Больше рецензий

sparrow_grass

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 июля 2011 г. 02:06

882

5

... Я думаю, что из того, что я вам расскажу, вы можете получить пользу исключительно в порядке толчка, отталкивания, даже, может быть, отталкивания сопротивления, так как мой опыт довольно своеобразен и, пожалуй, имеет мало общего с вашим. <...>
Поэтому я прошу мои слова считать не рецептом, не законом, не выводами. <...> Я нахожусь ещё в процессе становления, так же, вероятно, как и вы.
...У меня нет выводов в отношении воспитания, и поэтому позвольте мне говорить с вами, как товарищу с товарищами, о тех гипотезах-предчуствиях, которые у меня есть, ибо то, что я скажу, - это скорее предчувствие, чем выводы.


Сказать, что мне книга понравилась - это ничего не сказать. Практически каждая строчка прорезонировала с моим нынешним состоянием, с моим сегодняшним опытом и ощущениями. Макаренко был воистину великим человеком, без преувеличения.

В этой книге собраны в основном его лекции, на темы семейного, школьного воспитания, рассказан опыт обеих коммун, возглавляемых Антоном Семёновичем, а также его педагогические воззрения в целом. Конечно, особенно важно то, что это слова не теоретика какого-нибудь, а практикующего педагога, который добивался действительно поразительных результатов, многие его воспитанники стали людьми, что называется, настоящими, некоторые продолжили его педагогическую деятельность, зародились педагогические династии. Сам по себе опыт его коммун потрясающий, если можно так сказать о чтении, то я бы своё чтение этих мест назвала бы восторженным. Воистину, организовать детские коммуны в 30-ых годах на принципе самоокупаемости, с собственным производством, с потрясающей дисциплиной, с далёкими перспективами с точки зрения жизни самих коммунаров - всё это потрясает воображение. Мне лично очень жаль, что его принципы трудового воспитания мало реализованы на практике сейчас, да даже в школах, вроде бы, уже отменили и труды, и УПК. Но ведь вот что ещё интересно - его идеи по обустройству коммун ведь были идеями очень делового человека! Настолько делового, что, без сомнения, он намного предвосхитил, (ну или шёл параллельно) многие идеи успешных мировых компаний, их внутреннего обустройства, я имею ввиду. Думаю, что его идеи важны не только в педагогике, а и в бизнесе, в делах общественных и даже государственных.

Очень понравилось довольно неожиданное на первый взгляд утверждение Мастера о том, что в педагогике нельзя опираться на талант. Антон Семёнович говорил о том, что сам он отнюдь не был талантлив в педагогике, иначе не набивал бы такое количество шишек, не шёл бы такими тернистыми путями, не находил бы решения методом проб и ошибок. Он убедительно выводит теорему о том, что нельзя в педагогике делать ставку на талант. Это потрясающе просто! Действительно, разве можно допускать брак в воспитательном процессе? А если ставить на талант, то значит, исходя из того, что не все педагоги талантливы, получается, что воспитательный процесс строится на удачу. Именно это сейчас особенно остро и наглядно видно, когда родители, как очумелые, гоняются за "хорошими" школами, "хорошими" учителями, и перед первым апреля, вот смеху-то!, выстраиваются гигантские очереди в школы с "талантами", когда рядом стоят точно такие же школы полупустые, потому что в них нет "талантов". Потрясающая слепота общества, которое роет себе могилу.

Тем не менее, Антон Семёнович, как бы он ни открещивался от собственной талантливости, обладал, несомненно, огромным талантом - талантом человека, талантом к жизни! Не знаю кто как, но сама за себя знаю, что я вечный ученик, постоянно учусь, и постоянно занимаюсь не только воспитанием собственного ребёнка, но и воспитанием себя самой, самовоспитанием. И с этой точки зрения книга несомненно дала мне очень много. Что такое дисциплина, например - помилуйте, неужели это важно только для детей? А для взрослых уже нет? В общем, часть идей книги просто очень полезна любому человеку, вне зависимости от вовлечения его в педагогические процессы. Ну уж а если говорить о педагогике, и пока я могу говорить только о семейной педагогике, под большинством идей могу подписаться собственными слезами, граблями, шишками, набитыми на протяжении 12-ти лет воспитания собственного чада, ну и успехами, конечно. :) Ко многим выводам я сама пришла, например, обо всём, что сказано у Макаренко об авторитете, о влиянии общества, коллектива на воспитание ребёнка. И много "открытий" (всё гениальное - просто, удивительно, как можно было раньше не додуматься!) весьма полезных, его советы, да даже не советы собственно говоря, идеи, наверное, начинают творить чудеса. Постановка голоса - действительно, как это важно! Как важны мелочи, всякие, как важно иметь чёткие и ясные цели - всё это априори вроде бы и понятно, но гораздо понятнее и действеннее, если "услышать" это из уст не какого-нибудь теоретика, а такого человека, как Антон Семёнович Макаренко. Книга заряжена его деловитостью, оптимизмом, энергией, и читая её, получаешь большую жизненную подпитку, за что и ему, и составителям книги огромное спасибо. Мастер говорит о том, что всё возможно, всему можно научиться, со всем можно справиться, и ему невозможно не верить, и книга вдохновляет на подвиги.

Ветка комментариев


Спасибо, классная рецензия. Не очень согласна про ненужность поиска хорошей школы - ищут же не просто талантливых учителей, ищут неравнодушных к своим ученикам. Правда, возможно, в любых школах есть процент как тех, так и других учителей - с этой точки зрения да, присматриваться можно к любой.


Дело в том, что как подходить. С точки зрения конкретных родителей и их чада - да, им (нам), конечно, хочется своё чадо запихнуть в наилучшую школу к наилучшему учителю. Но с точки зрения общества, государства - это неумно, это вообще-то безобразие - давать дело воспитания детей, то есть, нашего будущего - на волю случая.


Ну, случайность, наверное, всегда присутствовать будет... А как в Финляндии школы устроены, где об этом можно почитать?


Надо поискать, у меня у самой очень смутные представления, в основном из одной статьи, плюс знакомая по жж, живущая в Хельсинки, немного рассказывала. Найду что-нибудь конкретное, обязательно отпишусь здесь.


Спасибо :)


Да пока не за что, и правда, голословно пока получилось... у меня часто так бывает, что я не очень помню суть, но ощущения обычно верные. Там смысл был в том, что есть какие-то международные оценки, и вот по ним финны да, всех обставили. А система у них очень универсальная, вот в том-то и фишка, хотя не только в этом, конечно. :)


Вот само обсуждение у меня в журнале - http://sparrow-grass.livejournal.com/389696.html, а система-критерий называется PISA.


Вот ещё что с ходу нашлось - http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=5634

Но вообще, наши журналистские статейки часто дурацкие, там надо всё либо делить на два, либо выискивать смысл по крупицам. Мне ещё рассказывала подруга, она эстонка, но Финляндия им как бы близка и по духу, и вообще она очень по-свойски к ней относится. Она мне тоже говорила, что там сама школьная система построена на очень универсальных принципах. Вот Макаренко был уверен, что не особенно вообще какой-то там талант нужен, нужна хорошая система, и отличные педагоги будут в ней прекрасно воспитываться, что нет ничего такого в профессии педагога, чему там нельзя научиться. Я думаю, он прав.


Ну вот цитата из http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=5634, решила её здесь вставить, поскольку она отражает именно то, что я хочу сказать здесь:

Одно из достижений – финские родители не ищут для своих детей школу получше и попрестижнее, а отправляют в ту, что ближе к дому. Дело в том, что, согласно той же PISA, разница в результатах между школами Финляндии – одна из самых маленьких в мире. То есть в Суоми градации на «элитные» и «обычные массовые» учебные заведения не существует в принципе. Школа она и есть школа. Бесплатная для всех (обучение в немногочисленных частных также является бесплатным).


Еще раз спасибо! Статья уже повергла в легкий шок, но дискуссию и правда лучше продолжить у Вас в журнале, только чуть позже :)