Больше рецензий

sparrow_grass

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 июля 2011 г. 02:06

882

5

... Я думаю, что из того, что я вам расскажу, вы можете получить пользу исключительно в порядке толчка, отталкивания, даже, может быть, отталкивания сопротивления, так как мой опыт довольно своеобразен и, пожалуй, имеет мало общего с вашим. <...>
Поэтому я прошу мои слова считать не рецептом, не законом, не выводами. <...> Я нахожусь ещё в процессе становления, так же, вероятно, как и вы.
...У меня нет выводов в отношении воспитания, и поэтому позвольте мне говорить с вами, как товарищу с товарищами, о тех гипотезах-предчуствиях, которые у меня есть, ибо то, что я скажу, - это скорее предчувствие, чем выводы.


Сказать, что мне книга понравилась - это ничего не сказать. Практически каждая строчка прорезонировала с моим нынешним состоянием, с моим сегодняшним опытом и ощущениями. Макаренко был воистину великим человеком, без преувеличения.

В этой книге собраны в основном его лекции, на темы семейного, школьного воспитания, рассказан опыт обеих коммун, возглавляемых Антоном Семёновичем, а также его педагогические воззрения в целом. Конечно, особенно важно то, что это слова не теоретика какого-нибудь, а практикующего педагога, который добивался действительно поразительных результатов, многие его воспитанники стали людьми, что называется, настоящими, некоторые продолжили его педагогическую деятельность, зародились педагогические династии. Сам по себе опыт его коммун потрясающий, если можно так сказать о чтении, то я бы своё чтение этих мест назвала бы восторженным. Воистину, организовать детские коммуны в 30-ых годах на принципе самоокупаемости, с собственным производством, с потрясающей дисциплиной, с далёкими перспективами с точки зрения жизни самих коммунаров - всё это потрясает воображение. Мне лично очень жаль, что его принципы трудового воспитания мало реализованы на практике сейчас, да даже в школах, вроде бы, уже отменили и труды, и УПК. Но ведь вот что ещё интересно - его идеи по обустройству коммун ведь были идеями очень делового человека! Настолько делового, что, без сомнения, он намного предвосхитил, (ну или шёл параллельно) многие идеи успешных мировых компаний, их внутреннего обустройства, я имею ввиду. Думаю, что его идеи важны не только в педагогике, а и в бизнесе, в делах общественных и даже государственных.

Очень понравилось довольно неожиданное на первый взгляд утверждение Мастера о том, что в педагогике нельзя опираться на талант. Антон Семёнович говорил о том, что сам он отнюдь не был талантлив в педагогике, иначе не набивал бы такое количество шишек, не шёл бы такими тернистыми путями, не находил бы решения методом проб и ошибок. Он убедительно выводит теорему о том, что нельзя в педагогике делать ставку на талант. Это потрясающе просто! Действительно, разве можно допускать брак в воспитательном процессе? А если ставить на талант, то значит, исходя из того, что не все педагоги талантливы, получается, что воспитательный процесс строится на удачу. Именно это сейчас особенно остро и наглядно видно, когда родители, как очумелые, гоняются за "хорошими" школами, "хорошими" учителями, и перед первым апреля, вот смеху-то!, выстраиваются гигантские очереди в школы с "талантами", когда рядом стоят точно такие же школы полупустые, потому что в них нет "талантов". Потрясающая слепота общества, которое роет себе могилу.

Тем не менее, Антон Семёнович, как бы он ни открещивался от собственной талантливости, обладал, несомненно, огромным талантом - талантом человека, талантом к жизни! Не знаю кто как, но сама за себя знаю, что я вечный ученик, постоянно учусь, и постоянно занимаюсь не только воспитанием собственного ребёнка, но и воспитанием себя самой, самовоспитанием. И с этой точки зрения книга несомненно дала мне очень много. Что такое дисциплина, например - помилуйте, неужели это важно только для детей? А для взрослых уже нет? В общем, часть идей книги просто очень полезна любому человеку, вне зависимости от вовлечения его в педагогические процессы. Ну уж а если говорить о педагогике, и пока я могу говорить только о семейной педагогике, под большинством идей могу подписаться собственными слезами, граблями, шишками, набитыми на протяжении 12-ти лет воспитания собственного чада, ну и успехами, конечно. :) Ко многим выводам я сама пришла, например, обо всём, что сказано у Макаренко об авторитете, о влиянии общества, коллектива на воспитание ребёнка. И много "открытий" (всё гениальное - просто, удивительно, как можно было раньше не додуматься!) весьма полезных, его советы, да даже не советы собственно говоря, идеи, наверное, начинают творить чудеса. Постановка голоса - действительно, как это важно! Как важны мелочи, всякие, как важно иметь чёткие и ясные цели - всё это априори вроде бы и понятно, но гораздо понятнее и действеннее, если "услышать" это из уст не какого-нибудь теоретика, а такого человека, как Антон Семёнович Макаренко. Книга заряжена его деловитостью, оптимизмом, энергией, и читая её, получаешь большую жизненную подпитку, за что и ему, и составителям книги огромное спасибо. Мастер говорит о том, что всё возможно, всему можно научиться, со всем можно справиться, и ему невозможно не верить, и книга вдохновляет на подвиги.

Комментарии


Здоровски!


Спасибо. Возможно, слишком эмоционально написала, но мне и правда очень понравилось, но это слабо сказано, на многие вещи будто глаза открылись. :)


Прочитаю обязательно, спасибо.


По форме во многих местах книга вроде бы выглядит по-советски так очень, но что удивительно, что это в основном именно форма, содержание там удивительно современное - идеи хозрасчёта, деловитости, корпоративности, я бы сказала. Ну и про детей очень хорошо - не такое мямлянье, какое сейчас зачастую можно встретить о воспитании, мол, нужна любовь к ребёнку, нужно предоставлять ему свободу, видеть индивидуальность и т.д., а у него всё довольно конкретно, и чётко, и на самом деле, не противоречит никаким вменяемым современным принципам. Я поразилась, когда начала читать, потому что про Макаренко слышала только так, по верхам, мне представлялся он эдаким жёстким солдафоном, оказалось, что это абсолютно не так. Впрочем, возможно, что многие идеи и в "Педагогической поэме" отлично освещены, но её я только начала читать.


И ещё, немного жалею, что раньше не прочитала эту книгу, лет 10-12 назад, когда дочка была маленькой. Стольких ошибок удалось бы избежать! Но с другой стороны, у меня есть такое подозрение, что тогда бы я многому бы не поверила бы всё-таки, всё-таки до многих мыслей я теперь дошла сама, и может быть, именно поэтому и остальные мне теперь кажутся верными.


Ну и что, что по-советски. Нам, кстати, Макаренко в институте обязательно советовали читать)


Я это к тому, что некоторых, возможно, может такая форма отпугнуть.
А вообще, мне кажется, Макаренко надо читать не только будущим (или действующим) педагогам.


Ага, родителям тоже не помешает. Ну и нам, психологам, тоже))


Да не только. Я пока читала, думала, что там много чисто деловых, бизнес-идей, полезным даже с точки зрения корпоративной культуры. И что удивительно - я не стала вначале читать предисловия, от составителей, но пролистала-просмотрела это всё после прочтения самих Макаренковских лекций, так вот, составители утверждают, что за рубежом, оказывается, довольно много тоже его наследие изучают, а во многих японских фирмах, например, эта книга является настольной. Так что мои ощущения и утверждения составителей совпали.

Далее, я считаю, что его идеи очень полезны были бы, если бы у нас было бы нормальное, ответственное государство. Например, его идеи об обустройстве школ, что нельзя рассчитывать на талант. У нас сейчас в обществе какая-то ненормальность в этом отношении, и всем кажется, что так и должно быть. А вот на самом деле, самая лучшая сейчас образовательная система в мире - Финская - опирается на очень схожие идеи. Вот ведь тоже совпадение!
И таких совпадений, я думаю, гораздо больше, чем я могу себе представить.


Очень здорово написали! Очень!
Мне вообще очень близок подход Макаренко как педагога к воспитанию детей: когда у учителя и ученика абсолютно равные права и обязанности друг перед другом. Равные.


Спасибо на добром слове. :) Я себя часто ловила на сравнении с принципами другого великого педагога - Януша Корчака. Тоже практик, с потрясающими результатами, жалко, что у его детей не было будущего и нельзя узнать, какими бы они выросли. Конечно, многое у него было принципиально по-другому, но в целом, в общем, вот этот подход, исходящий из личной практики - самоуправляемые коммуны - он очень схож, мне кажется.


Дождалась рецензию :), понравилось как вы написали. Обязательно при случае прочту. Спасибо!


) Теперь читаю "Педагогическую поэму", не знаю ещё пока, насколько сильно обе эти книги пересекаются идеями. Наверное, одно от другого неотделимо. Я просто хотела сначала почитать его советы по воспитанию в семье, то есть то, что наиболее актуально простому человеку, не связанному с педагогической деятельностью, но оказалось, что его идеи, отражённые даже казалось бы, в далёкой от меня деятельности, всё равно очень жизненны и полезны. Вот уж раньше никогда бы не подумала, и даже как-то с предубеждением некоторым эти книги покупала.


Спасибо за хорошую рецензию!!! Когда читала Макаренко, тоже была в восторге. Думаю, может пришло время перечитать...


Не за что. Мне ещё просто кажется, что к нему самому, к его методам, есть какое-то предубеждение, мол, он был солдафоном, всё строил на какой-то казарменной основе, плюс всё советское, не современное, не соответствует идеям свободы и т.д. У меня у самой было подобное предубеждение, по крайней мере. И вот, я поняла, что это совершенно не так, что его эта военизация, как он сам называл свой метод - это вовсе не подавление свободы и личности, а как раз наоборот, просто попробуйте организовать несколько сот подростков, чтобы у них не было бы дедовщины и других негативных проявлений, без дисциплины; ну и по семейному воспитанию, на удивление, у него логичные мысли.

Кстати, в предыдущей книге, которую я прочитала, испанского мыслителя Марина, понятие счастья очень сходное - это и благополучие, и созидание, то есть, благо не только для себя, но и для общества - удивительно, насколько сходные мысли у столь разных людей, разных стран и разного времени.


Да, верно заметила... Предубеждение такое насчет Макаренко есть. Я и сама, когда начинала читать, думала что увижу нечто военизированное, а там такие глубИны! ))
От личности воспитателя многое зависит, мастерство тоже необходимо, но оно не решает. Мне понравилась еще у тебя такая мысль, что Макаренко обладал талантом жить. Да, это верно. И таким качеством должен обладать любой педагог, только тогда у него что-то получится. Кажется, тогда я это и поняла, когда его читала. Стала наблюдать за успешными учителями и заметила, что они все весьма оптимистичны и жизнелюбивы.(и когда нет рядом детей, ведут себя сами как дети!).
В семейном воспитании без этого тоже никуда. Я недавно прочитала Фромма "Искусство любить", так даже он про это сказал. Молоко и мед - то, что должна дать каждая мать своему ребенку. Молоко-безусловная любовь, мед-любовь к жизни. Научить ребенка любить жизнь.
Не поверишь, я Макаренко читала в 18 лет, летом на каникулах, перед тем как поехать в пионерлагерь работать вожатой. Наивная такая была)) Но что-то в голове осталось, конечно.


:) Мне кажется, что его опыт просто взять и перенести, скажем, в пионерлагерь, невозможно. Но вполне реально что-то взять на вооружение, ну и главное, творчески подходить ко всему дальше, и с умом.


Ну вот и я к такому же выводу пришла)))


Спасибо, классная рецензия. Не очень согласна про ненужность поиска хорошей школы - ищут же не просто талантливых учителей, ищут неравнодушных к своим ученикам. Правда, возможно, в любых школах есть процент как тех, так и других учителей - с этой точки зрения да, присматриваться можно к любой.


Дело в том, что как подходить. С точки зрения конкретных родителей и их чада - да, им (нам), конечно, хочется своё чадо запихнуть в наилучшую школу к наилучшему учителю. Но с точки зрения общества, государства - это неумно, это вообще-то безобразие - давать дело воспитания детей, то есть, нашего будущего - на волю случая.


Ну, случайность, наверное, всегда присутствовать будет... А как в Финляндии школы устроены, где об этом можно почитать?


Надо поискать, у меня у самой очень смутные представления, в основном из одной статьи, плюс знакомая по жж, живущая в Хельсинки, немного рассказывала. Найду что-нибудь конкретное, обязательно отпишусь здесь.


Спасибо :)


Да пока не за что, и правда, голословно пока получилось... у меня часто так бывает, что я не очень помню суть, но ощущения обычно верные. Там смысл был в том, что есть какие-то международные оценки, и вот по ним финны да, всех обставили. А система у них очень универсальная, вот в том-то и фишка, хотя не только в этом, конечно. :)


Вот само обсуждение у меня в журнале - http://sparrow-grass.livejournal.com/389696.html, а система-критерий называется PISA.


Вот ещё что с ходу нашлось - http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=5634

Но вообще, наши журналистские статейки часто дурацкие, там надо всё либо делить на два, либо выискивать смысл по крупицам. Мне ещё рассказывала подруга, она эстонка, но Финляндия им как бы близка и по духу, и вообще она очень по-свойски к ней относится. Она мне тоже говорила, что там сама школьная система построена на очень универсальных принципах. Вот Макаренко был уверен, что не особенно вообще какой-то там талант нужен, нужна хорошая система, и отличные педагоги будут в ней прекрасно воспитываться, что нет ничего такого в профессии педагога, чему там нельзя научиться. Я думаю, он прав.


Ну вот цитата из http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=5634, решила её здесь вставить, поскольку она отражает именно то, что я хочу сказать здесь:

Одно из достижений – финские родители не ищут для своих детей школу получше и попрестижнее, а отправляют в ту, что ближе к дому. Дело в том, что, согласно той же PISA, разница в результатах между школами Финляндии – одна из самых маленьких в мире. То есть в Суоми градации на «элитные» и «обычные массовые» учебные заведения не существует в принципе. Школа она и есть школа. Бесплатная для всех (обучение в немногочисленных частных также является бесплатным).


Еще раз спасибо! Статья уже повергла в легкий шок, но дискуссию и правда лучше продолжить у Вас в журнале, только чуть позже :)