crazy_squirrel

Эксперт

по прятанию орехов

8 января 2020 г. 18:09

686

4.5

Когда я впервые читала Мьёвилля, у меня случилось что-то на подобие читательского экстаза. Не смотря на отвратительный (в прямом смысле) сеттинг, 1000+ страниц в читалки, смесь фантастики и стимпанка, магического реализма и ещё кучи всего, мне понравилось настолько, что оторваться не могла. Это был Вокзал потерянных снов , первая книга из цикла Бас-Лага. История затягивала, описания гипнотизировали, от мира Нью-Кробюзона тошнило и одновременно хотелось разобраться, что же там к чему. И лишь сейчас я добралась до продолжения.

Вторая книга — „Шрам“ — всё такая же невероятная и неповторимая, и всё же не такая. Это история не о городе, а о немыслимом, невозможном государстве-плавучем острове, пиратской коммуне, состоящей исключительно из украденных кораблей. Это государство, Армада, уже много веков дрейфует водами океана, живёт за счёт пиратства и некоторой торговли. Здесь свои законы и деньги, свой язык и обычаи. Все, кому не повезло оказаться на захваченном Армадой корабле, автоматически становятся её гражданами, пожизненно. Преступники и рабы радуются, ведь они наконец-то получают работу и уважение, а вот миссионеры и моряки — как-то не особо.
Так же в Армаду попадает и Беллис Хладовин, переводчица, отправившаяся якобы в новую колонию за новой жизнью, а на самом деле убегающая из Нью-Кробюзона (здесь можно сослаться к первой части цикла, однако если вы её не читали, не беда, связь с сюжетом здесь минимальная и в целом объяснена). Но когда Беллис оказывается в Армаде, единственным её желанием остается возможность вернуться в Нью-Кробюзон. Вона начинает разбираться в политике и интригах, заводить опасных друзей, расспостранять слухи, — всё, лишь бы получить возможность. А потом всё оказывается совсем не тем, чем казалось изначально.

„Шрам“, к сожалению, не настолько захватывающий, как „Вокзал“. Но это при том, что „Вокзал“ получил у меня 6 из 5, а „Шрам“ — 4,5 из 5. Здесь повстречаются люди-какты и люди-киборги (или, вернее, люди-стимборги, ведь вместо электроники у них часто паровые двигатели (и вместо ног в том числе)). Здесь есть люди-комары (и их кровожадные женщины — одни из самых страшных и трагических существ) и существа, не поддающиеся класификации, зато они умеют менять реальность по своему усмотрению. Здесь есть магия, виртуозность, страсть, предательство, — всё, что нужно для динамичного романа. Событий чрезвычайно много, действующих лиц — не меньше, но под конец истории все эти 1000+ страниц вдруг складываются в единую, гармоничную, заранее продуманную до мелочей картину. Которая была такой с самого начала, просто рассказ был слишком необычен и интересен, чтобы обращать на это внимание.

Советовать кому-то Мьевилля — гиблое дело, всё же он слишком специфический. Но впрочем, если вы любите очень необычные миры, много подробностей, запутанный сюжет, стимпанк — и не боитесь не слишком приятных описаний (и не в деталях, а скорее в общем ощущении) — попробуйте. Всё же на то и существую деликатессы, чтобы нравиться не всем :)

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!