Больше рецензий

anna_angerona

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 июня 2011 г. 23:02

146

2

Всё-таки мы с Диной Рубиной мыслим и ощущаем в совершенно разных плоскостях. Причём параллельных. "На солнечной стороне улицы" - очередное тому подтверждение (после "Почерка Леонардо").

Во время чтения романа ни на минуту не покидает ощущение, будто автор пытается вызвать жалость к своим персонажам. Только вот попытки эти, в силу их настойчивости, имеют обратный эффект. И они так же неубедительны, как и сами персонажи, которые подобны бесцветным героям книжек-раскрасок: бесплоТные очертания, которые читатель вынужден (посредством своего воображения) самостоятельно наполнять содержимым, додумывать, чтобы хоть как-то их одушевить. Диалектика персонажей почти неощутима – они выглядят довольно инертными и статичными. Кроме того, создаётся впечатление, будто их искусственно внедрили в совершенно чуждую им среду: они не гармонируют с
окружающей их сюжетной действительностью.

Стиль изложения отличается многословием, причём рубинское многословие (в отличие от набоковского, например) кажется громоздким, вязким, сюжетно неоправданным. Оно ощущается ненужным довеском к повествованию, непомерно утяжеляющим его. Там, где была бы уместна сдержанная лаконичность, в романе неудержимо растекается патока многословия, которую порой хочется просто обойти стороной, чтобы не увязнуть в ней. Пространные описания Ташкента в романе придают его образу какую-то неестественность и вычурность. Нередко многословные зарисовки, встречающиеся в произведении, не представляют какой бы то ни было информативной ценности и потому кажутся надуманными и неуместными. Зачем, например, сообщать читателю о длине юбки библиотекарши (более чем второстепенного персонажа) весьма увесистым и стилистически перегруженным предложением? Гиперболизация мелочей – ещё одна отличительная черта стиля Дины Рубиной в этом произведении. Причём зачастую она, опять же, ни сюжетно, ни стилистически не оправдана.

Что касается сюжета, построение его адекватно, определённые «изгибы» и пересечения сюжетных линий довольно занятны. Правда, мысленно распутывать клубок событийных перипетий в процессе чтения романа особенно не приходится, т.к. сюжет в целом весьма прозрачен. Но для того, чтобы назвать его безукоризненным и блистательным, лично мне не хватило одного существенного «ингредиента»: достоверности.Читатель явственно ощущает, в какие события романа и в положительность каких героев автор пытается заставить его поверить – так же явственно, как и усилия автора по пробуждению в нём, читателе, этой самой веры. Оттого всё происходящее кажется ещё менее убедительным.

********************************************************
Книга была прочитана в рамках Флэшмоба-2011.
Спасибо winter-berry за этот ценный читательский опыт!

Комментарии


О, хорошая и точная рецензия. А ненужные многословные подробности это от неумения писать, у других это тоже сплошь и рядом.


Спасибо)
Да, абсолютно с Вами согласна по поводу истоков многословия.


Пришла в восторг только от двух звёздочек)
А прочла - ... О , как согласна! Прекрасно!)


Спасибо за понимание)


Да, согласна с вами! Я слушала ее в наушниках, и многие перегруженные словами предложения просто "пролетали" мимо. Иногда я даже задумывалась о чем-то своем, и возвращаясь к тексту, удивлялась, что собственно ничего важного и не пропустила)