Больше рецензий

e-j-b

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 сентября 2011 г. 19:43

680

3

Почему название "Острие бритвы" я так до конца и не поняла. Несколько раз сверкнуло понимание благодаря промелькнувшим в нескольких местах аналогии с "Лезвием бритвы" Ефремова. Неужели всё та же самая бритва Оккама, тоненькая до такой степени, что не ошибиться — один шанс на сто. И оттого у каждого героя свой порез.

Какое-то несобранное, расплывчатое впечатление. Несколько жизней совсем не похожих друг на друга людей, в начале тесно связанных между собой и под конец развеянных ветром по миру. Я люблю романы "без героя" и, наверное, этот роман должен был стать именно таким, но персонажа, о котором говорится ровно столько же, сколько и об остальных героях, постоянно выделяет через чур разговорчивый автор, явно симпатизирующий ему и очень нравоучительный. И, странное дело, при всём при этом Ларри всё равно не удаётся быть главным, он так и остаётся до конца страниц навязчивым, навязанным нам, типом.

Это мог бы быть роман о человеке, родившемся не в то время и не в том месте.
Это мог бы быть роман о свободе от рамок и условностей, но получился о человеке, который всю свою жизнь как раз таки и искал рамки, в которые бы поудобней себя загнать.
Роман о нескольких жизнях, и оставшихся бритвенных шрамах на них, тоже не удался - слишком субъективен благодаря наличию на страницах автора, совершенно живого, какого-то безгрешного, не скрывающего себя, единственного, кому удалось не порезаться, совершенно лишнего человека.

Я так и не смогла понять Ларри. Недоразвитый, недописанный персонаж, с которого будто бы начинается свобода, поначалу вдохновляющая, но какая-то напряжённая, тяжёлая, мечущаяся, а разве свобода может быть такой? И на одной из страниц ты вдруг понимаешь, что это лже-свобода, и что Ларри, как и остальные герои тоже порезался, сам того не заметив, и рана его глубже, чем у остальных.

Первым, но увы, не совсем удачным знакомством с Моэмом я обязана читателю Omiana , которая посоветовала мне эту книгу в рамках флэшмоба 2011.

Ветка комментариев


Жаль, что книга не впечатлила.
Для меня же она стала по-настоящему знаковой, вызвала на долгие споры с автором, пересмотр некоторых жизненных ценностей. Лично я восприняла Ларри, как человека потерянного, после войны он отчаянно пытался найти новый смысл в жизни, то настоящее, что могло бы принести ему ощущение гармонии с миром. И именно за эти поиски я его и ценю, мне все это близко и понятно.
А споры с самой собой были из-за Изабеллы. Мне хотелось ее то осудить, то понять, но в конце концов я пришла к тому, что в романах Моэма изображены именно люди во всей их неоднозначности, а не черно-белые персонажи, живущие лишь на бумаге. Каждый из мной прочитанных романов Моэма, хоть и нравятся они мне по-разному, заставлял заново что-то переосмыслить в своей жизни, за это я его и люблю.


Я Изабеллу как раз очень хорошо понимала и не смотря на то, что не все её поступки мне нравились, она для меня не осталась загадкой. Ларри вроде бы и понимаю, а вроде бы и нет. Было такое чувство, что всё что он говорил, делала противоречило с тем, что о нём говорил сам Моэм, хотя он и восхищался его личностью. В общем мою мысль очень точно выразила вот здесь sparrow_grass

Но всё равно спасибо, вы подтолкнули меня к последующему чтению Моэма, теперь не успокоюсь, пока не скажу точно нравится или не нравится автор. Может быть просто эта книга, благодаря документальности - не совсем его, он тут не главный над героями, потому что не он их создал.