Фрэнк Малькольм Робинсон — американский писатель-фантаст, автор технотриллеров, сценарист.
Участник Второй мировой войны. Служил в ВМФ США специалистом по радарам. После окончания войны в 1950 году окончил колледж Белойт (штат Висконсин) с дипломом физика.
Писать начал в студенческие годы. Работы найти не смог и вновь вступил во флот. Участвовал в Корейской войне. Тогда же начал печататься в журнале фантастики «Astounding Science Fiction».
После службы на флоте, учился журналистике в Северо-Западном университете в Эванстоне (штат Иллинойс). В 1956—1959 работал в редакции научного журнала «Science Digest». Затем в мужских журналах «Rogue» (1959—1965) и «Cavalier» (1965—1966). В 1969 году «Playboy» предложил ему стать колумнистом.
С 1973 занялся профессионально писательским творчеством. Автор 16 книг, редактор двух других, множества рассказов и статей.
Фрэнк Малькольм Робинсон — американский писатель-фантаст, автор технотриллеров, сценарист. Участник Второй мировой войны. Служил в ВМФ США специалистом по радарам. После… Развернуть
Сибери Грандин Куинн — американский писатель и юрист, известный в своё время рассказами в жанре ужасов, в том числе циклом оккультных детективов о сыщике Жюле Грандене.
Сибери Куин родился 1 января 1889 года. Жил в Вашингтоне, округ Колумбия. В 1910 году закончил юридическую школу Национального университета и поступил в Коллегию адвокатов округа Колумбия. Участвовал в первой мировой войне; после службы в армии стал редактором группы коммерческих газет в Нью-Йорке, где он преподавал судебную медицину и писал технические статьи и беллетристику для палп-журналов.
Первая изданная работа Куина — «The Law of the Movies» (в «The Motion Picture Magazine» в декабре 1917). После вышли несколько рассказов, а самый известный персонаж автора Жюль де Гранден впервые появился в 1925, и Куин продолжал писать истории о нем до 1951. Большинство произведений Сибери Куина было опубликовано в журнале «Weird Tales» (он является лидером по числу публикаций в этом издании).
В 1937 году писатель вернулся в Вашингтон для презентации каталогов, и там впоследствии был правительственным адвокатом в продолжение Второй мировой войны. Вся жизнь его проходила между законом и журналистикой.
Точное количество написанных автором рассказов неизвестно. Исследователи творчества насчитывают около 300 произведений в наследии писателя, хотя он сам упоминал 500 рассказов.
Неизвестно, пользовался ли Сибери Куин иными псевдонимами, кроме Джером Бёрк (Jerome Burke).
В двух изданиях на русском языке автор ошибочно был поименован как Квин Бери.
Первая книга, «Roads», была выпущена издательством Arkham House в 1948 году.
Писательство было для Квинна только хобби, он сделал карьеру юриста и стал ведущим специалистом в области похоронной юриспруденции.
Квинн входил в тот же круг писателей, что и Роберт Говард, Г. Ф. Лавкрафт и Кларк Эштон Смит.
Писатель умер 24 декабря 1969 года в возрасте 80 лет.
Сибери Грандин Куинн — американский писатель и юрист, известный в своё время рассказами в жанре ужасов, в том числе циклом оккультных детективов о сыщике Жюле Грандене. Сибери… Развернуть
Джудит Меррил (Judith Merril; настоящее имя - Джозефин Джульет Кроссман (Judith Josephine Grossman)) родилась 21 января.1923 года в Нью-Йорке. Училась в нью-йоркском Сити-колледже. С 1949-го по 1953 год Джудит Меррил была замужем за фантастом Фредериком Полом. Работала редактором, с 1949 г. - профессиональный писатель. В 1968 г. уехала в Канаду.
Первый рассказ Меррилл был опубликован в 1948 году в журнале "Astounding Science Fiction", первый роман - в 1950-м. Ее перу принадлежат восемь книг; четыре из них - романы, из которых два написаны в соавторстве с Сирилом Корнблатом. Популярность Джудит Меррил приобрела своими ежегодными антологиями фантастики (12 выпусков, с 1956 по 1968 год), пропагандировавшими новые, экспериментальные литературные произведения.
Меррил всю жизнь коллекционировала фантастику, но в 1970 г. передаласвою поистине бесценную коллекцию городской библиотеке Торонто (около 20000 книг и 15000 периодических изданий); ее дар стал основой общедоступного фонда фантастической литературы для исследователей и поклонников жанра. В 70-е годы Джудит Меррилл дебютировал на телевидении - сначала как диктор, а затем - как исполнительница эпизодической роли в сериале "Dr. Who".
Умерла в возрасте 74 лет 12 сентября 1997 года от сердечного приступа в Главном госпитале Торонто.
Джудит Меррил (Judith Merril; настоящее имя - Джозефин Джульет Кроссман (Judith Josephine Grossman)) родилась 21 января.1923 года в Нью-Йорке. Училась в нью-йоркском… Развернуть
Кларк Эштон Смит — американский поэт и писатель, художник, скульптор. В основном известны его рассказы в жанре фантастики и фэнтези, но при жизни его ценили как поэта.
Отец — Тимеус Смит, родом из Англии, поселился в Лонг-Валли и женился на Фанни Гейлард, дочери состоятельных калифорнийских фермеров. Кларк Эштон Смит родился 13 января 1893 года в долине Лонг-Вэлли. Большую часть жизни он прожил в небольшом домике, построенном его родителями в городке Оберн, штат Калифорния.
Школу Кларк не закончил: он страдал от психологических расстройств, включая страх толпы, и после окончания начальных классов родители сочли за лучшее продолжить его обучение на дому. При этом он был ненасытным читателем и активно занимался самообразованием. В 13 лет Смит прочитал словарь Вебстера, изучая не только определения, но происхождение слов от древних языков. Затем добрался до Британской энциклопедии, дважды перечитав её от корки до корки. А более поздние занятия французским и испанским языками позволили ему переводить европейскую поэзию.
В одиннадцать Смит начал писать. Первыми его произведениями стали волшебные сказки и приключенческие истории в духе «Тысячи и одной ночи». Огромное влияние на Смита оказала драма «Шуточки смерти» Томаса Беддоуса и готический роман Уильяма Бекфорда «Ватек», стилистика и образный язык которого проявится позже и в творчестве самого Смита. В тринадцать юный Кларк открыл для себя поэзию Эдгара По. В тот же год он и сам начал писать стихи. Именно поэзия, а вовсе не фантастические рассказы стали основным предметом его интереса в тот период, и именно поэзия Смита первой была признана читателями.
В 1910 г. (Кларку было семнадцать) в Overland Monthly были опубликованы сразу два его приключенческих рассказа, местом событий в которых был выбран Восток. Ещё несколько схожих историй были опубликованы в 1911-12 годах в журнале The Black Cat.
Однако на период с 1911 по 1926 гг. основным литературным направлением в творчестве Смита стала поэзия. Его стихи печатались в местной периодике, включая Auburn Journal, и этот факт изменил дальнейшую судьбу Смита. Одна из читательниц журнала написал о Смите Джорджу Стерлингу, известному на тот момент поэту и литератору. Стерлинг был поражён «воистину гениальной» поэзией Смита, и в итоге в 1912 году в свет вышел первый сборник поэзии Кларка Эштона Смита The Star-Treader and Other Poems. Смит не перестаёт писать. В 1918 г. престижнейший «Калифорнийский книжный клуб» издаёт новый сборник — Odes and Sonnets с предисловием Стерлинга.
Семья Смита никогда не была богатой, и он был вынужден работать на соседних фермеров, чтобы заработать достаточно денег. Тяжёлая работа, однако, поправила его здоровье. Тем не менее денег постоянно не хватало, и только помощь анонимных спонсоров Смита позволяла ему писать.
Глядя на хвалебные отзывы на Odes and Sonnets, Смит принимает решение следующие книги выпустить самостоятельно. Так в 1922 году тиражом в 500 экземпляров выходит Ebony and Crystal. Этот сборник включал 29 стихотворений в прозе и 85 стихотворений, считая и самую известную поэму Смита The Hashish-Eater; Or, The Apocalypse of Evil, созданную им в 1920 г. Именно о ней Говард Лавкрафт отзывался, как о «величайшей оргии поэтического воображения в английской литературе». Однако, несмотря на значимость, проблемы с печатью и распространением Ebony and Crystal привели к тому, что тираж изданного в 1925 году Sandalwood упал до 250 экземпляров. Но именно этот сборник стал вершиной поэтического мастерства Смита.
Во второй половине 20-х гг. Смит постепенно уходит от поэзии и возвращается к малой прозе. Первые попытки были ещё в 1923, когда он пробовал себя в жанре ироничных романтических зарисовок, таких как The Flirt. Однако, не без влияния Говарда Лавкрафта, с которым Смит вёл активную переписку с 1922 года, выбор был сделан в пользу фантастики.
Первая фантастическая история Смита, The Abominations of Yondo («Ужасы Йондо»), была написана в 1925, а на следующий год опубликована в журнале Overland Monthly. В том же 1926-м Смит продал три стихотворения в прозе и один рассказ ставшему настоящим рассадником талантов журналу Weird Tales. К 1929 г. Смит принял окончательное решение сконцентрироваться на малой прозе. Причина этому была самая что ни на есть тривиальная — нехватка средств. Рассказы продавались существенно лучше, и результат не заставил себя ждать. С 1929 по 1937 годы Смитом были созданы сотни рассказов и коротких повестей.
Практически все произведения, сделавшие Смита культовым автором, были созданы за эти восемь лет. Основной площадкой для публикаций оставался Weird Tales, для которого Смит стал одним из ключевых авторов, наравне с Говардом Лавкрафтом и Робертом Говардом, с которым также началась переписка. Но рассказы Смита появлялись и в других журналах, среди которых были не менее знаменитые Wonder Stories и Amazing Stories. Казалось это будет продолжаться бесконечно.
Но начиная с середины 30-х годов Смита преследуют трагедии. В сентябре 1935-го умирает мать. На следующий год он теряет одного из друзей по переписке — покончил жизнь самоубийством Роберт Говард. В марте 1937 умирает другой друг — Говард Лавкрафт. И, наконец, в том же году уходит из жизни отец Смита.
Череда смертей, закончившаяся смертью отца, сильно ударила по Смиту. Почти на три года он полностью прекратил писать. Да и позже так до конца и не вернулся к прозе. За те двадцать пять лет жизни, что ему остались (1937-1961), были созданы не более двадцати рассказов. Ни в какое сравнение не идёт с его продуктивностью начала 30-х.
Но это не означает, что Смит ничем не занимался. В этот третий, последний период творчества, он вернулся к поэзии, а также занялся изобразительным искусством. Рисовать он научился ещё в 1916, в 20-е приобретал навыки, а после 1937 года отдался своему третьему увлечению со всей душой.
Также в 40-х Смит, практически не создавая новых произведений, начал публикацию своих рассказов отдельными сборниках в твёрдой обложке. В 1942-м небольшое издательство Arkham House, основанное Августом Дерлетом и Дональдом Уондри для издания произведений Говарда Лавкрафта, выпустило в свет первый из сборников прозы Смита — Out of Space and Time. За ним последовали ещё два прозаических, Lost Worlds (1944) и Genius Loci and Other Tales (1948), а вслед за ними и два поэтических сборника The Dark Chateau (1951) и Spells and Philtres (1958).
В 50-е годы в жизни Кларка Эштона Смита случилось важное событие. В ноябре 1954 года, в возрасте 61 года он женился на Кэролайн Эмили Джонс Дорман и переехал в её дом, где и стал жить с ней и тремя её детьми от первого брака. В то же время здоровье Смита начало ухудшаться. Ещё в конце 40-х начались проблемы со зрением. В 1953 г. был первый сердечный приступ. В 1961 году приступы продолжились с новой силой. Долго это продолжаться не могло.
Кларк Эштон Смит скончался во сне 14 августа 1961 года. Прах его был захоронен в том месте, где стоял дом его детства (сгоревший в 1957 году), в котором Смит провел почти всю свою жизнь.
Dark Andrew (на основе материалов Аллана Гуиллетта)
Кларк Эштон Смит — американский поэт и писатель, художник, скульптор. В основном известны его рассказы в жанре фантастики и фэнтези, но при жизни его ценили как поэта. Отец —… Развернуть
Милдред Клингермен (урождённая Мак-Элрой) - американская писательница.
Родилась в маленьком городке Аллен (штат Оклахома) в 1918 году. В 1929 году вместе с матерью и сестрой переехала в Аризону — в город Тусон. Там же, в Тусоне, училась в Университете Аризоны. В 1937 году вышла замуж за строительного подрядчика Стюарта К. Клингермена и с тех пор была домохозяйкой. Публиковала свои фантастические рассказы в разных изданиях (первая публикация — «Министр без портфеля», февраль 1952). Большая часть написанного Милдред вошла в сборник «A Cupful of Space» (1960). Рассказы Клингермен включались в состав многих антологий. Хотя творческое наследие Клингермен невелико по объёму, она входит в число самых известных женщин-авторов «эпохи классической НФ». Была страстной собирательницей книг, активно участвовала в жизни литературных сообществ Тусона. Милдред писала как НФ, так и фэнтези с мистикой/хоррором. Известный фантастовед Джон Клют указывает, что для многих ее вещей был характерен «оттенок хорошей образованности в сочетании с сентиментальным обаянием».
Милдред Клингермен (урождённая Мак-Элрой) - американская писательница. Родилась в маленьком городке Аллен (штат Оклахома) в 1918 году. В 1929 году вместе с матерью и сестрой… Развернуть
Писательская карьера Фредерика Брауна началась в середине 1930 годов, тогда он был репортером журнала «Милуоки», свою карьеру он начал с детективных произведений, однако больше известен благодаря произведениям в жанре юмористической фантастики. Автор более чем тридцати книг. Последняя книга — «Утраченный парадокс»— увидела свет в 1973 г. уже после смерти автора.
Фредерик Вильям Браун родился в Цинциннати, Огайо 29 октября 1906 года. Окончив школу в 1921 году, он работал посыльным в офисе коммерческой фирмы (воспоминания об этой работе стали основой романа «Офис»).
В 1947 году Браун заканчивает свой первый детективный роман «Невероятное вымогательство», получивший награду Эдгара По. Деньги от продажи этого произведения позволили ему бросить работу. В 1949 году начинается его одиссея в поисках наиболее подходящего для его здоровья климата. На три года писатель останавливается в колонии художников в Таосе (Нью-Мексико), затем на два года в Лос-Анджелесе, который он покидает по настоянию врачей. Браун поселяется в Тусоне (Аризона), но, несмотря на подходящий климат, его здоровье продолжает ухудшаться. Он пишет не более одного романа в год. С 1961 по 1963 год работает в Калифорнии сценаристом, в частности, для сериала «Альфред Хичкок представляет». В 1963 году Браун вынужден вернуться в Тусон. В этом году выходит его последний роман, в 1965 — последний рассказ. Для писателя наступает тяжелое время — здоровье ухудшается катастрофически, старые рассказы забываются, а новых он уже не пишет. Браун начинает пить. В 1972 году добровольно переезжает в госпиталь, где вскоре умирает. На письменном столе осталась прощальная записка в типичном для Брауна лаконичном тоне: «Никаких цветов, никаких похорон, никакой суеты».
Хотя в творческом багаже Брауна есть и произведения крупной формы, но все-таки критика традиционно отмечала его как мастера небольших рассказов. Блистательный юмор, парадоксальные повороты сюжета, острая сатирическая нацеленность произведений Фредерика Брауна заслуженно выдвинули его в число лидеров юмористической и сатирической фантастики.
Писательская карьера Фредерика Брауна началась в середине 1930 годов, тогда он был репортером журнала «Милуоки», свою карьеру он начал с детективных произведений, однако больше… Развернуть
Кэтрин Маклин (полное имя Кэтрин Энн Маклин / Katherine Anne MacLean) - известная американская писательница-фантаст.
Родилась в Глен Ридж, Нью-Джерси. Особый интерес у Маклин в средней школе вызывали такие предметы как математика и естественные науки. Ее ранние рассказы были опубликованы в 1949-50, когда она получила степень бакалавра в области экономики колледжа Барнард (1950). Окончила аспирантуру в области психологии.
Первый брак с Чарльзом Деем, в который Кэтрин вступила в 1951 брак, через год закончился разводом.В 1956 году Кэтрин Маклин вышла замуж за Дэвида Мейсона. Их сын, Кристофер Деннис Мейсон, родился в 1957 году. Но и этот брак оказался неудачным - супруги развелись в 1962 году.
Маклин преподавала литературу в университете штата Мэн и писательское искусство в свободном университете Портленда.
В 1947 году начала писать научную фантастику.
Кэтрин Маклин (полное имя Кэтрин Энн Маклин / Katherine Anne MacLean) - известная американская писательница-фантаст. Родилась в Глен Ридж, Нью-Джерси. Особый интерес у Маклин… Развернуть
Марк Клифтон (полное имя — Марк Ирвин Клифтон / Mark Irwin Clifton) — американский писатель-фантаст, написавший в 50-х годах прошлого века три романа и два десятка рассказов.
Марк не знал своих родителей, он рос в детском приюте Арканзаса. В тринадцать лет он начинает преподавать детям грамоту в крошечной однокомнатной школе в шестнадцати милях от города Литтл Рок. Но местный пастор-самогонщик, поддержанный сообществом фермеров, увольняет его за то, что он учит детей, будто Земля круглая, со словами «Соломон ясно сказал что земля плоская, четырехугольная и находится в центре Вселенной, а Солнце и звёзды вращаются вокруг Земли на радость людям. Ты, мальчик, слишком высоко вознёсся, если воображаешь себя умнее самого Соломона». Впоследствии Марк скажет: «Я путешествовал по всему миру, я познакомился с великими и могущественными людьми, учёными, философами, богатыми и образованными, но ни разу мне не встретилась группа, отличная от тех арканзасских фермеров. О, они признают что земля круглая, но их сознание так же крепко закрыто от других столь же очевидных фактов, особенно тех что имеют отношение к человеку».
После окончания университета (с дипломом педагога) работал психологом, занимаясь в основном собеседованиями с персоналом при поступлении на работу и увольнении и периодически публикуя НФ в журналах. Первая публикация — «Что я наделал?» («What Have I Done?», 1952). Во время своей долгой карьеры Марк Клифтон провёл около двухсот тысяч собеседований и составил немало психологических портретов.
В начале пятидесятых годов ХХ века Марк Клифтон уходит на пенсию. В период с июля 1952 года и до своей смерти, наступившей в начале 1963 г., он публикует три романа и по меньшей мере двадцать рассказов и повестей. Почти треть его рассказов была написана в соавторстве с Алексом Апостолидесом и Фрэнком Райли.
Известность Клифтону принесли две серии — о суперкомпьютере БОССИ и о межпланетном психологе Кеннеди. К первой серии относится его первый роман «Им бы оказаться правыми» («They'd Rather Be Right»), написанный вместе с Фрэнком Райли. В 1955 г. «Им бы оказаться правыми» получил премию «Хьюго» как лучший роман года. Вторая серия также включает рассказы и роман «Когда они явились из космоса» («When They Come from Space», 1962). Прочие произведения, написанные им самостоятельно, не имели такого успеха и не издавались массово при его жизни.
Во время последних шести лет жизни Клифтон опубликовал всего четыре или пять рассказов и последние два романа. Хотя его первые рассказы, появлявшиеся в журнале «Astounding Science Fiction» между 1952 и 1955 гг., привлекли всеобщее внимание и создали впечатление продуктивности, факт остаётся фактом: написанное Клифтоном весьма невелико по объёму по сравнению с другими фантастами того десятилетия.
Клифтон был новатором, одним из первых, кто придал юной фантастике черты мудрой зрелости. Он использовал популярные темы — инопланетные вторжения, развитие технологий, революция против политической теократии и освоение космоса, — но, в отличие от предшественников, привнёс в них изощрённый психологический анализ. В своём романе «Восемь ключей к Эдему» он дал имя одной из наиболее широко употребляемых ныне в фантастике профессий – астронавигатор.
Чем ближе к смерти, тем меньше Клифтон писал; возможно, его угнетала мысль что читатели научной фантастики, — в основном подростки — не хотели воспринимать этот жанр всерьёз. Клифтон, давно разведённый и не имевший родственников, умер в одиночестве. Джудит Меррил, ведшая переписку с Клифтоном на протяжении многих лет, после его смерти писала: «...Кто-то слышал, что у него было больное сердце, кто-то — что лейкемия, но он никогда никому не жаловался на здоровье, и лишь близким друзьям говорил в шутку, что болеет от «передозировки» людьми». Когда-то редакцию журнала «Astounding» с раздражением называли «придатком к дому Клифтона»; после похорон составителям антологий и издательствам негде было достать рукописи и поэтому, практически сразу после смерти, Марка Клифтона перестали печатать. Та же Джудит в предисловии к сборнику работ Клифтона, вышедшему через 20 лет после его смерти, написала: «...1963 год был неправильным временем для Марка, чтобы умереть. Ещё несколько лет, и он увидел бы читателей, которым посвящал свои работы, людей, которые начали изменять мир. Он увидел бы университетские забастовки и посадку на Луну, обратную биологическую связь и иглорефлексотерапию, антивоенное движение и экологическое движение. Из скольких семян, посеянных им, все они произросли? Мне кажется, он донёс до своих обретших свободу разума читателей намного больше, чем знал».
Марк Клифтон (полное имя — Марк Ирвин Клифтон / Mark Irwin Clifton) — американский писатель-фантаст, написавший в 50-х годах прошлого века три романа и два десятка рассказов.… Развернуть
Абрахам Грейс Меррит (англ. Abraham Grace Merritt, 20 января 1884 — 21 августа 1943) — американский писатель, журналист и редактор.
Абрахам Меррит родился в Беверли, штат Нью-Джерси, 20 января 1884 года. Его отец, Уильям Генри Меррит, был архитектором, а мать, Ида Присцилла Бак — внучатой племянницей Джеймса Фенимора Купера.
Закончив школу, Меррит поступил в юридический колледж, однако после внезапной смерти отца ему пришлось бросить учебу, чтобы кормить семью. Он работал репортером для нескольких филадельфийских газет — в основном для «Philadelphia Inquirer». В 1903 году путешествовал по Центральной Америке, занимался археологией, этнографией. В 1911 году он был уже дежурным редактором, а в 1912 году его пригласили в еженедельник «American Weekly» помощником главного редактора Моррила Годдарда, которого он сменил в кресле редактора в 1937 году.
Литературное творчество было для Меррита одним из видов отдыха от журналистской работы, что не помешало ему стать одним из самых популярных авторов приключенческой фантастики 1920-1930-х годов.
Меррит дебютировал как фантаст рассказом «Сквозь Драконье Стекло» («Through the Dragon Glass», авторский вариант названия — «Thru the Dragon Glass») в журнале «All-Story» (номер от 24 ноября 1917 года). Первая (и сразу довольно громкая) известность приходит к нему после публикации новеллы «Лунная заводь» («The Moon Pool») в «All-Story» (номер от 22 июня 1918 года), которая стала одним из архетипических произведений о столкновении человека с тенями забытого прошлого. Новелла была продолжена романом «Завоевание Лунной заводи» («The Conquest of the Moon Pool», опубликован в номерах «All-Story» с 15 февраля по 22 марта 1919 года), и впоследствии во всех книжных изданиях они публиковались как единое целое под названием «Лунная заводь». Первое из книжных изданий появилось в том же 1919 году, и по его поводу рецензент газеты «New York Times» писал: «Если это, как указано на титуле, действительно дебютный роман, то мы присутствуем при рождении автора, одаренного необычайным (кое-кто, возможно, сочтет его доселе невиданным) богатством воображения».
В последние годы жизни Меррит был целиком занят редакционной работой и новых крупных произведений не публиковал.
21 августа 1943 года Абрахам Меррит скончался от сердечного приступа в своем летнем поместье в Индиан Рок, Флорида.
После его смерти художник и писатель Ханнес Бок дописал несколько произведений по оставшимся черновикам и рабочим материалам Меррита.
Американский писатель, журналист и редактор, один из «отцов-основателей» жанра фэнтези, известен под пседонимом А. Меррит. Был посмертно введён в Зал славы фантастики и фэнтези в 1999 году. Его именем был назван журнал, издававшийся в конце 40-х годов в США, — «A. Merritt's Fantasy Magazine».
Истории Меррита, как правило, вращаются вокруг тем, встречающихся в pulp-журналах: исчезнувшие цивилизации, отвратительные монстры, забытые народы, диковинные обычаи. Его герои - это доблестные ирландцы или скандинавы, его злодеи - коварные немцы или русские, а его героини - девственны, загадочны и скудно одеты. Однако витиеватый стиль прозы и склонность к порой избыточным описаниям и внимание к деталям Меррита всё-таки отличают его от типичного представителя pulp-литературы.
Творческое наследие Мерритта не слишком велико — девять романов и несколько сборников рассказов и стихов. Однако он оказал влияние на многих писателей, в том числе на Говарда Лавкрафта, Джона Уильямсона, Ричарда Шейвера, Л. Спрэга Де Кампа и многих других.
Абрахам Грейс Меррит (англ. Abraham Grace Merritt, 20 января 1884 — 21 августа 1943) — американский писатель, журналист и редактор. Абрахам Меррит родился в Беверли, штат… Развернуть
Стенли Вейнбаум (полное имя Стенли Грумен Вейнбаум) — американский писатель-фантаст. Родился в Луисвилле (штат Кентукки), учился в школе в Милуоки. Поступил в Университет штата Висконсин в Мэдисоне, намереваясь получить диплом инженера-химика, затем перешел на кафедру английского языка. Однако вопреки общепринятому мнению высшего образования он так и не получил — сдав на спор экзамен за друга, он был уличен и покинул университет в 1923 году. Работал управляющим в кинотеатре. Первая публикация — повесть «Марсианская Одиссея» (1934). Впоследствии ее высоко оценил А. Азимов, назвав «превосходным кэмпбелловским произведением», «одним из трех, которые изменили подход ко всему последующему, написанному в жанре НФ». Возможно именно в этой повести инопланетяне (твилы) впервые в научной фантастике думают так, как просил писателей Джон Кэмпбелл — «так же хорошо, как человек, или даже лучше человека, но иначе чем человек…»
Казалось, что успех «Марсианской Одиссеи», которая кардинально противоречила типичному взгляду на инопланетян как жутких монстров и врагов (точка зрения фантастики тех лет, идущая еще от «Войны миров» Герберта Уэллса), обещал молодому автору хорошие перспективы. Но эта едва начавшаяся карьера была трагически прервана ранней смертью писателя. Всего через полтора года после дебюта, в возрасте 33 лет Стенли Вейнбаум скончался от рака легких...
Однако за это время он успел многое, в одном только 1935 году опубликовав несколько ярких и оригинальных произведений малой формы (в основном в журналах «Astounding» и «Wonder Stories») — «Едоки лотоса», «Райская планета», «Безумная Луна», «Полет на Титан», «Планета сомнений». Одна из первых трактовок темы генной инженерии нашла место в рассказе «Остров Протея». Традиционные для жанра видения далекого будущего и идеи цикличного времени оригинально выписаны в «Нулевом кольце». Все короткие вещи Вейнбаума (в т.ч. вышедшие посмертно) составили сборники — «Рассвет пламени» («Dawn of Flame», 1936), «Марсианская Одиссея» («A Martian Odyssey», 1949), «Красная пери» («The Red Peri», 1952); два последних были объединены в один том — «A Martian Odyssey» (1975, под ред. С. Московица). Несколько рассказов были завершены Ральфом Милном Фарли, один был закончен сестрой Вейнбаума.
Из крупной формы при жизни писателя вышла лишь любовная история «The Lady Dances», написанная под псевдонимом и сериализированная в журнале. А наиболее значительное его произведение было опубликовано уже посмертно. Роман «Новый Адам» («The New Adam», 1939) по сочетанию увлекательности и литературных качеств был довольно редким для довоенной фантастики описанием жизни сверхчеловека. В чем-то эта работа даже предвосхитила находки и интонации более поздних поколений фантастов. Из читательской рецензии:
«Эдмонд Холл родился с явной генетической аномалией, наделившей его уродливой, «странной» внешностью и одновременно могучим интеллектом, физической силой и гипнотическими способностями. Испытав в детстве отчуждение со стороны сверстников, он вырастает в странное анти- (или скорее вне-) моральное существо, холодно и беспристрастно обозревающее и анализирующее копошащуюся «у его ног» жизнь с поистине стэплдонианской, «космической» точки зрения и одержимое в то же время многочисленными комплексами и неврозами.
Ища выход из экзистенциальной тюрьмы, пытаясь пробить своего рода психологическую стену непонимания между собой и обществом, взрослея и самоутверждаясь как личность, он последовательно открывает для себя мир науки, бизнеса, политики и любви, лишь в последней находя относительное чувство равновесия между потребностью к самореализации, поиском смысла жизни (в расширенном, общефилософском его контексте) и катастрофическими последствиями своего вмешательства в земную цивилизацию (чего стоит хотя бы один эпизод с сотворенной в домашней лаборатории атомной бомбой). Противостояние Науки и Нравственности, Человек и его место в Космосе, христианский миф о пришествии Антихриста, сложные любовные перипетии, не уступающие по искренности и эротизму творениям Генри Миллера, предчувствие надвигающейся на Мир катастрофы (война была уже не за горами), философские размышления о природе Времени, Бесконечности, квантовой и релятивистской физике (в качестве одного из друзей-оппонентов нашего героя выведен слегка «замаскированный» Эйнштейн) — вот лишь ряд тем, легко и непринужденно встроенные автором в этот изящный и замысловатый литературный «гобелен», вызывающий ассоциации с более поздними работами Уолтера М. Миллера-мл., Клиффорда Саймака, Айзека Азимова, Урсулы Ле Гуин...» (З.М. Кронштейн, 2002).
Довольно оригинальным и интересным был и небольшой роман «Черное пламя» («Black Flame», 1939), позднее объединенный со своей предысторией «Dawn of Flame» (1936) в одну книгу. Еще один роман из архивов писателя — «The Dark Other», вышедший в 1950 году — был своеобразной вариацией на классическую тему «доктора Джекила и мистера Хайда».
Незадолго до своей смерти Вейнбаум начал писать странную фантазию, роман «Three Who Danced», в котором Принц Уэльский по очереди танцует с тремя девушками из американской глубинки, меняя их судьбы… В 1993 году вдова писателя Маргарет Хотоф Кайе передала все архивы Вейнбаума в библиотеку Университета Темпл (Филадельфия, штат Пенсильвания), в том числе и незаконченную рукопись этого романа, а также черновики других неопубликованных произведений — романтических рассказов и эссе.
Впоследствии сборники и романы Вейнбаума неоднократно переиздавались и переводились на другие языки. Последним наиболее представительным и полным изданием прозы писателя является четырехтомник «The Collected Science Fiction and Fantasy of Stanley G. Weinbaum», напечатанный в Leonaur Ltd в 2006 году. Также, еще в 1988 году в маленькой книжечке «Lunaria and Other Poems» была собрана вся его ранняя поэзия.
Даже если не брать в расчет «Нового Адама», для своего времени Стенли Вейнбаум был все же довольно сильным и нестандартным автором, несмотря на многие характерные черты фантастики трех первых десятилетий XX века (юморески о безумных изобретателях; планетарные рассказы с довольно типичными сюжетами, выделяющиеся как правило лишь ярким антуражем или необычной фантазией). Но начиная, по сути, одновременно с такими титанами жанра как Джон Кэмпбелл и Джек Уильямсон — он наверняка мог гораздо более значительно повлиять на развитие фантастики, если бы остался жив и продолжил писать. Лишь благодаря фэнам и издателям-энтузиастам имя писателя не оказалось в числе позабытых.
Материал с сайта "Лаборатория Фантастики"
Стенли Вейнбаум (полное имя Стенли Грумен Вейнбаум) — американский писатель-фантаст. Родился в Луисвилле (штат Кентукки), учился в школе в Милуоки. Поступил в Университет штата… Развернуть
Даниэль Ф. Галуй, или как иногда переводят - Галуи (Галуйе) родился в 1920 году в Новом Орлеане, окончил Университет штата Луизиана со степенью бакалавра, затем работал в качестве корреспондента в нескольких газетах. Во время Второй Мировой Войны он служил в летчиком в ВМС США. После войны окончил Школу военно-морской авиации в городе Пенсакола в звании лейтенанта и какое-то время был ответственным за подготовку кадров в Школе летчиков Военно-морского флота на Гавайях.
Сразу после увольнения с военно-морского флота, он начал свою карьеру в газете The States-Item (в настоящее время газета носит название The Times-Picayune) в качестве репортера, а в 1956 году он получил должность литературного редактора и вошел в редакторский отдел газеты. Позже он был назначен помощником редактора этого отдела и уволился из газеты в 1967 году.
В период работы в газете начал издавать свои произведения. В марте 1952 года в журнале "Воображение" (Imagination) была опубликована его повесть "Возрождение". Его произведения печатались в журналах Galaxy Science Fiction и The Magazine of Fantasy & Science Fiction. С 1961 по 1973 год было опубликовано 5 его романов, самые знаменитые из которых, "Темная Вселенная" и "Симулакрон-3".
Его увольнение из газеты было вызвано ухудшением здоровья, которое в свою очередь было связано с травмами полученными во время службы в Военно-морском флоте. Состояние его здоровья неуклонно снижалось вплоть до его смерти в возрасте 56 лет. Он умер в Военном госпитале Нового Орлеана и был похоронен на кладбище в городе Ковингтон.
Даниэль Ф. Галуй был женат на Барбаре Кармель Джордан; у них родилось две дочери.Всю жизнь со своей супругой прожил в Новом Орлеане, но также имел летний дом на озере Пончартрейн в городе Ковингтон округа Санкт-Таммани, штат Луизиана.
Даниэль Ф. Галуй , или как иногда переводят - Галуи (Галуйе) родился в 1920 году в Новом Орлеане, окончил Университет штата Луизиана со степенью бакалавра, затем работал в… Развернуть
Уильям Хоуп Ходжсон - родился 15 ноября 1877 в местечке Блэкмор-Энд (графство Эссекс) в семье священника. В тринадцать лет убежал из дома, служил юнгой на торговом судне, со временем стал третьим помощником, за спасение товарища от акул был удостоен медали Королевского гуманитарного общества.
Трижды обойдя вокруг света, Ходжсон вдруг понял, что ненавидит море, и списался на берег. Преподавал физкультуру в школе, публиковал статьи по дзюдо, в 1904 году решил посвятить себя литературному творчеству. Год спустя в журнале "Grand Magazine" появился его первый рассказ "Тропический ужас", за которым последовали другие, в том числе - самый известный (и самый лучший) рассказ "Голос в ночи" (1907). В том же году увидел свет первый роман Ходжсона "Шлюпки "Глен-Карриг". Широкую популярность Ходжсону принесли романы "Дом на рубеже" (1908), "Пираты - призраки" (1909) и "Ночная земля" (1912).
В годы первой мировой войны служил в артиллерии, участвовал в боях на Западном фронте; погиб во время артобстрела 19 апреля 1918. В 1958 г. Альфред Хичкок поставил по рассказу "Голос в ночи" сериал "Подозрение".
Уильям Хоуп Ходжсон - родился 15 ноября 1877 в местечке Блэкмор-Энд (графство Эссекс) в семье священника. В тринадцать лет убежал из дома, служил юнгой на торговом судне, со… Развернуть
Ли Дуглас Брэкетт родилась 7 ноября 1915 года в Лос-Анжелесе. Начальное образование она получила на дому, затем школа в Калифорнии. Окончив ее, она устроилась на работу в другую школу преподавать плавание и драматическое искусство. И то, и другое ей давалось легко.
Но еще в детстве у Ли была заветная мечта: стать профессиональным писателем. И в феврале 1940 года ее первый научно-фантастический рассказ «Марсианский гладиатор» (Martian Quest) был опубликован в журнале «Удивительная научная фантастика» (Astounding Science Fiction).
В 1944 году выходит ее первая нефантастическая книга No Good from a Corpse и в том же году увидел свет первый фантастический роман «Путь Немезиды» (Shadow Over Mars), который считается одним из лучших в творчестве писательницы.
В сороковых годах в различных журналах, издававших научную фантастику, стали появляться повести и рассказы, которые потом вошли в условные марсианский и венерианский циклы. Особенно благожелательно была встречена приключенческая повесть-сказка «Драгоценность Баса» (1944) о нестареющем мальчике-боге и свирепых андроидах, пытавшихся захватить мир. В том же 1944 году был опубликован рассказ «Вуаль Астеллара» — мрачная история человека, который предал свой народ из-за любви к инопланетянке.
Особенно активно писательница сотрудничала в это время с журналом «Планетные истории» (Planet Stories), в котором она опубликовала написанную совместно с Рэем Брэдбери повесть «Лорелея красной мглы» (1946).
В 1945 году Брэкетт создала своего самого прославленного героя, полудикаря, грозного сына Земли, воспитанного на диком Меркурии, — Эрика Джона Старка. В одном из первых рассказов — «Венерианское чародейство» (1949) писательница повествует о борьбе полудикого человека с демонической олигархией Лхари, разыгрывающейся на великолепном венерианском фоне.
Еще в 1940 году Ли познакомилась с известным уже в то время писателем-фантастом Эдмондом Гамильтоном, и в конце 1946 года они поженились. Однако вместе они практически не писали, если не считать написанной в 1977 году (но вышедшей только в 2005) повести «Старк и Звездные короли». Причиной скорее всего были разные методы творчества: если Гамильтон сначала набрасывал конспект сюжета, а потом разрабатывал его, то Брэкетт писала с самого начала безо всякого конспекта, а там — что выйдет, и если прекрасная идея не оформлялась в рассказ, она отправлялась пылиться в папку.
Любимая и повторяющаяся тема в творчестве Ли Брэкетт — поиск, попытка осуществить мечту сильной личности и его неудача, когда мечта превращается в руках героя в дым и пепел. От героя «Вуали Астеллара» до Джима Бикворта из приключенческого романа «Вслед за ветром свободы» (1963) ее герои ищут что-то, чего никогда не могут достичь, однако их провал — не настоящее поражение, а скорее предвестник победы. Иллюстрацией этой темы в творчестве Ли может служить повесть «Исчезнувшая Луна» (1948) с ее заранее предрешенным поиском таинственного Лунного Огня на морях Венеры. Такова же и ее повесть «Шеннеч — последний» (1952). Она вызывает странную симпатию к чужаку-нечеловеку, поражение которого является и его победой.
Ли Брекетт умерла 24 марта 1978 года, лишь на год пережив своего мужа.
Ли Дуглас Брэкетт родилась 7 ноября 1915 года в Лос-Анжелесе. Начальное образование она получила на дому, затем школа в Калифорнии. Окончив ее, она устроилась на работу в другую… Развернуть
Генри Каттнер — американский писатель-фантаст. Родился в Лос-Анджелесе, штат Калифорния (США).
Первый рассказ «Кладбищенские крысы» Каттнер опубликовал в 1936 году в pulp-журнале «Weird Tales». Примерно тогда же он познакомился со своей будущей женой, Кэтрин Люсиль Мур. Они оба входили в «кружок Лавкрафта» — группу писателей, которые переписывались с Говардом Лавкрафтом. В 1940-е и 1950-е годы Каттнер и Мур почти всегда писали вместе, главным образом потому, что Каттнеру платили больше за страницу. Их совместная работа была так тесна, что они часто сами не помнили, кто написал какую часть текста. Большая часть работ Каттнера опубликованы под псевдонимами, наиболее известные из них — Лоуренс О’Доннелл, Кейт Хаммонд и Льюис Пэджет. Под первым он выступал вместе с женой, под другими — самостоятельно.
Каттнер и Мур являются мастерами иронического фантастического рассказа. Многие их произведения стали классикой фантастики: цикл о мутантах Хогбенах со Среднего Запада США, цикл об изобретателе Гэллегере, «Жилищный вопрос» и др.
Роман Каттнера «Тёмный мир» (The Dark World) вдохновил Роджера Желязны на написание серии романов «Хроники Амбера» — по признанию самого Желязны.
Каттнер был блистательным шутником, прекрасным собеседником, легко сходился с людьми и был щедр на идеи (некоторые идеи его ранних рассказов использовали позже Сибери Куин и Хоффман Прайс).
Генри Каттнер умер в 1958 году от инфаркта.
Генри Каттнер — американский писатель-фантаст. Родился в Лос-Анджелесе, штат Калифорния (США).
Первый рассказ «Кладбищенские крысы» Каттнер опубликовал в 1936 году в… Развернуть
Кэтрин Мур (полное имя — Кэтрин Люсиль Мур / Catherine Lucille Moore) — американская писательница, супруга и соавтор Генри Каттнера.
Родилась в Индианаполисе. По воспоминаниям, с детства имела страсть к сочинению историй. В ноябре 1933 года журнал «Weird Tales» опубликовал ее дебютный рассказ «Шамбло» («Shambleau»), подписанный «К. Л. Мур». Рассказ был принят читателями с энтузиазмом, его удостоил хвалебным откликом Г. Ф. Лавкрафт. Мур продолжает регулярно публиковать рассказы в «Weird Tales», в том числе как минимум один в соавторстве с Генри Каттнером. Их знакомство по переписке, по некоторым данным, относится к 1938 году. За ним последовало очное знакомство. В 1940 году Кэтрин выходит замуж за Каттнера. С этого времени они пишут вместе и, как правило, под псевдонимами, самыми известными из которых являются «Льюис Пэджетт» и «Лоуренс О'Доннелл». Мур «доводила» очень многие рассказы, написанные Каттнером, он же в свою очередь порой весьма серьёзно перерабатывал ее прозу. Классический рассказ «Лучшее время года» («Vintage Season», 1946, экранизирован в 1991 году) практически полностью написан Кэтрин Мур, несколько рассказов она написала по наброскам Каттнера.
В целом подписанные «Мур» произведения принадлежат Кэтрин Мур, как и большинство работ под именем «О'Доннелл»; остальные произведения, даже подписанные одним Каттнером, в той или иной мере являются плодом совместного творчества. Однако многие рассказы, написанные в соавторстве Генри Каттнером и Кэтрин Мур, еще при жизни Каттнера выходили только под его именем; эта же традиция сохранилась до наших дней. Более того, ряд рассказов, написанных под псевдонимами, впоследствии по настоянию Кэтрин выходили исключительно под именем Каттнера. Всё это неблагоприятно повлияло на известность её как автора и добавило немало головной боли библиографам. В 1950 году она поступает в Университет Южной Калифорнии вместе с Каттнером; заканчивает его в 1956 году. В 1957 году выходит ее сольный роман «Doomsday Morning». После смерти Каттнера в 1958 году она четыре года ведёт класс литературного мастерства в университете. В 1960-х годах участвовала в написании сценариев для телесериалов «Maverick» и «77 Sunset Strip». В 1963 году она прекращает литературную деятельность. Умерла Кэтрин Мур 4 апреля 1987 г. в Калифорнии.
Произведения писательницы публиковались под именем C. L. Moore, и вследствие этого в начале ее карьеры читатели полагали, что автор — мужчина.
Кэтрин Мур (полное имя — Кэтрин Люсиль Мур / Catherine Lucille Moore) — американская писательница, супруга и соавтор Генри Каттнера. Родилась в Индианаполисе. По воспоминаниям,… Развернуть
Эдгар Пенгборн — американский прозаик, известный также произведениями других жанров. Родился в Нью-Йорке 25 февраля 1909 года в семье Гарри Леви Пенгборна и Джорджии Вуд Пенгборн, известной создательницы рассказов о привидениях. Окончил школу Френдс в Бруклине, затем с 1924 по 1926 год учился в Гарвардском Университете в Кембридже (штат Массачусетс) и Консерватории Новой Англии, однако диплома так и не получил. Затем Эдвард полностью переключился на литературную деятельность, прерванную Второй мировой войной (1942-45 гг., служба в медицинских частях армии США). Занимался черновым литературным трудом под разными псевдонимами, подрабатывал в различных местах, содержал ферму в штате Мэн с 1939 по 1942 год. С 1930 года — профессиональный писатель. Его творческая карьера началась с произведения «A-100: A Mystery Story» (1930), изданного под псевдонимом Брюс Харрисон, и других нефантастических текстов, преимущественно в жанре детектива. Первая нф-публикация — рассказ «Яйцо ангела» (1951), ныне считающийся классическим.
Не отличавшийся литературной плодовитостью, Пенгборн тем не менее оставил память о себе как об изобретательном и литературно одаренном мастере «мягкой» (гуманитарной) НФ. Его первый роман, «На запад от солнца» («West of the Sun», 1953), рассказывает о судьбе земных колонистов, потерпевших крушение на планете Люцифер; установление контакта с аборигенами позволяет создать на планете коммуну-утопию, резко контрастирующую с репрессивной антиутопией на Земле. Когда, в конце концов, прибывает спасательный корабль, герои решают остаться в в построенной ими общине. Завершает книгу характерный для творчества Пенгборна психологический финал. Некоторые критики и читатели называют лучшим произведением Пенгборна роман «Зеркало для наблюдателей» («A Mirror for Observers», 1954; International Fantasy Award-55) — редкий в американской НФ 1950-х гг. оптимистический взгляд на будущее человечества; не обошлось, правда, без помощи «наставников» с Марса: те тысячелетиями пестуют земную цивилизацию, охраняя ее от других «пастырей» — злых; сильной стороной автора является вера в этическую (выраженную в образе гениального мальчика, чьи моральные качества могут спасти мир), а не технологическую панацею для человечества. В двух этих романах — но не во всех произведениях Пенгборна — его изящная, грамотная речь по большей части преодолевает его склонность к приторной нравоучительности. За описанными романами последовали два нефантастических произведения — «Wilderness of Spring» (1958) и «The Trial of Callista Blake» (1961), а затем постепенно появился наиболее успешный и долгоживущий труд Пенгборна, пост-апокалиптический цикл состоящий из, в примерном порядке его внутренней хронологии, романов «Решение Евы» («The Judgement of Eve», 1966), «Благословенный отряд» («The Company of Glory», 1974; изначально был сериализирован в журнале) и «Дэви» («Davy», испр. 1964), а также большей части рассказов из сборника «Still I Persist in Wondering» (1978). Действие этих книг Пенгборна развивается в мире после катастрофы (на территории США далекого будущего, переживших ядерную войну), первые последствия которой — порой весьма жестокие — занимают большую часть первых томов цикла. Ко времени рождения Дэви, через 250 лет после апокалипсиса, страна давно превратилась в мозаику феодальных анклавов, описанных довольно романтически. Плутовские похождения Дэви (о которых он рассказывает в старости) вызывают своего рода ностальгию по мирам будущего, пригодным для жизни — хотя читателю ясно, что Дэви и его последователи непременно будут строить более сложный мир. «Решение Евы» рассказывает о том же мире, но роман не слишком убедительно исполнен в манере поэтического мифа: Ева должна выбрать образ жизни одного из своих разношерстных женихов. Всем им предстоит пройти большой путь, чтобы найти настоящую любовь. Вероятно в этом романе писатель наиболее далеко зашел в обычной для него неуклюжей помпезности. Однако, в тех книгах, где Пенгборну удавалось сдерживаться — в ранних романах, большей части «Дэви» и многих рассказах из сборника «Good Neighbors and Other Strangers» (1972) — становится присущая ему, хотя порой и нарочито крестьянская порядочность его отношения к жизни. Роман «Зеркало для наблюдателей» завоевал International Fantasy Award. «Дэви» и рассказ «Длиннозуб» («Longtooth», 1970) выходили в финал премии Hugo. Новелла «Гора Добрая» («Mount Charity», 1971) вышла в финал премии Nebula.
Некоторая часть наследия писателя до сих пор остается неопубликованной. В частности в архивах с его бумагами хранятся рукописи четырех мистических романов, написанных в 30-х — 50-х годах, исторической фантазии «Miranda», романа мейнстрима «Island of Departure», еще одного исторического романа «Light Another Candle», который Эдгар писал вместе со своей сестрой Мэри. Также в его архивах есть как минимум две пьесы (одна из которых — «Judgment of Eve», неоконченный первоначальный вариант романа, написанный белым стихом); остаются неопубликованными и несколько рассказов, в том числе один («The Life and the Clay»), который был продан Харлану Эллисону для так и не вышедшего третьего тома его антологии «Dangerous Visions». Уже после смерти Пенгборна, в начале 80-х годов был анонсирован роман «The Atlantean Nights' Entertainments», но он тоже так до сих пор и не вышел. Из других увлечений Эдгара Пенгборна можно назвать сочинение музыки (он учился игре на фортепиано и скрипке, однако партитуры к его струнным квартетам, сонатам и ноктюрнам были обнаружены лишь в 2003 году), в 60-х годах — живопись маслом... Умер писатель 1 февраля 1976 года. А 27 лет спустя, в 2003 году, он был удостоен награды Cordwainer Smith Rediscovery Award, которая обычно вручается выдающимся, но не слишком известным и обделенным прижизненной славой писателям.
Эдгар Пенгборн — американский прозаик, известный также произведениями других жанров. Родился в Нью-Йорке 25 февраля 1909 года в семье Гарри Леви Пенгборна и Джорджии Вуд… Развернуть
Рафаэль Алоизиус Лафферти - американский писатель ирландского происхождения. Считается классиком фантастической литературы
Родился 7 ноября 1914 г. в Ниоле (Айова, США), в семье выходцев из Ирландии — Хью Дэвида Лафферти (брокера, специализировавшегося на нефтяных контрактах) и Джулии Мэри Бёрк (школьной учительницы). Своим именем обязан совпавшему с его появлением на свет празднику Святого Рафаэля. В 1920 г. семья Лафферти переехала в г. Талса (Оклахома).
Рафаэль учился на вечернем отделении Университета Талсы и в «International Correspondence School», работал в «Clark Electric Co.», и редакции местной газеты. В 1942 г. был призван в армию, комиссован через четыре года в звании сержанта первого класса. Награждён медалью за Новогвинейскую кампанию.
В литературе дебютировал рассказом «Wagons», напечатанным в журнале «New Mexico Quarterly Review», в 1959 г. За последующие сорок лет были изданы два десятка романов и свыше двухсот рассказов автора. Всё творчество Рафаэля можно условно разделить на три группы: романы о путешествии Ясона и аргонавтов, облачённом в НФ-сеттинг, и составляющие цикл «Devil is Dead», книги, фокусирующиеся на отдалённом будущем человечества («Past Master», «Space Chantey», «The Annals of Klepsis» и ряд других), и истории, вращающиеся вокруг персонажей исследовательского «Institute For Impure Science». Как правило, произведения Лафферти представляют собой рекомбинации элементов католической мифологии, традиционной НФ, фэнтези и абсурда, причём сюжет зачастую играет второстепенную роль, а на первый план выходят отточенный стиль автора, символизм и семантические игры, что имеет свойство отпугивать основную массу потенциальных читателей, но привлекает внимание критиков. По словам Майкла Суэнвика, «если бы Лафферти не было, то... то нам всё равно не хватило бы воображения его придумать».
Из некролога, написанного Нилом Гейманом: «без сомнения, Рафаэль Лафферти был превосходным писателем своего собственного жанра. Он был гением, эксцентриком, безумцем. Его рассказы (которые, в большинстве своём, превосходили его же романы) беспрецедентны. Если и можно попытаться сравнить Рафаэля с каким-либо автором, то, возможно, только с более причудливым вариантом Флэнна О'Брайена, впрочем, подобные сравнения бессмысленны — в мире есть только один Лафферти. Первый сборник рассказов Рафаэля «Nine Hundred Grandmothers» всё ещё в продаже — рекомендую с него и начать знакомство с автором. Смешные, мудрые и странные — его истории уникальны. Одно предложение — и вы уже знаете, кого читаете. Лафферти никогда не вписывался в рамки жанров НФ, фэнтези или хоррора, хотя и был удостоен «Hugo Award» и «World Fantasy Award». Он был сам-себе-жанр и его истории — сказания с привкусом Ирландии, небес, далёких звёзд, и Талсы».
Рафаэль Алоизиус Лафферти - американский писатель ирландского происхождения. Считается классиком фантастической литературы Родился 7 ноября 1914 г. в Ниоле (Айова, США), в… Развернуть
Олаф Стэплдон - английский прозаик и ученый-философ, один из самых смелых мыслителей-футурологов в современной НФ. Родился в деревне недалеко от Уолласи (гр. Чешир), закончил Байольский колледж в Оксфорде, диссертацию защитил в Ливерпульском университете. Во время первой мировой войны, будучи принципиальным пацифистом, служил братом милосердия в квакерском походном госпитале во Франции; работал в судострительной компании отца в Порт-Саиде (Египет), преподавал на вечерних курсах, созданных при Ливерпульском университете Ассоциацией рабочего образования, в том же университете занял пост профессора психологии и философии. Автобиографическое эссе - "Юность и завтрашний день" [Youth and Tomorrow] (1946); также автобиографичен роман "Человек Разделенный" [A Man Divided] (1950).
Один из ярких и по существу непризнанных философов 1-ой половины 20 века, создатель оригинальной "космической этики" (варианта телеологии), во многом созвучной аналогичным философским построениям Пьера Теяйра де Шардена, В. Вернадского и других "космистов", Стэплдон пропагандировал свои идеи и через НФ - в частности, моральную ответственность, проистекающую из наличия "высшей цели" в космосе; чувство общности (community) со всеми иными носителями разума; мистический экстаз от интуитивного осознания вселенского совершенства и т.п. Не будучи от природы сильным писателем (все его "романы" по сути - лишь слабобеллетризованные философские и публицистические трактаты), Стэплдон смог - в основном, за счет беспрецедентных в мировой НФ масштабов изображаемого и неуемности фантазии, - стать одной из самых заметных фигур в этой литературе на промежуточном этапе начала столетия (расположившись хронологически между великими основоположниками - Ж. Верном и Г. Уэллсом, с одной стороны, и "Золотым Веком" англоязычной НФ - с другой), высокопочитаемой многими интеллектуалами, от Г. Уэллса и Д. Пристли до Б. Олдисса и С. Лема.
В самом знаменитом и самом объемном романе Стэплдона, "Последние и первые люди: история близлежащего и далекого будущего" [Last and First Men: A Story of the Near and Far Future] (1930), поначалу вызвавшем сенсацию, но со временем почти позабытом, нарисована, вероятно, первая - и бесспорно самая масштабная - история будущего, простирающаяся на 2 млрд лет эволюции разума на Земле и в Солнечной системе. Наша цивилизация занимает на шкале лишь ничтожный сегмент (Первые Люди), вершиной этой эволюционной ступени стали Сократ (поиск истины) и Иисус (жертвоприношение себя во искупление всех грехов человечества); а повествование ведется от имени одного из последних - Восемнадцатых Людей. Богатая, хотя и спорная (эпизод с "целесообразным" уничтожением аборигенов на Венере, куда переселились Пятые Люди) история планетарной инженерии "снабдила всю последующую мировую НФ удобным каталогом-шпаргалкой сюжетов и тем" (С. Лем). К этому надо добавить пионерскую разработку Стэплдона - в том числе, в еще более грандиозной эпопее - "Создатель звезд" [Star Мaker] (1937), которую критики позволяют себе "серьезно сравнивать с "Божественной комедией" Данте (М. Эдлард) - десятки, если не сотни популярных тем НФ, от андроидов до ядерной войны (Астроинженерия, Бессмертие, Внеземная жизнь, Война, Живые миры, Инопланетяне, Киборги, Коллективный разум, Контакт, Мутанты, Освоение космоса, Параллельные миры, Путешествия во времени, Религия, Чудовища, Экстрасенсорное восприятие). На сей раз фантазия автора забирается в области космологии, рисуя не историю разума, но историю вообще Вселенной, "пропитанной" этим разумом в самых фантастических и экзотических формах. К двум указанным книгам примыкает менее интересный и значительно более камерный роман "Последние люди в Лондоне" [Last Men in London] (1932), а также посмертно изданные фрагменты незаконченной книги "Создатель туманностей" [Nebula Maker] (1976); вместе со сборником эссе "Четыре встречи" [Four Encounters] (1976) включены в сборник "Создатель туманностей" и "Четыре встречи" [Nebula Maker and Four Encounters] (1983).
Другие романы Стэплдона более "литературны", хотя и вызвали меньший успех. Герой романа "Странный Джон: нечто среднее между шуткой и правдой" [Odd John: A Story Between Jest and Earnest] (1935) - мутант-сверхчеловек, чьи злоключения в мире "нормальных" людей описаны с теплотой и человечностью; еще более "человечной", как ни парадоксально, оказалась история пса, которому "привили" разум, сознательность и чувственность, - роман "Сириус: фантазия о любви и разладе" [Sirius A Fantasy of Love and Discord] (1944).
НФ произведения Стэплдона включены в сборники -
"К концу времен: лучшее Олафа Стэплдона" [To the End of Time: The Best of Olaf Stapledon] (1953 - под ред. Б. Дэвенпорта),
"Зов далекого будущего: отдельные научно-фантастические рассказы и фантазии Олафа Стэплдона" [Far Future Calling: Uncollected Science Fiction and Fantasies of Olaf Stapledon] (1979 - под ред. С. Московица).
Ряд тем НФ также присутствует в философских книгах Стэплдона -
"Тьма и свет" [Darkness and the Light] (1942),
"Из смерти в жизнь" [Death into Life] (1946),
"Пламя" [The Flames] (1947);
две последние, вместе со сборником "Старый человек в новом мире" [Old Man in New World], включены в сборник "Миры удивительного" [Worlds of Wonder] (1949).
(Из "Энциклопедии фантастики" В. Гакова)
Олаф Стэплдон - английский прозаик и ученый-философ, один из самых смелых мыслителей-футурологов в современной НФ. Родился в деревне недалеко от Уолласи (гр. Чешир), закончил… Развернуть