AVS

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 января 2020 г. 19:42

229

4 Роман с претензией на шедевральность, но не шедевр.

С господином Лукьяненко я была в не очень хороших отношениях, хотя еще не читала ни одной его книги. Гнев мой вызвала довольно бредовая, на мой взгляд, статья о творчестве Владислава Крапивина. Учитывая тот факт, что сам Лукьяненко фанат и "ученик" последнего, наезды на него выглядят как минимум странно. Ну да ладно, перечитав статью сейчас, я не столь критична, хоть и нахожу ее сомнительной. К чему это я?

А к тому, что роман "Рыцари сорока островов" был первым крупным произведением писателя и задумывался именно как пародия на Крапивина. К счастью для романа, от этой идеи Лукьяненко быстро отказался. Но тема для спора осталась. Выражена она в эпиграфе, взятом из повести Крапивина и звучит так: "Дети могут воевать со взрослыми. Взрослые тоже воюют с детьми, они одичали. Но дети не воюют с детьми ни на одной планете - они еще не посходили с ума!"

Вообще говоря, странно (особенно учитывая рассуждения в романе), что Лукьяненко взялся полемизировать с Крапивиным именно на эту тему, он ведь неплохо знает творчество Владислава Петровича.

Думаю, в качестве дебюта, "Рыцари" - очень и очень удачный результат! Захватывает сразу и до последней страницы! Все недостатки можно, вероятно, объяснить дебютом, и многие из них Лукьяненко признает сам. Тем не менее, я выскажусь.

Очень жаль, но я не увидела какой-то глубинной идеи, а она очень напрашивалась! Мы живем "под колпаком" и возможно, являемся пешками в чьем-то эксперименте? Возможно, но по-моему, это совсем не является главной идеей книги. Если единственной задачей автора было показать, что дети могут убивать детей, то это, в общем, не новая тема, и на мой взгляд, куда лучше удалась Голдингу в "Повелителе мух" (хотя Лукьяненко утверждал, что не был на тот момент знаком с Голдингом). Вот, кстати, Голдингу я верю. У него убедительно показано моральное падение детей. А у Лукьяненко дети как-то очень быстро и легко привыкают убивать и предавать. Мне не хватило рефлексии героев. Безусловно, они поставлены в такие условия, что выбор у них, мягко говоря, не особо какой есть. Честно, для меня тут вопрос спорный. Конечно, желание вернуться домой - очень сильное и естественное для ребенка, можно его запугать и убедить, что это "игра", но я все-таки не верю, чтобы дети быстро смирились с тем, что надо убивать по-настоящему.

Мне кажется такая картина правдоподобной, если представить взрослое обществ (в частности, создание и развал Конфедерации). В общем, в этих детях ничего детского и нет. По-взрослому они себя ведут и разговаривают. Но меня порадовало, что в какой-то момент они начали все-таки рассуждать и пытаться действовать иначе. У Голдинга, кстати, как раз наоборот: дети сначала пытались думать, строить общество наподобие взрослого, что вполне согласуется с детской психологией. Можно, конечно, сказать, что убивать дети научились так же у взрослых, но вроде бы, в описываемое время войну с убийствами на каждом углу дети не могли видеть...

Очень напряженное чтение, интрига, ожидание философской развязки - все начинает рушиться на 9/10 книги. Прямо как со Стругацкими: появляются пришельцы (это не спойлер, потому что о пришельцах становится известно в начале), и начинается какая-то дичь, так, что хочется воскликнуть: "Не верю!!" Неубедительной мне показалась причина, побудившая пришельцев устроить Игру. Сами пришельцы... ну... какие-то совсем из детской фантастики. У меня возникло ощущение, что автор сам, начиная писать, не имел представления о финале и, когда потребовалась развязка, не постарался ее продумать. И больше всего меня расстроила незавершенность финала.Спойлер! Главный герой со своей подружкой вернулись - и что? Ну, царапнуло слегка, что только они вернулись - и что? Чем закончится битва с пришельцами? Что будет с остальными ребятами? Думай, читатель, что хочешь! Последней сценой уличной драки автор, вероятно, хотел показать, что "и у нас так же, и это уже не фантастика", но, простите, стоило ли ради этого разводить полемику? Уж этого у Крапивина вполне достаточно!

"Крапивинского" в книге действительно много. Чувствуются здесь и "Дети синего фламинго", и "Голубятня на желтой поляне"... Много интересных идей и образов, которые не доведены до конца. Заброшены оказались дальние острова... Но я вовсе не хочу сказать, что роман плохой! Плоха та книга, которая не оставляет пищи для размышлений. Здесь ее предостаточно, потому я и написала такой длинный отзыв.
И я рада, что познакомилась с Лукьяненко, читала с удовольствием.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!