа, однако не дает советов по поводу того, как же приблизиться к состоянию актуализатора. Поэтому книга хороша лишь как средство диагностики, чтобы потом начинать работу над собой или идти к психологу с конкретным запросом.

Но если отойти от оригинальной "фишки" автора с противопоставлением Карнеги, то в книге нет ничего выдающегося. Сейчас выпускается множество подобных изданий о том, как важно любить себя, выражать свои чувства, и как плохо этого не делать. Мораль этой и подобных книг можно выразить в виде пожелания, бывшего популярным в моем детстве:

"Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех!"

Так что, любите себя, друзья мои, чихайте на тех, кто этого заслуживает, а на досуге все же почитайте "Анти-Карнеги" - вредным уж точно не будет.

Комментарии


ура!ура! а то я начала комплексовать- меня уж очень раздражает Карнеги..Спасибо, единомышленник!


Но если отойти от оригинальной "фишки" автора с противопоставлением Карнеги, то в книге нет ничего выдающегося.


Спасибо за "Анти-Шостром". Надо будет почитать :)


А я думала со мной что-то не так=)) Пыталась читать Карнеги и через 30 страниц бросила. Надо будет почитать эту книгу.


Оказывается, нас (нелюбителей Карнеги) много!))


На самом деле, сами по себе приемы, о которых Карнеги говорит - это просто инструменты, как, скажем, молоток или дрель. А вот подоплека, с которой каждый человек использует эти инструменты, зависит все-таки больше от самого человека. Так вот идея "любить только себя" - она ничем не лучше, как раз, руководствуясь такой идеей, можно с успехом многими инструментами Карнеги и пользоваться.

И идея любить и уважать людей просто так - она не нова. :))) Я бы сказала, бОльшая часть литературы вообще об этом. Но это уже не в области инструментария лежит, а в области духовных вопросов. Пока человек ищет мотивацию всем своим поступкам, в том числе и в отношениях с людьми, он и будет оставаться манипулятором, просто более или менее успешным, причем вне зависимости от того, будет он пользоваться советами Карнеги, или нет.


Так вот идея "любить только себя" - она ничем не лучше, как раз, руководствуясь такой идеей, можно с успехом многими инструментами Карнеги и пользоваться.


Никто не призывает любить только себя. По утверждению автора, без любви к себе невозможна любовь к другому человеку. И я с этим скорее согласна, чем нет.

Пока человек ищет мотивацию всем своим поступкам, в том числе и в отношениях с людьми, он и будет оставаться манипулятором


Интересная точка зрения... На мой взгляд, мотивация имеется абсолютно у всех поступков. Более того, без должной мотивации поступка бы не было.


Это все словесные дебри, все равно что в трех соснах блуждать.
Когда Вы дышите, то задумываетесь над мотивацией этого? Или когда садитесь кушать? Иногда - да, мы делаем это осознанно или с какой-то конкретной целью, но в целом, даже говорить, что мы дышим, чтобы не умереть - это говорить ни о чем, потому что мы не видим перед собой этой цели, мы не думаем о ней, и, например, кошка вообще не знает, зачем она дышит или мышку преследует.

То же самое возможно и с любыми поступками, и в том числе во взаимоотношениях с людьми.


Дыхание и прочие физиологические вещи совершаются практически на автомате и без особых усилий. Но даже у того же принятия пищи могут быть совершенно различные мотивации. Одному человеку совсем нечего кушать и он действительно думает о том, что ему нужна еда, чтобы не умереть, и отправляется на поиски пищи. Другой сидит в кинотеатре и для собственного удовольствия грызет попкорн. Третьему необходимо для лечения желудка принимать пищу с определнными интервалами. У каждого из них своя мотивация, в соответствии с которой он действует.
И то, что человек осознает свою мотивацию, может расценить ее, как достаточную или недостаточную, и на основании этого принимать решения, идет ему только в плюс.


Из этого следует, что абсолютно все поступки основаны на мотивации?

Что мы подразумеваем под мотивацией? Говорят, например: "мой сын совсем не хочет учиться, у него нет мотивации, он не понимает, зачем ему это нужно." То есть, мотивация - это понимание цели, для чего я делаю то или иное.
Поехали дальше. Карнеги я читала 20 лет назад, помню уже не все, могу что-то напутать, но там, вроде бы, есть такая история про медсестру, которая супер как умела слушать, и поэтому, не смотря на средненькую внешность, у нее не было отбоя от женихов. Из книги, или из головы читателя, который читает это, как бы следует, что ее цель, ее мотивация - это выйти замуж. Ну, допустим даже. Но едем дальше. Вы допускаете, что любое общение, когда любой человек слушает другого, подразумевает под собой какую-то цель?
Никогда, по-Вашему, не бывает так, что человек слушает другого просто потому, что видит, что тому надо выговориться? :)


Что мы подразумеваем под мотивацией? Говорят, например: "мой сын совсем не хочет учиться, у него нет мотивации, он не понимает, зачем ему это нужно." То есть, мотивация - это понимание цели, для чего я делаю то или иное.


Согласна, это понимание цели. Но в моем понимании мотивация - это еще и то, что побуждает к действию. Когда человек что-то делает, у него однозначно есть мотивация, иначе он бы этого не делал. Дело в том, что он зачастую не осознает, в чем именно она заключается.

Вы допускаете, что любое общение, когда любой человек слушает другого, подразумевает под собой какую-то цель?
Никогда, по-Вашему, не бывает так, что человек слушает другого просто потому, что видит, что тому надо выговориться? :)


Любое общение имеет под собой цель, в том числе, и то, когда один человек слушает другого. У него есть выбор: слушать или не слушать, если он выбирает слушать, значит, это совпадает с его целями. Человек может всем своим поведением заявлять о том, что ему надо выговориться, но собеседник/окружающие его не выслушают, хоть и видят, что он в этом нуждается.


Ну я не согласна категорически, что ЛЮБОЕ общение имеет цель. Оно МОЖЕТ иметь цель, но не обязательно. Более того, я считаю, что вообще в поступки человека не обязаны иметь какую-то цель в принципе. И именно такое состояние для меня лично является идеалом, к которому очень хочется стремиться. Я считаю, что так называемый "духовный рост" (не путать с личностным ;)) в этом примерно и состоит, хотя это очень грубое и упрощенное определение, конечно.


Более того, я считаю, что вообще в поступки человека не обязаны иметь какую-то цель в принципе.


...но тем не менее, имеют. Хотя это не более, чем моя точка зрения :) Видимо, я все-таки сторонник личностного роста, а не духовного, но для меня важна осознанность и четкое понимание своих целей.


Причем я совершенно согласна с Вами, что человек, даже видя, что другой нуждается в нем как в слушателе, может не принять этот посыл, скажем, посчитав, что у него нет мотивации в этом. Другой может принять посыл, найдя в этом мотивацию. Но нельзя исключать человека, который примет этот посыл вне всякой мотивации, а просто находясь в соответствии с ситуацией.


Да, и еще другая категория поступков может быть, когда человек делает что-то не исходя из ситуации, и не исходя из мотивации! То есть, он может быть вполне мотивирован, чтобы человека, скажем, выслушать, и ситуация требует этого, но его слепят какие-то страсти, аффекты, и он проходит мимо. Например, чтобы уж не быть голословной, в сказке "Гуси-лебеди", на пути, когда девочка ищет брата, ей все предлагают помощь за что-то несложное (съесть пирожок, например), но девочка находится во власти гордости, и хотя она ох как мотивирована, чтобы сделать то, о чем ее просят, но проходит мимо.

Кстати, существование этой вот категории поступков еще раз, хотя и косвенно, доказывает существования поступков "согласно ситуации", и полностью подтверждает принципиальное наличие поступков "вне мотивации".


Состояние аффекта, в котором человек практически не контролирует свои действия - это не вполне рядовая ситуация. Нормальный, вменяемый человек не настолько ослеплен своими страстями, чтобы совершать абсолютно ничем не обоснованные поступки.
Удивительно, но я знала сказку "Гуси-лебеди" совсем в другом варианте: там девочка сразу соглашается съесть пирожок, трясет яблоню, и все эти предметы помогают ей найти брата. Сейчас ознакомилась с расширенной версией, где у поступков девочки (хоть ее образ и несколько противоречив) все-таки есть мотивы. Я расценила ее отказ от помощи, как уверенность в собственных силах, она способна сама найти брата и без совершения таких унизительных (на ее взгляд) поступков, как съедание невкусного пирожка и т.д.


:)))
Вы смешали две сказки. ;) Они похожи в этом отношении, но не совсем. В "Гусях-лебедях" девочка сначала очень сильно нуждалась в помощи, она просила ее у многих, но отвечала, например: "стану я есть ржаной пирожок, у моего батюшки и пшеничные не едятся!" На обратном пути, когда она уже испытала некоторые горести, то ведет себя уже совсем по-другому в каждой из тех же самых ситуаций.

А про то, как трясла яблоки - это сказки, которые условно можно объединить под общим именем "Морозко". Тоже очень хорошо типажи показаны. Первая девочка делала то, о чем ее просили, совершенно никак не мотивированно, по доброте душевной, поскольку вообще не знала, какой прок ей будет от этого (кстати, вообще очень распространенный момент в большинстве сказок). А вторая, хотя и была мотивирована, и знала уже заранее, как НАДО себя вести, но вот и мотивации не хватило. :)) Не все в жизни можно на кривой козе объехать. По этой именно причине Карнеги мне не особенно близок, хотя в целом ничего криминального в его советах нет, молоток - он и есть молоток, а уж в каких целях он будет применяться - это дело того, кто молоток в руки берет - гвозди забивать или по башке кому стукнуть. ;)