29 октября 2012 г., 02:13

881

Иноязычная линия №5 - Обсуждаем книгу Барнса "The Sense of an Ending"!

33 понравилось 89 комментариев 1 добавить в избранное

Друзья!!! Приглашаем поговорить о книге Джулиана Барнса "The Sense of an Ending"!

Кто все еще читает? Кто уже прочитал?
Как продвигалось/продвигается чтение?
Что вы можете сказать о языке автора? Было ли сложно читать в оригинале, или же - нет?
Что вы думаете о сюжете произведения? Какая линия в нем основная? Книга является скучным брюзжанием старика или же - это глубокое осмысление своей жизни?
Как вам закрученная линия взаимоотношений школьных друзей на протяжении их жизни?
Как вы относитесь к Веронике? Что думаете об Эдриане? Каким показался вам главный герой?
Достойна ли книга Букеровской премии?

Эти и другие вопросы вы можете задавать в данной теме, на эти и другие вопросы вы можете здесь отвечать!


ИТАК! Ждем здесь ваши мнения, впечатления, уточнения, отзывы!
Добро пожаловать!
Кто еще не прочитал - сделайте это и присоединяйтесь к нам!

В группу Литературный клуб... Все обсуждения группы
33 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии 89

Заседание объявляется открытым и, если никто не возражает, возьму первое слово)

Честно говоря, книга меня слегка разочаровала. Я ожидала бОльшего от букера! Скучное брюзжание старика о своей прожитой жизни. Всю дорогу нам обещают какой-то взрыв - тайны прошлого этих ребят, а в результате - пшик. Взрыв не сильнее, чем от игрушки-хлопушки!

При этом, в том что касается языка - я получила истинное удовольствие! Растащила книгу на цитаты:

When you’re young – when I was young – you want your emotions to be like the ones you read about in books. You want them to overturn your life, create and define a new reality. Later, I think, you want them to do something milder, something more practical: you want them to support your life as it is and has become. You want them to tell you that things are OK. And is there anything wrong with that?

I know this much: that there is objective time, but also subjective time, the kind you wear on the inside of your wrist, next to where the pulse lies. And this personal time, which is the true time, is measured in your relationship to memory.

...there were some women who aren’t at all mysterious, but are only made so by men’s inability to understand them.

‘The question of accumulation,’ Adrian had written. You put money on a horse, it wins, and your winnings go on to the next horse in the next race, and so on. Your winnings accumulate. But do your losses? Not at the racetrack – there, you just lose your original stake. But in life? Perhaps here different rules apply. You bet on a relationship, it fails; you go on to the next relationship, it fails too: and maybe what you lose is not two simple minus sums but the multiple of what you staked. That’s what it feels like, anyway. Life isn’t just addition and subtraction. There’s also the accumulation, the multiplication, of loss, of failure.

и многое другое,

но интересное произведение не может же состоять только из красивых цитат, перемежающихся скукой?

А как все хорошо начиналось! С первых строк я была заинтригована этими мальчишками, которые с такой самоуверенностью и любованием рассуждали о философии, особенно, конечно, Адриан. Как он складно говорил! Заслушаешься! Но вот завязка кончилась, мальчишки разъехались кто куда и началась жизнь, о которой один из них - Энтони рассказывает с высоты своего возраста, пытаясь, имея только воспоминания о пережитом, переосмыслить и понять то, что в двадцатилетнем возрасте для него осталось загадкой, неудачным, неприятным опытом, закрытым в памяти на все засовы - чтобы жить не мешало. Как хорошо сказано - в юности ждешь, когда же наконец-то начнется настоящая жизнь, а все вытекает в среднестатистическое существование - женился, родил детей, развелся, работал. Что еще об этом можно сказать? В том то и дело, что ничего! И несмотря на то, что одной из целей автора было показать существующую между мечтами и жизнью пропасть, я только зевала.

А как было у вас?)

Я еще дочитываю, осталось страниц 20, полными впечатлениями после прочтения поделюсь, пока скажу, что книга понравилась, хотя поначалу очень удивилась, насколько быстро произошли основные события, думала, что дальше скучно станет, но нет.

В оригинале мне читать было не очень легко! Давно не попадалось книги, в которой так часто незнакомые слова бы встречались. Но при этом язык очень нравится, прямо "вкусно" читать!

svasilevskaya, Согласна! Язык у Барнса очень "вкусный", хотя, мне в языковом плане больше всего понравились рассуждения Эдриана. Как же он красиво строил предложения!

Мне этот роман запомнился одной важной темой: взаимоотношения человеческого сознания и времени. На поверку воспоминания оказываются не отчетом о нашем прошлом, а набором самооправданий, средством утверждения одних мотивов и событий за счет других.

Память - на самом деле большая обманщица, и то, что нам представляется неважным и достойным забвения - как то письмо Тони - может в одночасье изменить целые жизни. И дело не в том, что Барнс предлагает какие-либо решения этой проблемы, он, напротив, намекает на то, что надежды нет, ибо так уж устроено человеческое существо.

Для меня знакомство с Барнсом оказалось не очень удачным. "Предчувствие Конца" стала такой книгой, которая, заканчиваясь, оставляет еще больше вопросов, чем до прочтения. Язык хороший, согласна, очень много цитат. Но как мне подсказала подруга, которую я просто умоляла прочитать эту книгу, чтобы она хоть как-то помогла разобраться мне в некоторых вопросах, сказала, что книга просто не доработана автором. И искать смысл там, где его нет - бесполезно. Книга до сих пор отзывается в душе своей незаконченностью, тем меня и раздражает. Соглашусь на 100% с первым комментарием, что всю книгу ждешь какой-то грандиозной развязки (потому что автор сам изначально настраивает на такой лад),

а в результате - пшик. Взрыв не сильнее, чем от игрушки-хлопушки!


И весь остальной текст, который не помещен в цитатник - вода. Ни о чем. Бесполезная книга, разбередившая на ночь мозг, остро жаждущий развязки, истины, правды! И для меня, современные писатели, получившие какой-то там приз, уже как знак качества, становятся теми, к которым не стоит даже прикасаться. И пусть весь мир кричит, что это шедевр! это гениально! НЕ ВЕРЮ! И ни за что бы не дала Барнсу этот букер-прайз. Но я поставила 3 звезды, за то, что держал какое-то время меня в напряжении и хотелось побыстрее дойти до развязки. А лучше бы такие книги и не начинать читать, ибо спокойнее будешь)) Все, накипело, высказалась)

Lumiere, Вот мне тоже интересно, о чем думает жюри, когда победителя выбирает...)

Tayafenix, наверное много денег им дал)) ведь он много раз был номинирован на эту премию, и наконец уже получил))

Lumiere, Он, если не ошибаюсь, даже два букера получил...

Tayafenix, Один - в 2011-м. Дважды до этого входил в шорт-лист.

Lumiere, И вот еще, ссылка на мою рецензию, кому интересно) забыла вставить в основной текст:
http://www.livelib.ru/review/201526

Lumiere, Я только начала читать, поэтому о самой книге сказать ничего не могу, но по поводу букера и вообще современных премий - их вручают такие же люди, как и мы, плюс-минус филологическое образование, они тоже в какой-то степени субъективны. Но для меня букер все-таки является своеобразным знаком качества. Барнса читала довольно много, впечатления были разные (от 3 до 5 звезд), но он однозначно очень талантливый автор.
А можно узнать, кто вас из лауреатов современных премий так сильно разочаровал?

Morra, вот тут информация о Букере-2011, включая поименный список и краткие данные о членах жюри.
Мне кажется, что все эти люди, а также и сама премия, заслуживают более уважительного отношения, чем высказывается в этом обсуждении. Разве не так?

Bambiraptor, Однозначно заслуживают. В общем-то любой человек заслуживает того, чтобы его считали порядочным, пока не доказано обратное.
Спасибо, кстати, за ссылку. :)

Книгу достаточно быстро прочла, хоть и по началу шла она нелегко (много непривычных языку слов, незнакомых слов). Соглашусь, что тут много великолепных цитат, а все остальное, по сравнению с ними, очень сильно проигрывает. То есть человек (Энтони) пишет умные разные вещи, а сам прожил достаточно никчемную жизнь. Человек "never got it".
Для меня Букеровская премия совсем ничего не значит (то есть я о ней ничего не знаю и показателем для меня она не является), но мне странно, что этому произведению дали, как я понимаю, приличную премию.
Зато книга заставляет задуматься о своих действиях, которые могут приводить не всегда к хорошему результату... Даже в далеком будущем..

awayka,

То есть человек (Энтони) пишет умные разные вещи, а сам прожил достаточно никчемную жизнь. Человек "never got it".


Вот и мне Энтони показался каким-то "пустым" и "бессодержательным", если самое интересное, что у него в жизни было, что он так вспоминает - это какой-то невнятный случай с неудавшейся любовью

Tayafenix, Согласна, но, по-моему, он автором и задумывался таким: неслучайно там есть целый пассаж, где в каждом предложении по несколько раз звучит слово average. Он такой и есть: обычный среднестатистический человек со среднестатистическим умом и среднестатистической жизнью: родился, учился, работал, женился, воспитал дочь, развелся, вышел на пенсию. Мне кажется, это было сделано специально

el_lagarto, но про такого же скууууууучно читать! Я так там даже ничего особенно поучительного для себя не заметила =)

Tayafenix, Знаешь, меня не оставляет ощущение, что это собственные рассуждения Барнса о прожитом, просто облеченные в форму романа.

el_lagarto, Мне, в общем-то, тоже так кажется. Так и вижу его, сидящим над своей жизнью, смотрящего на все прожитое с высоты своих лет. Вот поэтому-то книга полна интересных мыслей-цитат, на мой взгляд =)

Tayafenix, Ага, такой вот роман-осмысление.
Мне кажется, кстати, что он хорош уже потому, что его хочется перечитать через много лет. И что после него есть, над чем задуматься.
Кстати, заметила, что у меня в хотелках довольно много книг, получивших Букера. Как-то так совпало)

el_lagarto, Наверное, просто об этих книгах мы наслышаны из-за того, что они получили призы, вот они и попадают в хотелки)
Думаю, да. Я бы не сказала о нем, что он совсем уж никакой, и, может быть, его будет интересно перечитать. А в данный момент он почти не затронул во мне никаких струн =)

Tayafenix, В том-то и дело, что оказалось наоборот. Я их купила/скачала, потому что заинтересовали автор или тема, а потом вдруг выяснилось, что авторы за них получили Букера.
Наверное. Мне кажется, он все-таки интереснее не молодежи, а людям в возрасте. Хотя и нам найдется, о чем подумать.

el_lagarto, Мне кажется, что названия этих книг просто "витают в воздухе", вот ты о них и наслышана)))
В общем-то, да, когда мы обсуждали книгу в рамках московского клуба, многие нашли, о чем задуматься, но далеко не все =)

Tayafenix, Да не сказала бы, что в воздухе... На Салмана Рушди вышла через Индию, например, потому что сначала думала, что он индийский писатель. Этвуд да, здесь на сайте видела) Арундати Рой вообще не знаю, откуда взялся (вроде я какие-то книжки по Ближнему востоку искала). Вот так изо всех углов и набрались)))
Ну, это хорошо, что у всех свои точки зрения) если бы в ней не за что было зацепиться, вряд ли бы она вызвала столько обсуждений и споров

el_lagarto, Это точно! Споров она вызвала много =)

Помимо всего прочего Барнс, как мне кажется, указывает на еще один важный момент - это принципиальная неподконтрольность окружающей действительности нашим действиям. Заурядная любовная история и дурацкое письмо ломают жизни людям: даже если бы герой попытался просчитать последствия своих поступков, разве пришел бы такой исход ему в голову? Короче, ни в чем нельзя быть уверенным, и любое наше слово для кого-то может стать роковым.

alsoda, интересная конечно мысль)) но если так думать, то проще изолировать себя из общества и никогда ни с кем не разговаривать))

Lumiere, Неважно, как мы думаем, однако скорее всего дела так и обстоят )

alsoda, Вы очень интересно все излагаете. Даже, кажется, что пишете про другую книгу, в разы интересней =) Или ищете очень глубоко =)

Tayafenix, Спасибо ). Меня действительно порой заносит не в ту степь. Вот, кстати, мой отзыв на этот роман... может, и правда перемудрил )))

alsoda, Мы как-то в московском клубе обсуждали Джентльментов и игроков Харрис, так столько там скрытого смысла, аллегорий и метафор нашли, что, думаю, сама автор удивилась бы, услышав, о чем она написала)
Кстати, обсуждали мы в клубе и Барнса (но в оригинале, кажется, читала только я). Мнения также разделились на тех, кто искал также глубоко как и Вы, и на тех, кто, утрированно говоря, считал, что в жизнь "этого старшикашки", нет ничего интересного, о чем бы стоило писать, а набор интересных цитат - не оправдание для скучной книги =)

Tayafenix, Стоящие произведения литературы почти всегда крайне противоречивы, особенно в восприятии читателей. Что до трактовок, то нам ли с Вами не знать, как порой можно исказить самый простой текст? )

До конца осталось страничек тридцать, читаю в оригинале, ощущения скачут от плюса к минусу в ритме этакой синусоиды) язык - великолепен, читаю и балдею. Сюжет... не знаю, особого сюжета, по-моему, в книге нет. Часть рассуждений интересна: отношения в "треугольнике" человек - время - история очень близки моим собственным мыслям. Заставило задуматься. И, наверное, я "Предчувствие конца" перечитаю лет через двадцать - тридцать, чтобы понять, изменилось ли мое представление о жизни и насколько сильно.
Вероника - отдельная тема. В моей жизни, к сожалению, был человек, который вел себя в точности, как она, если не сказать хуже. Поэтому меня она по ходу истории просто конкретно бесила.

el_lagarto, Согласна насчет языка - читала с удовольствием, столько цитат выписала - ням просто =)
Кстати, возможно, да, стоит перечитать произведение лет через 20-30, авось возникнут схожие ностальгические проблемы и герой будет более близок.

Tayafenix, Я как раз думаю об этом. Хочу своему папе подсунуть - он как раз одного возраста с Барнсом) интересно, насколько сильной будет разница в восприятии.
В романе тоже есть такой момент: как воспринимаются события двадцатилетним Энтони и как он их переосмысливает сорок лет спустя, aren't there?)

el_lagarto, А я так и вижу, как моя мама скажет: "что за фигня?", зная ее вкус =)
Вот да, этот момент мне даже показался интересным, ну а в целом - скучно, родился, подружился, расстался, женился, родил дочку, развелся, умер. А та история, которая как бы поменяла всю жизнь, вызывает какую-то зевоту, а не интерес. А вот до того, как погиб Адриан читать было интересно! Кстати, как ты сама считаешь, почему он покончил с собой?)

Tayafenix, У меня два варианта, но пока не дочитаю, не скажу) может, я передумаю)
Но, судя по его рассуждениям из его дневника, один из них в итоге и останется

el_lagarto, Обязательно потом напиши! Потому что этот вопрос меня не отпускает до сих пор, хотя Энтони под конец, кажется, для себя нашел ответ на этот вопрос.

Tayafenix, О, раз так, то может, в конце мое мнение и изменится. Напишу, или сюда, или в личку)

Мда. В итоге я простила Веронику из своей жизни. Пусть живет и не возвращается в мою. По сути, есть в романе еще одна извечная мораль: мы всегда платим за свои поступки, вот только что и как платить, решает время. И мстит порой куда страшней, чем могут придумать люди.

el_lagarto, Ну и правильно!
Ты дочитала? Узнала концовку с Вероникой?

Tayafenix, Да. Вполне неплохой конец, по-моему. Логичный, во всяком случае.

el_lagarto, В общем-то да =))
А что ты думаешь про Эдриана, ня?

а фигли обсуждение на русском та?

Полтергейст из плешивого бункера, значит ли это "а почему обсуждение происходит по-русски"?
кстати, да, а почему?

Bambiraptor, Потому что сайт русскоязычный. Незачем усложнять участникам обсуждения жизнь =)

Bambiraptor, Знаете, здесь многим еще достаточно сложно читать книги в оригинале, заставлять их еще и обсуждать на английском было бы чрезмерно.

Вот и я дочитала Барнса.
Язык несложный, читается достаточно легко - но тут уж многое зависит и от сюжета. Какие-то места идут "в лет", а что-то дается с трудом.

По сюжету - читала волнами. Завязка молодости друзей обещает нечто интересное, волнующее, готовит к чему-то бОльшему. Хотя, признаться, читать изыскания касательно отношений с девушками мне не очень интересно.
К последним страницам же накапливается разочарование - где же та самая кульминация? Где хотя бы намеки на разгадку? Сколько можно тянуть? И все-таки ответ на один вопрос будет получен - на самой последней странице. Зато теперь - да... буду думать об этом как минимум весь день - ведь вопросов осталось больше, чем полученных ответов.

Второй момент - что читать вторую часть грустно. Ведь жизнь главных героев уже прожита - чтобы они не делали сейчас - ничего уже не изменишь, не поправишь, не вернешь.

Если уж вдаваться в характеры и детали: Тони нормальный мужчина; и не за чем ему корить себя за то досадное письмо - да и без письма все было бы так, как было. Эдриана мне понять сложно - наверное я из тех женщин without any mystery - потому и к Веронике у меня нет никакого четко сформированного отношения. Да, ее жизнь не сложилась - как видно, но через многое можно перешагнуть - и через ее ситуацию можно было. Однако же, они с Эдрианом были, на мой взгляд, слишком умные (как говорила мать Тони).

aolka, Смотрю, многие ждали так и не наступившей кульминации =) Мне кажется, кульминациия произведения - это именно смерть Адриана, а потом уже жизнь героев пошла по накатанной вниз, не обещая бурных всплесков.

aolka, А почему, собственно, должна была быть некая "кульминация"? В жизни часто бывает кульминация? Мне этим Барнс и запомнился: написал роман настолько обыкновенный, насколько обыкновенна сама жизнь.

alsoda, По мере чтения возникало ощущения подготовки к этой кульминации - что вот, должно что-то случится, чего тогда еще не знали. Что-то такое, что сильно отразится на них (я имею в виду друзей-молодых людей). И такой центральной точкой стала смерть Адриана.
Но и после нее - к ней все возвращается, автор снова через главного героя нагнетает атмосферу тайны, ища разгадку, объяснение.

Ну и не знаю конечно, насколько обыкновенна жизнь - все-таки здесь не совсем обычные ситуации рассказаны.

alsoda, Одно дело, когда автор выстраивает так повествование, что и не ждешь никакого всплеска и совсем другое, если тебе все время намекают на тайны Мадридского двора и ничего не выдают)

Tayafenix, Барнс просто одним и тем же изящным приемом водит за нос и главного героя, и читателя. 'You don't get it' - относится к ним обоим. Уже за одно это надо отдать ему должное )

alsoda, Хммм, ну не знаю, я бы посомневалась в этом вопросе) Барнм своим "изящным" "You don't get it" способствует только тому, что многим читателям становится скучно =)

Tayafenix, А я усомнюсь в том, что у Барнса была цель сделать так, чтобы было "нескучно". К тому же упомянутый мной прием решают как минимум одну задачу: дает возможность ощутить то же, что чувствует герой - недоумение, непонимание...

alsoda, Ну, опять же, одно дело испытывать недоумение - вау как круто, не ожидал и совсем другое испытывать недоумение - а что, собственно, за фигня?)
Но я понимаю, к чему вы клоните =)

alsoda, Согласна. Не зря у него есть в тексте такая цитата:

Does character develop over time? In novels, of course it does: otherwise there wouldn't be much of a story. But in life? I sometimes wonder.


То же самое и с кульминацией. Почему в жизни должна быть какая-то кульминация?
У меня как раз наоборот возникло ощущение, как будто рассказали чью-то жизнь. От этого менее интересно читать не стало.

el_lagarto, Да-да, прекрасная цитата, спасибо ) И это "I sometimes wonder" тоже не является категоричным ответом, а лишний раз заставляет читателя задуматься. Барнс очень тонко с нами играет )