31 октября 2014 г., 20:00

2K

Живое Интервью: Bookeanarium, или Девушка с топором

88 понравилось 47 комментариев 10 добавить в избранное


Героиня нового выпуска «Живого Интервью», постоянной рубрики Клубного Дома LiveLib — bookeanarium . За этим ником скрывается Ирина Распопина, хорошо известная Рунету своим блогом, посвящённым книгам и всему, что с ними связано. Ирина — активный участник сетевой жизнедеятельности, читатель, обозреватель, целеустремлённый, трудолюбивый и крайне разносторонний человек, поэтому взять это интервью и немного познакомиться и лично, и с внутренней кухней одного из самых читаемых книжных ЖЖ стало большим удовольствием.

NB: Живое интервью означает, что помимо наших вопросов вы сможете задать и собственные, и весьма вероятно, Ирина на них ответит. Все необходимые правила вы найдёте в конце статьи.



Irina_Raspopina_1-o.jpeg

Дальше...

Ира, ты стала обладателем премии Блогбеста за лучший текстовый блог Сибири, в прошлом году мы следили за тем, как ты до последнего момента лидировала в голосовании за лучший книжный блог Рунета и в итоге уступила только внутреннему ресурсу ЖЖ, Букриоту. В этом году ты снова борешься с лучшими. Учитывая не спадающие в 2014 году темпы чтения и рецензирования книг, тебя абсолютно официально можно считать одним из самых активных книжных блогеров, пишущих на русском языке. Расскажи, как это тебя изменило, что привнесло в твою ежедневную реальность?

Помимо частного книжного блога я по работе администрирую разные группы ВК, веду несколько аккаунтов в Твиттере, за один из которых получила в прошлом году премию «Лучший корпоративный твиттер Иркутска», есть призовое место в конкурсе «Инстаграм моего города», но книжный блог — всё же моё любимое детище. В первую очередь потому, что после «Блогбеста» меня позвали работать в газету, причём в одну из самых серьёзных иркутских газет; в «Восточно-Сибирской правде» лучшие журналисты, профессионалы своего дела, это большая честь – быть в одном коллективе с ними. К чувству гордости за место работы примешивается радость, что я самореализуюсь по своему первому высшему образованию, и пять лет журфака были не зря.

По роду своей деятельности ты преподаватель в Байкальском госуниверситете экономики и права, книжный обозреватель в «Восточно-Сибирской правде» и к тому же старший инспектор по кадрам. При этом ещё и активный пользователь социальных сетей: ЖЖ за последний год стал многотысячником, в фейсбуке возникают обмены мнениями и дискуссии, инстаграм пополняется. Вопрос закономерный: в чём секрет, когда ты всё успеваешь?

Евгений Ройзман на презентации своей книги сказал отличную фразу: «Я всю жизнь успевал всё, хотя мне вечно не хватает времени». И я знаю несколько людей, которые успевают намного больше меня. Я поражаюсь их трудоспособности и стараюсь брать с них пример; очень уважаю трудолюбивых людей. Хотя иногда чувствую себя то Алисой, то белым кроликом, а то и бессмертным пони из знаменитого стихотворения. Но всё же постараюсь объяснить, как обстоят дела.
Вот уже восемь лет я работаю в университете пять дней в неделю с девяти до пяти, подразделение называется «Региональный центр содействия трудоустройству». Мы помогаем студентам и выпускникам вузов находить работу, устраиваться на стажировку и на практику, водим на экскурсии к потенциальным работодателям, устраиваем ярмарки вакансий, консультируем, помогаем составить резюме, устраиваем мастер-классы и презентации фирм. Это моя основная работа, табличка на двери напоминает, что я в первую очередь – старший инспектор по кадрам. Когда я защитила магистерскую диссертацию по кафедре маркетинга и добилась ощутимого успеха в сфере блогов и прочего SMM, мне предложили поделиться опытом с магистрантами. Преподаю я только по субботам, веду всего одну пару, это отнимает очень немного времени. А вот работу книжным обозревателем в «Восточно-Сибирской правде» считаю второй основной уже целый год.
Мне удалось найти баланс в использовании социальных сетей, они не отнимают у меня много времени, к тому же я стараюсь при любой возможности уходить в digital detox: не захожу в интернет по воскресеньям (а во время отпуска целый месяц не пользуюсь интернетом), перешла со смартфона на простенький кнопочный телефон, по которому можно только звонить. Экономится невероятное количество времени. Давно перестала смотреть телевизор: возможно, там есть что-то интересное, но я не готова тратить на это время. У меня всегда с собой ридер, и время, проведённое в автомобильной пробке или в очереди, перестало быть потерянным. Здесь, наверное, стоит что-то сказать о личной жизни, но я не считаю, что эту часть жизни стоит выносить на всеобщее обозрение. Жаль, мне совершенно не хватает времени, чтобы учить английский, да и поиграть с друзьями в kinosecret и музыкальный квиз удаётся реже, чем хотелось бы. А в этом году не нашлось возможности и поехать в археологическую экспедицию — обычно это главное приключение лета.

Тебя приятно представлять «сибирским блогером» — в этом ощущается нечто солидное, сдержанное, неспешное и основательное. Вместе с тем, интернет снимает условности и во многом раздвигает границы мироощущения. Ира, для повседневной жизни и работы всё-таки важнее глобализм, или место жизни имеет значение?

Насчёт неспешного и сдержанного разочарую: я очень быстро говорю, хожу быстрым шагом (пройти марафон по байкальской тропе за день не проблема, я пробовала) и много жестикулирую: я похожа, скорее, на ветряную мельницу в центре торнадо, чем на сытую нерпу. Насчёт солидного – тоже мимо, первые два года существования моего блога я даже придерживалась анонимности, старалась не выдавать свой возраст, пол, внешность и так далее (кто станет слушать какую-то там девочку о книгах, о таком серьёзном предмете, для обсуждения которого нужно быть как минимум Хемингуэем?). Хотя такое ухищрение пошло только на пользу: из отзывов исчезли «я читала, я думала, я хотела», вместо этого появилось «в книге по-настоящему суровые герои» и всё в таком духе.

Можно писать о книгах и фильмах, будучи кем угодно по образованию и проживая в любом месте мира. Мне бы хотелось перебраться в домик на берегу нашего прекрасного и солнечного Байкала, дышать сосновым воздухом и засыпать под мерное шуршание волн о прибрежную гальку. Ведь всё, что нужно для работы и для того, чтобы весь мир был на твоей тарелке – это ноутбук. Жаль, я не фрилансер-фуллтайм, мне пока одним ноутбуком не обойтись, а необходимо ходить на работу.

Смогла ли ты избежать классического «кризиса 27 лет»?

«Oh, yeah, baby» (процитирую-ка я Джима Моррисона), мимо он не прошёл. Через неделю, 7 ноября, мне исполнится тридцать. И очередной возрастной кризис трясёт меня за плечи, заглядывает в глаза с немым вопросом «ну, и чего ты добилась в свои годы?». По идее, пока я не сделала ничего. Книжные обзоры? Я всего лишь паразитирую на писателях: это они трудились годы, чтобы создать все эти книги, а я только проводник, путеводитель по Флибусте и Озону, такое мелкое сталкерство. Полученные образования? Это накопление, а не созидание. Мне совершенно точно не хватает свершений и чего-то большего, чем есть сейчас. Я знаю, что могу многое, главное не останавливаться. И в этом смысле «Книжная премия Рунета», моя номинация – это шанс шагнуть куда-то дальше, это новые возможности. Кто знает, что ждёт там, за поворотом?

Немного развивая эту тему; я знаю, что ты интроверт, и поэтому интересно: всё-таки какой «новый поворот» более желателен — собственная книга/публицистическая деятельность; или новые вызовы: живые встречи, интервью, конференции; или признание публики и возможность тесно общаться не столько с книгами, сколько напрямую с писателями?

Я о книгах исключительно пишу – на Лайвлибе и в ЖЖ, но теперь начала задумываться о создании своего видеоблога, группы ВКонтакте или чего-то ещё в этом духе.

О встречах с писателями хорошо сказал в книге «Непростой читатель» Алан Беннетт: «...с писателями лучше всего встречаться на страницах их романов, <...> они в той же мере плод воображения читателя, что и их герои». Я не считаю взаимодействие с автором необходимым. Мне по душе та позиция, которую выбрал Виктор Пелевин: его нет в медийном пространстве, зато его книги – есть. Да и туда, где я живу, писатели приезжают исключительно редко, это не Москва и не Санкт-Петербург, за весь год в Иркутске из значительных писателей побывали разве что Захар Прилепин и Евгений Водолазкин. Пригласительные на эти встречи мне выдают организаторы. В порядке живой очереди я что-то спросила о замечательной книге «Лавр» и получила новую книгу Водолазкина с автографом за лучший вопрос. Сейчас границы пространства очень эффективно размывает интернет: сегодня я в отзыве о книге «Князь механический» Владимира Ропшинова пишу, как замечательна эта книга, а завтра выясняется, что автор не только прочитал этот отзыв, но и сказал «спасибо» через социальную сеть. И это замечательно. Чтобы написать интервью, можно общаться через «ВКонтакт» или электронную почту, находиться при этом на разных континентах. Всё, что нужно, чтобы быть в центре событий сейчас — это ноутбук с выходом в интернет. Насчёт встреч, семинаров и клубов-не-для-всех я не большой энтузиаст, любую говорильню предпочитаю менять на книгу. А вот возможное сотрудничество с издательствами или книготорговыми сетями было бы интересно.

Irina_Raspopina__2-o.jpeg



Немного о профессиональном от книжно-читательского. В последнее время всё больше встречается удручённых мнений о состоянии критики вообще и литературной критики в особенности. Как ты сама для себя в практическом смысле определяешь значимость и важность этого явления? И в каком направлении, по твоему мнению, оно видоизменяется?

Слухи о том, что «раньше трава была зеленее» сильно преувеличены. Литературная критика была, есть и будет. Другое дело, что, в отличие от времён Белинского и Чернышевского, сейчас намного более широкие слои общественности высказывают своё мнение. Помимо литературоведов из академических кругов сейчас любой может высказаться о чём угодно, в том числе о литературе. И любой, у кого больше 3000 читателей, может быть признан СМИ. Ситуация поразительная. С другой стороны, не так уж и много людей выбирают книжную тематику.

Поскольку ты являешься регулярным автором книжной колонки, скажи: насколько форма/формат подчиняет структуру мышления? Подвержена ли ты пресловутому условному «фактору 140 символов», когда больше определённого количества символов не пишется/ не хочется писать?

Когда я просто вела блог и ещё не была книжным обозревателем, я не представляла, зачем писать о книге больше абзаца. Нет, конечно, за плечами школьные сочинения, факультет филологии и журналистики и 15 лет работы журналистом-фрилансером: по идее, о чём угодно можно написать объёмный и связный текст. Но о книге... зачем? Просто прочитайте книгу. И только несколько месяцев назад я ощутила, что мне комфортно писать достаточно длинный текст о литературе. И может даже не хватить места. Каждый четверг я сдаю статью на 10000 знаков о трёх книгах (один отечественный автор, один зарубежный, один нон-фикшн); длина этих трёх отзывов в пределах указанного объёма может разниться, о чём-то обязательно захочется рассказать подробнее. Хотя есть одно отличие книжного блогера от газетного книжного обозревателя, которое влияет на форму/формат текста. Блогер может писать для сколь угодно маленькой группы людей, а сотрудник газеты должен быть понятен как можно более широкому кругу читателей. Поэтому я каждый раз представляю условного боевого пенсионера, который и не прочь бы почитать, но немного теряется в современном изобилии книг. Живой пример: издали пару новых книг британского классика Пристли («Какой такой Пристли? Вот ещё, какого-то непонятного Пристли нашли, совсем незнакомый фрукт»), тогда в первых же строках я поясняю, что на самом деле все мы немного знакомы с этим писателем: ведь по его книге сняли советский мюзикл «31 июня». И если использую какой-то специальный термин или сленговое слово, то считаю себя обязанной пояснить; в блоге я не церемонилась бы по такому поводу, в интернете есть универсальный ответ «google it», а газета – совсем другое пространство, без гиперссылок и интерактивности.

Как критик — читателю: не замыливается ли глаз, когда чтение поставлено на поток? И если ты начинаешь замечать подобные тенденции, как этого можно избежать?

Действительно, я взяла какой-то слишком быстрый темп, по три книги в неделю, в ближайшее время я собираюсь замедлиться, две книги в неделю мне кажется оптимальным вариантом. Глаз замыливается, если читать что-то в одном и том же духе, в одном стиле и жанре. Ох, как хорошо после магического реализма идёт детективчик-процедурал; после находящихся в вечном поиске и увязших по уши в девяностых современных русских писателей – отлично взяться за нон-фикшн. После мозголомного Стивена Хокинга, когда гордишься каждой страницей, которую удалось одолеть, вообще любая книга покажется простой, как стакан воды. Всё как в парфюмерном магазине: не больше трёх ароматов за раз и обязательно понюхать кофейные зёрна. Такими кофейными зёрнами могут стать, например, фанфики: после текстов, наполовину состоящих из орфографических, пунктуационных, редакторских и логических ошибок, начинаешь заново ценить классиков и радоваться, что в этом году впервые издали на русском целых пять книг Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, например. Хотя бывает приятно найти фикрайтера, который настолько хорош, что только твёрдой обложки не хватает для полного счастья.

Что бы ты могла посоветовать людям, которые хотят, желают и могут заниматься просветительской работой в книжной сфере?

Занимайтесь! Ведь для этого нужно только желание и немного времени. Недавно я ассоциировала создание виртуального книжного клуба «Пыльные гантели», первым правилом которого стало «Не говорите о книжном клубе, говорите о книгах». Многие люди репостят весёлые картиночки и чужие цитаты, но было бы намного лучше самому найти действительно важные слова из какой-то книги и оформить их в виде картинки самостоятельно: для этого не нужно много специальных умений. Можно вести читательский дневник или обзор новинок, составлять полезные книжные подборки. В интернете так много свободного места, так много СМИ испытывают кадровый голод: начать писать о книгах в своё удовольствие или в качестве сотрудника газеты – намного проще, чем кажется. Набирают популярность и книжные видеоблоги, они могут быть действительно интересными. Почему бы не выкладывать в инстаграм фотографии со свежекупленными томиками или даже сэлфи с новой книгой: в любом случае, это ведёт к популяризации чтения.

По твоим субъективным ощущениям: люди вокруг действительно стали читать меньше, как сейчас говорят враги-супостаты? Или это просто людей стало больше, а процент читающего (и активно читающего населения) условно неизменен? Или это книг стало сильно больше? Или…

Если кажется, что люди стали меньше читать, то можно просто спуститься в метро. Или сменить круг общения, но это очень уж радикально. Процент читающих – это примерно как процент рыжих: среди ирландцев, полагаю, рыжих больше, а Россия – далеко не самая читающая страна. Однако если зайти на Лайвлиб или вспомнить о «Клубе рыжих» Конан-Дойля, концентрация может быть совсем иной. Всё зависит от угла зрения. Хотя, конечно, не стоит забывать, что более трети россиян не читают книг вообще, это печально.

Irina_Raspopina__3-o.jpeg



Помнится, твоё первое мнение о Livelib было как о читательском мегаполисе, в котором полезно оказаться. Какое за прошедшее с момента регистрации время у тебя сложилось мнение о ресурсе? Помогает он тебе чем-нибудь в профессиональном/личном плане?

По-прежнему считаю Лайвлиб лучшим и наиболее авторитетным ресурсом для людей, читающих книги. Это своеобразная Википедия о литературе и писателях, об огромном массиве текстов. В своём блоге я часто ссылаюсь на разные страницы портала. Здесь есть свои минусы – склоки в комментариях и невообразимая навигация, но плюсов гораздо больше.

Три факта: ты живешь в Сибири, у тебя есть настоящий топор и не менее настоящий камин. Как взаимосвязаны эти вещи?

Да ладно, у каждого в Сибири есть топор. Рубить мясо, колоть дрова... К слову, на фотографии — не топор, а колун. Хороший, мощный, кованый, тяжеленный. Я купила его в подарок родственнику, тот как раз переехал в пригород и обзавёлся новеньким домом с печным отоплением, колун оказался очень кстати. А вообще это одно из самых приятных зрелищ: смотреть, как мужчина колет дрова.

Действительно, у меня дома есть камин, но он выполняет исключительно эстетическую функцию: отопление в доме центральное, поэтому жечь камин есть смысл только в особо промозглые дождливые или морозные дни. Было дело, из-за аварии на сутки отключали электричество, так быстро выяснилось, что в камине можно легко и весело пожарить котлеты и вскипятить воду на чай. А под Новый год сжигаю все накопившиеся за год бумаги, распечатки, письма, блокноты и прочий священный мусор. Нужно освобождать место для жизни, а главное всё равно остаётся в памяти.

Самой первой прочитанной книгой на LiveLib у тебя значится «Что такое хорошо и что такое плохо» . Отбросив иронию ( а так хотелось про разницу между «Азбукой», «Курочкой Рябой» у некоторых и — сразу Маяковским! то бишь о серьёзности) — сформировался ли у тебя собственный ответ на этот вопрос, когда его задают о современной Литературе; о её развитии или, может быть, наоборот, регрессе?

Первой моей книгой был, конечно, Букварь (пошла и исправила на Букварь). Что такое хорошо и что такое плохо относительно литературы – это, по-моему, просто: стагнация – плохо, а любое развитие – хорошо. Больше разных писателей, больше разных книг и жанровое разнообразие – вот это просто замечательно. Снобская часть меня говорит, что Пётр Вайль – это хорошая литература, а иронический детектив с любовным романом – в противоположном углу ринга. Однако что такое «Анна Каренина», как не роман о любви? Зачем вычёркивать что-то (или даже запрещать, как это сейчас любят), сбрасывать с парохода современности или сжигать на площадях (а там, где жгут книги, вскоре начинают жечь и людей). Каждый выбирает для себя ту литературу, которая ему нужна. И романтичная мадам после очередной книги про неукротимую Анжелику может открыть и «Мадам Бовари». Как сказал в книге «При блеске дня» Джон Бойнтон Пристли о сценаристах: «На самом деле всё куда сложней и глубже. Мы заполняем огромную чёрную бездну, где раньше жили боги и богини, а потом святые и ангелы-хранители. Мы — творцы мифов. Высококвалифицированные некроманты и колдуны, шаманы и лекари. Мы не только даём пищу разуму, но и питаем глубокое подсознание». Хорошая литература – не только та, что состоит сплошь из умных слов и тщательно выверенных фраз, хорошая литература питает человека, как вода питает цветок. Хорошая книга делает жизнь лучше.

Есть ли у тебя движения, объединения, формации, может быть, премии или даже отдельные герои от литературы, что могут (и являются) маяками в бескрайнем море хороших книг, задают тон, определяют важность? Которых смело можно порекомендовать и читателям этого интервью?

Следить за новостями о вручении литературных премий интересно. Я мечтаю когда-нибудь перечитать многое из списков премии Небьюла, Локус и Хьюго: фантасты никогда не подводят. Крайне важно не терять из виду лауреатов отечественных литературных премий: «Русский Букер», «НОС», «Большая книга». Хорошо бы отслеживать национальные литературные премии разных стран – есть же Букеровская, Гонкуровская, имени Сервантеса и так далее. Пройти мимо книги очередного лауреата Нобелевской премии по литературе совершенно невозможно, однако отечественный и британский «Букер» в большинстве случаев окажется намного более приятной неожиданностью.

Кого из авторов ты для себя открыла в последнее время?

Шотландцы Питер Мэй и Йэн Бэнкс, американцы Кормак Маккарти, Джим Батчер, Джо Аберкромби, Леонард Млодинов, Митио Каку, британцы Джереми Кларксон, Бен Ааронович, отечественные авторы – Захар Прилепин, Владимир Ропшинов, Александр Эткинд, Ася Казанцева, Евгений Чижов, Елена Костюкович.

Классический и любимый вопрос двухтысячных: бумажная или электронная книга?

Люблю запах свежих книг, разбираюсь в типографике, понимаю ценность зачитанных напрочь старых книг, но выбираю ридер с электронными книгами, он у меня всегда с собой. В поездку на автобусе дальнего следования или на поезде, в очередь к своему банковскому клерку, на пляж или в самолёт чемодан с полным собранием сочинений А.П. Чехова не возьмёшь, а в лёгком и изящном ридере умещается многое (в этом смысле он похож на сумку Мэри Поппинс или палатку из книг о Гарри Поттере). У меня дома есть отдельная комната под библиотеку, там больше полутора тысяч книг, я продолжаю собирать коллекцию, но сейчас считаю разумным покупать только то, что хотелось бы перечитать, чем стоит поделиться. Ведь, согласитесь, далеко не всё написанное стоит публиковать и хранить в бумажном варианте (тут можно вспомнить и об экологии). Ридер выполняет функцию сита.

Как ты для самой себя определяешь внутреннее содержание этого многозначительного и таинственного явления: Букеанариум?

Букеанариум – просто читательский дневник, путеводитель в океане книг.

Irina_Raspopina__4-o.jpeg



Правила Живого Интервью:


1. Новые вопросы следует задавать в корневых комментариях.
2. В ветках комментариев можно развёрнуто общаться по уже заданным вопросам.
3. Грубость, хамство и сугубо личные претензии лучше оставить при себе.

Начало 31.10.2014 в 20.00 (мск)


В группу Клубный дом LiveLib Все обсуждения группы
88 понравилось 10 добавить в избранное

Комментарии 47

Спасибо, прочитал с большим интересом. Как человек исключительно ленивый должен сказать, что восхищен размахом и темпами вашей деятельности, Ирина.

(И сразу чувствуется, что при подготовке интервью ни одного Алекса Бертрана Громова не пострадало.)

Спасибо за интервью, очень интересно было прочитать об Ирине, рецензии которой я с удовольствием читаю.

Дже и Ирина, спасибо большущее за интервью! Было очень интересно прочитать, познакомиться поближе, тем более что твой (или всё-таки комфортнее - Ваш?) блог я читаю и даже заметил эту недавнюю трансформацию Букеанариума из скорее анонсов до развернутых отзывов, сразу скажу: стало интереснее, стало больше ощутимо собственно твоё впечатление о прочитанной книге.

Возможно, более заковыристые вопросы ещё созреют, а я пока спрошу вот что - а как выбираешь следующую книгу для чтения? Чем руководствуешься? Про смену жанров понятно, но всё-таки и даже внутри каждого из них - букеан :) Может, есть какие-то списки, приоритеты? Или, допустим, ставишь себе установки, планы на ближ.время, ну например, познакомиться с таким-то автором, и пока не прочитаешь запланированное, дальше не позволяешь? Или же процессом выбора больше управляет настроение, сиюминутность? Вот вышла новая книга, захватило, сразу кинулся читать. Как у тебя?

infopres, Спасибо за отзыв!

Про установки: мне кажется важным прочитать ознакомиться с литературой как можно большего количества стран. Единственный тег, который я присваиваю книге на портале "Лайвлиб" - это именно страна происхождения.

Если знаменитые авторы выпускают новую книгу - считаю своим долгом прочитать. Как можно пройти мимо новой книги Владимира Сорокина, например?

Выбирать просто: я часами листаю каталоги издательств в поисках интересных новинок. Ориентироваться в литературе научили на факультете филологии и журналистики, основной корпус классической литературы прочитан.

Стараюсь читать книги разных жанров. К каждому еженедельному обзору ищу одного иностранного автора, одного отечественного и один нон-фикшн.

И можно на "ты", конечно.
Спасибо за вопросы!

bookeanarium, Спасибо за ответ!
Нет, как ориентироваться в литературе, откуда черпать источники пополнения списков чтения - это понятно, в общем, каждый читающий более или менее с этим справляется в силу своих интересов, вкуса, потребностей. Тем более Лайвлиб же есть - а для капитанов-читателей лоцмана лучше бороздить литературные моря-океаны и не придумаешь)))

Я о другом. Одновременно-то выходит немало заслуживающих внимания книг.

Как можно пройти мимо новой книги Владимира Сорокина, например?


Ага, а при этом параллельно с Сорокиным вышли (допустим) новая книга Рубиной, Вайля, тут же Щегол Тартт, перевод книги нового нобелевского лауреата, Букер, и т.д., и т.д. Одновременно, +/-. И мне интересно именно то, как в таком разнообразии собственных желаний и новинок выберешь одну следующую. Вот именно эту, а не ту. Настроение? Или какие-то приоритеты? Ну, например, сначала премиальные книги, затем просто интересные тебе? Или, допустим, любимого автора, а потом уже другие?

Я просто сам зачастую перед такой ситуацией, и судорожно дёргаешься, за что ж схватиться, хочется ж сразу и то, и это, тут и Тартт, и Каннингем, а ещё крутую книгу посоветовали, а там ещё более давние планы имеются, чёрт, что же выбрать? ))) Как-то так. Надеюсь, понятно переиначил-дополнил вопрос.

infopres, С учётом того, что в этом году я прочитала что-то около 200 книг, а выходит всё же не настолько много исключительно важных новинок, большинство я прочитать успеваю. Да, "Щегол" ещё только впереди (как и несколько других). Но больших писателей не так много, а действительно большой ажиотаж бывает не так часто. При всём этом мне кажется важнее не пропустить новые имена - впервые переведённых или впервые издавших книгу, чем прочитать десятую по счёту за год новинку Кинга (при всём моём уважении). Ещё мне кажется важным не застревать на одном и том же жанре или на писателях одной и той же страны. Перекос в сторону американских и европейских авторов мне кажется не слишком правильным.

bookeanarium, Ага, вот уже вырисовалось отношение, ответ на интересующий меня вопрос :) Я для себя пока никаких правил так и не вывел, иногда такие метания!)))
Спасибо!

infopres, И, согласитесь, всё же приятнее, когда хочется прочитать все книги разом, чем когда не хочется читать ничего :)

bookeanarium, Оо, ну это почти аксиома! :)
PS мы же вроде договорились про "ты" ;)

bookeanarium,

Перекос в сторону американских и европейских авторов мне кажется не слишком правильным


Возможно, и даже наверное, если с позиции быть разносторонним читателем, разбираться во всем многообразии мировой лит-ры. Но если прочитал что-то совсем иное и оно тебе не понравилось, то хочется снова вернуться к тому, в чем более менее уверен, плюс мне немного жаль времени, которое потрачено на книгу из категории "мимо меня". Поэтому у меня этот перекос есть и вряд ли исчезнет. Да и от целей зависит ещё: у меня познавательная цель чтения - всё же на втором месте, первая - занимательность досуга, удовольствие, по-большому счёту :)

Отдельная комната под библиотеку - это прекрасно! А какие книги в последнее время купила? Или покупаешь сейчас очень редко?

bukvoedka, Пополняю коллекцию книг Петра Вайля, Дины Рубиной, недавно была в музее, купила несколько потрясающих каталогов.

Спасибо за интересное интервью.
Возник вопрос: Ирина, а чем обусловлен крен в чтении в сторону американо-европейской и русской литературы? Образованием, общей большей популярностью данных литератур, или чем-то иным?
Я то просто читаю африканцев, азиатов и латиноамериканцев достаточно много, и для меня очень интересен вопрос, почему их читают мало, хотя качество написания высокое.

MUMBRILLO, Надеюсь, со временем буду читать больше литературы разных стран мира, без особого перекоса в одну-две стороны. Сейчас - пожалуй, да, именно такой интерес обусловлен общей большей популярностью американо-европейской литературы. Читать отечественную литературу (или ту, которая написана на родном для читателя языке) - думаю, вполне логично. Ни один перевод не откроет всего контекста, не даст всей широты смыслов, которые были заложены в конкретное произведение. Соотечественники предсказуемо ближе.

bookeanarium,

Ни один перевод не откроет всего контекста, не даст всей широты смыслов, которые были заложены в конкретное произведение.

А бывает и наоборот, когда перевод открывает новые, не менее прекрасные грани произведения, не видные в оригинале.
Есть кстати не слишком очевидный момент с русской литературой - произведения, написанные на "дореволюционном" русском, воспринимаются несколько иначе, чем на современном варианте языка. Читал так Бунина в прижизненных изданиях.
Ну а так в целом понятно)
Спасибо!

Большое спасибо за интервью! Искренне радуюсь Вашим успехам! У меня есть следующие вопросы:

Как сильно помогают Вам знания маркетинга в Вашей книгопросветительской работе?

Что бы Вы посоветовали почитать нам, пользователям лайвлиб, из такой специальной литературы, которая бы могла направить нас в русло написания более удачных рецензий?

russischergeist, Вероятно, некоторые знания из области маркетинга всё же помогают мне, раз удалось за три года сделать свой блог одним из 12 самых популярных в Сибирском регионе и достичь посещаемости в 77 000 в месяц (хотя есть куда, расти, безусловно). Большее количество людей читает мой книжный блог => у большего количества людей возникнет желание начать читать книги.

Многие пользователи Лайвлиб пишут прекрасные рецензии; если отслеживать лучшие, анализировать их, а также регулярно практиковаться - любой будет писать замечательно и интересно. Посоветовать одну-единственную книгу невозможно, есть целые списки для тех, кто изучает теорию литературы, там бесценно всё, от Лотмана до Бахтина, есть Хализев, Тынянов, Потебня и так далее. А есть ведь ещё масса книг, написанных журналистами - "Вторая древнейшая" Аграновского, переводчиками - "Слово живое и мёртвое" Норы Галь. Мне сложно выделить что-то одно.

Замечательное интервью! Интересно было читать. ))
Вопрос простой: Ирина, а как и когда возникла у вас любовь к книгам и чтению?

Natalli, Спасибо!
А насчёт чтения... просто мне попадались отличные книги, плюс у меня были замечательные преподаватели, которые вдохновляли на чтение новых и новых авторов.

bookeanarium, Выходит, вы приняли эстафету от своих преподавателей.)
Спасибо за интервью и удачи в голосовании за премию Рунета!

Интересное интервью, и жизнь у вас насыщенная, Ирина!
Расскажите, пожалуйста, как при такой загруженности вы успеваете прочесть две-три книги в месяц, в том числе нон-фикшн? С пробками и очередями понятно, а скорость чтения на русском языке у вас какая? Сколько примерно тратите на стандартный книжный разворот (или на 4 экрана читалки) и за сколько прочитываете среднюю книгу в 300-350 страниц? Проговариваете ли про себя слова или только глазами абзац схватываете? Вот вся эта техника интересна :)

commeavant, Один из моих самых нелюбимых аксессуаров и предметов интерьера - часы. Не засекаю, сколько по времени занимает чтение той или иной книги. Да и книги разные. Толстенные книги Нила Геймана с крупными буквами - на самом деле сотня страниц обычным кеглем. Любое произведение Дэна Брауна простецкое (как на санках с горы) настолько, что хватит одного долгого зимнего вечера, чтобы прочитать. Если брать любую книгу Владимира Набокова - то преступлением кажется читать быстрее, чем по 5 страниц за день. Слишком богато, слишком насыщенно. Я его "Защиту Лужина" месяца два с удовольствием читала. Хотя небольшой, по идее, текст. Да, есть приёмы скорочтения, но к некоторым текстам применять их - кощунство, а к некоторым - невозможно (Библию, любую энциклопедию, словарь Даля - никто не будет читать это скорочтением).
А сейчас боюсь испугать, но я читаю не 2-3 книги в месяц, а 3 книги в неделю. Просто я много читаю. Сейчас такой период. Что-то - да, проговариваю про себя, что-то читаю быстрее, всё зависит от книги.

bookeanarium, Благодарю за ответ!
(Конечно, я хотел написать 2-3 в неделю, как и в интервью. Описка :)

Здравствуйте Ирина! У меня вот какой вопрос, раньше читатель был замкнут, лишь о некоторых книгах он мог рассказать и то некоторым людям, и то не всегда, а от случая к случаю.Человек как читатель был скрыт от посторонних взоров. Сейчас всё чаще и чаще появляется читатель как публичный человек. Он ведёт блог, пишет рецензии, заметки, цитаты, фото и видео обзоры. По сути он публикует каждый свой читательский шаг. У кого-то эта публичность небольшая всего два-три подписчика у кого-то тысячи, за кем-то ходят журналисты и даже наверное приглашают на тв. И всё больше и больше читателей хотят этой публичной жизни, уверен многие читали это интервью завидуя и чему-то учась. Я не буду спрашивать хорошо это или плохо, у меня другой вопрос, что будет дальше? Мы все переболеем и вернёмся к первому типу или будет симбиоз первого и второго?

barium, Сначала посмотрим, не отключат ли в РФ интернет :)
А затем... процент читающих людей почти не меняется год от года (по крайней мере в РФ) - треть читает в принципе, процентов 10 - читает много книг. И то, что эти люди сейчас получили доступ к интернету (год назад аудитория Яндекса превысила аудиторию Первого канала; проникновение Интернета в регионы достаточно большое), а также то, что решили высказываться именно о книгах - прекрасно, однако это капля в море. Видеоблоги про книги? Есть, но мало. ЖЖ про книги? Нас человек 10 с более-менее обширной аудиторией + несколько сообществ. Группы Вконтакте? Там одни развлекательные картинки про книги. Есть всего несколько порталов - таких, как Лайвлиб, - где о книгах высказываются, да колонки в СМИ. Ситуация вряд ли изменится слишком сильно: всё те же 10% населения будут активно читать книги (ну, может, появится, парочка-другая порталов, где будет удобно вести читательский дневник). Плюс не забываем про интроверсию и нежелание делиться рассуждениями. И по-прежнему популярно пассивное поведение в соц.сетях, когда человеку проще репостнуть кем-то оставленную картинку с цитатой, чем самостоятельно написать отзыв о книге. Закон сохранения энергии.

Ира, ты прекрасна! И интервью прямо отличное и очень интересное!