4 октября 2015 г., 13:52

759

Родительский совет. Как приучить ребёнка к чтению?

73 понравилось 64 комментария 9 добавить в избранное

o-o.jpeg Шесть брянских школьников стали победителями регионального этапа всероссийского конкурса «Самый читающий школьник». За год они прочли больше тысячи книг: от приключенческих романов до научной фантастики.

Сверстникам победителей, да и большинству взрослых есть чему поучиться. Тем более, читательский рейтинг составляли не со слов учащихся, а по данным библиотек, которые ребята посещали как в течение учебного года, так и на каникулах. Мы решили спросить у родителей уникальных мальчиков и девочек, как им удалёися переключить внимание с модных гаджетов на книги?

Полезное удовольствие
Больше всех книг прочитал второклассник Илья ПЕРЕДЕЛЬСКИЙ из Карачева. Рекорд восьмилетнего мальчика – 340 книг! И это без учёта литературы, которую он брал из домашней библиотеки, а также журналов, которые ребёнок в буквальном смысле штудирует с космической скоростью.

«Я сама отвела сына в районную библиотеку, когда ему не было и четырёх лет, - рассказывает мама юного книголюба Жанна, - посчитала, что ребёнку уже пора познакомиться с книгами и начать самому выбирать то, что ему интересно. И это сработало. Вначале Илья выбирал поэзию, но со временем начал увлечённо читать и прозу. И с каждым годом произведения становились всё серьёзнее и объёмнее. Из излюбленных - «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо и «Гарри Поттер» Джоан Роулинг, «проглотить» которые он может за считанные дни».

«Он без преувеличения читает в два раза быстрее, чем я, - говорит мама второклассника, - мы даже соревновались с ним на время. За два часа он с лёгкостью преодолевает 150 страниц, а я только100. Причём осознанно, а не ради того, чтобы его похвалили. Для него это - удовольствие. Не откладывайте знакомство своего ребёнка с книгами, и вы не только поможете ему развить фантазию, но и подарите богатый внутренний мир», советует брянчанка.

Учат общаться
На шесть книг меньше, чем Илья, прочла его ровесница Алина ТКАЧЁВА из посёлка Суземка. По мнению мамы девочки Марины, тяга к литературе - заслуга её классного руководителя Виктории Макеевой, которая с первого класса старается заинтересовать ребят интересной литературой.

«Любовь к чтению - это у нас семейное, - улыбается родительница, - я по образованию - педагог, бабушка - библиотекарь, вот Алина с малых лет и впитала, что книга - всему голова. Ещё и в школе с учителем повезло, которая умеет найти подход к детям и так заинтересовать, что они после урока всем классом в библиотеку бегут наперегонки».

Алина не просто читает, но и с удовольствием потом делится своим мнением о прочитанном с родными и друзьями. «У неё ведь глаза горят, когда она страницу за страницей перелистывает, - делится своими наблюдениями мама, - сейчас вот Пришвина полюбила, а раньше без ума от сказок была. Я считаю, что дети обязательно должны читать, и то, что им действительно нравится. Это не только пополняет их словарный запас, но и помогает развивать такие качества, как коммуникабельность, в то время как компьютерные игрушки, напротив, делают наших детей замкнутыми и закрытыми от сверстников».
картинка Arlett
Победители конкурса после награждения. Фото: Брянский филиал "Почты России"

Главное - заинтересовать
На счету пятиклассника из Почепа Кирилла МАЛЬНИКОВА 145 книг. Своей настольной книгой мальчик считает «Приключения Тома Сойера» Марка Твена. Правда, в последнее время он начал увлекаться исторической и даже научно-популярной литературой. С особым энтузиазмом штудирует энциклопедии о динозаврах.

«Начиная с раннего детства, мы рассказывали ему сказки, а он запоминал их и потом с лёгкостью пересказывал, - вспоминает мама школьника Залина,- а когда сам научился читать, попросил записать его в библиотеку, чтобы самостоятельно выбирать книги. Привить ребёнку любовь к чему-либо нетрудно, главное - заинтересовать. А вот чем именно - мультиками, играми или книгой - зависит уже от родителей и от того, насколько ответственно они подходят к воспитанию своего сокровища».

Старшеклассница Ирина КОТОВА из посёлка Комаричи может провести за книгой весь день, особенно, если это современная фантастика или остросюжетный детектив.

«Некоторые книги дочь читает по нескольку раз, - рассказывает мама Иры Наталья. - У нас семья большая, читать любят все, но не так, как она. Иногда даже ругать её приходится за чрезмерное увлечение, всё-таки ещё и домашнее задание нужно успеть сделать».

Дух захватывает
Тягу к приключенческим романам и мифам древнего мира тринадцатилетняя Оксана ГОРОБЕЦ из Суземки получила по наследству от старшей сестры. Мир книги школьница открыла для себя всего три года назад, но уже успела проштудировать несколько десятков хороших книг, которые стали для неё верными спутниками и друзьями по жизни.

«Обе наши девочки читают увлечённо и с удовольствием, - рассказывает мама Оксаны Татьяна, - я и сама не прочь день с книгой провести, но у меня сейчас нет на это времени, поэтому я ей даже немного завидую».

Шестиклассница Дарина КАПРАЛОВА из Клинцов успела прочесть за год 146 книг. Любовь к литературе ей привила бабушка, которая с раннего детства читала девочке сказки и открыла для неё новый фантастический мир.

«Дарина - частый гость в библиотеке, - рассказывает мама школьницы Ирина, - несмотря на то, что мы сами часто книги покупаем. Обычно она выбирает фантастику или историческую литературу, сказки давно остались в прошлом. Прививать любовь к хорошей книге никогда не поздно, и чем раньше это поймут родители, тем счастливее и добрее будут их дети».

Справка
Региональный этап Всероссийского конкурса «Самый читающий школьник» был организован в рамках Года литературы «Почтой России» совместно с издательской группой ЭКСМО-АСТ при поддержке Российского Книжного Союза. В нём приняли участие более 100 юных читателей, зарегистрированных в детских библиотеках по всей области.

В группу Новости Все обсуждения группы
73 понравилось 9 добавить в избранное

Комментарии 64

«Это не только пополняет их словарный запас, но и помогает развивать такие качества, как коммуникабельность, в то время как компьютерные игрушки, напротив, делают наших детей замкнутыми и закрытыми от сверстников».


Привычка транслировать свои взрослые стереотипы (как правило, довольно глупые) - это плохо.

А дети, конечно, молодцы, даже несмотря на то, что в изложении АиФ все это напоминает какое-то соцсоревнование со штампованными комментариями счастливых родителей юных пионеров.

340 книг в год? Да ладно.
Это, наверное тот, который и на фотке читает.
Я бы на месте родителей испугалась бы такой цифры.
И чо - эти дети не играют в майнкрафт?
Как-то не по людски, ей-бо.

2 ответа

А советов-то я так и не нашла.Пишут,что эти дети любят читать,но как приучить не пишут.

4 ответа

Меня родители легко приучили к чтению лет с 5. Постоянно читали сказки, я без них за стол не садилась))) А потом мама научила читать по "Букварю" и собственно подсунула первую книгу сказок) И понеслось...с тех пор я книголюб:)

У меня само собой как-то вышло в детстве полюбить читать. Отец нигде с книгой не расставался, даже мать в это дело вовлек. Все время, как себя помню - они читали. Как тут не зачитать самой? Это было в порядке вещей, а вот не читать - это уже отклонение.

Помню, на курсах "Люблю читать" часто давали простой совет - читать вместе с ребенком и на виду у ребенка, чтобы он видел, что родители это постоянно делают. А то приходит мать, жалуется на ребенка, что он не читает. Спрашиваешь, читает ли сама, и в ответ слышишь нет. С чего ребенок-то будет?

Помимо простого чтения по ролям можно еще читать паровозиком или при чтении намеренно допускать нелепые ошибки, чтобы ребенок следил за текстом и переправлял. Детей это приводит в какой-то восторг. Уже проверено. Или придумывать другие веселые способы чтения.

А еще ребенку лет с 10 давать право самоопределения в книгах, а не только школьной литературой пичкать. Мне почему-то всегда казалось, что нелюбовь к чтению - это просто еще не найденная любимая книга.

Вот, выжимка из личного опыта.

5 ответов

Не верю. Какое-то "БОЛЬШЕВЫШЕСИЛЬНЕЕ!!!". В 8 лет далеко не всякую книгу поймёшь. Ну, хотя бы потому, что личного опыта мало, словарный запас не так широк, проводить параллели с реальной жизнью трудно, ибо жизни-то ещё особо и не было. Просто количество ради количества, ну а качество - потом. Ребёнок-роутер: пропускает через себя пакеты данных, ничего не усваивая. Прочесть - это одно, понять - другое. Здесь значительную роль играет, наверное, спортивный интерес и жажда ребёнка/родителей иметь возможность похвалиться собой, быть элитой. У меня в классе были друзья, которых никуда не пускали без надзора, кроме как в школу. Зато на родительских собраниях родители сих детей как бы невзначай подчёркивали, что чада-то у них такие домашние и прилежные, прямо ангелочки, и сами никуда ведь не просятся, дурных компаний избегают, ага.
Я не говорю, что читать в столь юном возрасте - плохо. Я и сам шёл в школу уже умея читать/писать/считать и т.д., но всё хорошо в меру, не? Имхо, тут не обошлось без элемента навязывания или хитрого поощрения.
По-моему, лучше жить, чем читать о жизни, а детство - это и есть квинтэссенция жизни, ни одна книга не стоит того, чтобы тратить на неё это прекрасное время, если на то нет желания. Если есть - хорошо, но что-то мне подсказывает, что родители из статьи чуть-чуть лукавят относительно истовой любви своих детей к книгам. Дети бесправны, за них легко говорить. А ведь в статье вещают именно родители. Самих-то юных книжных червей о чём-нибудь спросили?
Вообще, чтение - навык базовый, что все с ним так носятся? Сейчас все читают. Ну, кто-то классику, кто-то паблики в ВК, но каждый же сам выбирает, да? Какая-то беспросветная однобокость.

Любовь к чтению - это у нас семейное

Тоже не верю в музыкальные/литературные/медицинские и прочие семьи, ибо тут имидж семьи важнее интересов ребёнка. Ну, плюс опыт родителей (набитая тропа, связи и тэпэ).

в то время как компьютерные игрушки, напротив, делают наших детей замкнутыми и закрытыми от сверстников

Нуисчобы. Как же без клише? Может, не будем в крайности бросаться? Компьютерные игры очень даже сближают детей, а вот книги - в редких случаях. Я помню, как у мои бывшие одноклассники одно время подсели на Perfect World. Так вот, "закрытым от сверстников" оказался я, ибо я в PW не играл, т.к. игры меня вообще не цепляют.

3 ответа

Ремень, или, за плохие оценки, целый день работать в огороде - лучший мотиватор для хорошей учебы)))

1 ответ

Господи! Лепят гениев, отрабатывая свои комплексы. Получают невротиков((((

35 ответов

А эти дети помнят хоть-что-нибудь из того, что прочитали? На самом деле, практически любой может прочитать огромное количество книг. Важно здесь во-первых, как отмечалось выше, качество содержания книг, а во-вторых, скажем, некий результат. Ну прочитал мальчик 145 книг, и как они на него повлияли? Хоть одна в памяти отложилась? а соревновательный элемент, мне кажется, только повредит. Соревнования хороши для Олимпийских игр. а здесь они лишние. Может, другой ребенок 20 книг прочел за год, но все их понял, прочувствовал, и они с ним остались

3 ответа

Тот факт, что маленький человек читает, очень хорошо. Неважно, насколько тоненькие прочитанные им книги, - для него и это труд. Сейчас дети в своей массе почти не читают.
Мы в своём детстве много читали. В библиотеке, я помню, даже ограничивали количество выданных книг, больше трёх не давали, и не поощряли частые визиты. По этой причине я была записана в три библиотеки. Умудрялась читать на ходу. Порой, пока идёшь из библиотеки домой, одну книгу наполовину прочтёшь.

1 ответ

Читайте также