Зиновий Михайлович Вальшонок (род. 6 марта 1934, Харьков) — русский поэт.
Зиновий Михайлович родился в семье инженеров, работавших на Харьковском тракторном заводе. Во время Великой Отечественной войны жил в Алтайском крае (город Рубцовск). В 1951 году окончил школу в Харькове, а в 1956 году — Харьковский государственный университет.
В 1962 году в журнале «Новый мир» появились его первые стихи, и через 2 года в Харькове вышла его первая книга стихов «Поиск. Лирика.». Был принят в Союз писателей в 1969 году. В 1976 году писатель переехал в Москву.
Дружил с Борисом Чичибабиным, который был его духовным наставником. Ему он посвятил свою книгу «Мой друг Борис Чичибабин. Поэты и безвременье».
Статья о жизни и творчестве Зиновия Вальшонка опубликована в 4-м томе «Энциклопедии современной Украины». Его перу принадлежит рукописная антология века «Зелёная книга». Литературоведческое исследование жизни и работы писателя представлено в обширной монографии «Поэт Зиновий Вальшонок. Личность. Творчество. Судьба.». Большая подборка его стихов вошла в Антологию мировой поэзии «Закон случайных чисел. 150 поэтов мира».
Произведения поэта выходили в свет в издательствах «Советский писатель», «Художественная литература», «Молодая гвардия», «Современник», «Советская Россия» и других, широко публиковались в журналах и газетах на Родине и за рубежом, в частности в журналах «Грани» и «Ди Вельтбюне» («Всемирная трибуна»), переводились на многие иностранные языки.
Зиновий Вальшонок трижды становился победителем Всероссийских конкурсов поэзии, является Лауреатом престижных литературных премий: имени Бориса Пастернака (2008 год — «за талантливое и самобытное продолжение и развитие классической русской поэзии»), имени Марины Цветаевой (2012 год — «за совестливый талант и гражданское благородство»), с вручением почетной именной медали, «Золотой теленок» (2003 год — «за яркие и остроумные циклы литературных пародий»).
Зиновий Михайлович Вальшонок (род. 6 марта 1934, Харьков) — русский поэт.
Зиновий Михайлович родился в семье инженеров, работавших на Харьковском тракторном заводе. Во время… Развернуть
Карло Фельтринелли родился в 1962 году.
Живет и работает в Милане.
Он является автором Senior Service , биографии отца Джанджакомо, впервые опубликованной Feltrinelli в 1999 году. Книга была переведена в Греции, Франции, Испании, Англии, Германии, США, Португалии, России и Бразилии. Он выиграл литературную премию Зальцбургского Пасхального фестиваля 2002 года и премию Пастернака 2005 года.
Карло Фельтринелли родился в 1962 году.
Живет и работает в Милане.
Он является автором Senior Service , биографии отца Джанджакомо, впервые опубликованной Feltrinelli в 1999… Развернуть
Российский поэт.
Окончил Московский областной педагогический институт имени Крупской (филологический факультет). Работал в отделах поэзии журналов «Юность» и «Новый мир». Печататься начал с 1958. Первая книга («Из трех тетрадей») вышла в 1976 г. Затем издавались сборники «Слуховое окно» (1983), «Ветром и пеплом» (1989), «Пробегающий пейзаж» (1997), «Фифиа» (2003), книга избранных произведений «Из сих пределов» (2005), сборник «Однофамилец» (2008). В советское время зарабатывал на жизнь стихотворным переводом, хотя его лирика получила самую высокую оценку ещё в начале 70-х годов XX века (Александр Галич, Наум Коржавин, Юнна Мориц).
Олег Чухонцев — лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993), Пушкинской премии фонда Альфреда Тёпфера (1999) и Пушкинской премии России (2003).
Олег Чухонцев стал третьим — после Александра Кушнера (2005) и Олеси Николаевой (2006) — лауреатом национальной литературной премии «Поэт» (2007).
/Википедия/
Российский поэт.
Окончил Московский областной педагогический институт имени Крупской (филологический факультет). Работал в отделах поэзии журналов «Юность» и «Новый мир».… Развернуть
Юрий Николаевич Арабов — выдающийся русский писатель, кинодраматург, эссеист и поэт-метаметафорист, публицист. Написал сценарии к 20-ти кинофильмам, соавтор А. Сокурова. Общественный деятель, член Большого жюри национальной литературной премии «Писатель года». Педагог. Автор ряда телевизионных проектов, свыше 10-ти книг. Произведения переведены на английский, польский, финский, французский языки.
Мать — крымская гречанка, выпускница ВГИКа, курс Сергея Эйзенштейна, работала режиссёром на Киностудии им. Горького. Отец родом из Тулы, родители познакомились в 1953 году на съёмках фильма «Васса Железнова». Спустя 5 лет семья распалась, Юрий остался с матерью. В 1972 году юноша окончил школу и поступил на сценарный факультет ВГИКа ВГИК, в 1978 г. вышел фильм «Одинокий голос человека».
Юрий Арабов дебютировал как поэт в 1987-м в журнале «Юность», № 4. Один из организаторов московского неформального клуба «Поэзия». Выпустил несколько поэтических сборников, среди которых «Автостоп», «Ненастоящая сага», «Простая жизнь», «Воздух». Является автором романов «Биг-бит», «Флагелланты», «Чудо», а также сборника кинопрозы «Солнце и другие киносценарии» и книги эссе «Механика судеб».
С 1992 года совместно с Татьяной Дубровиной вел мастерскую драматургии во ВГИКе, с 1994 года зав. кафедрой кинодраматургии. В разное время студентами его мастерской являлись Нана Гринштейн, Дмитрий Соболев, Денис Родимин, Гиви Шавгулидзе, Михаил Дурненков. Соавтор телевизионных проектов: "Дело о «Мертвых душах», «Доктор Живаго», «Завещание Ленина».
Юрий Арабов не раз обращался к сюжетам «серебряного века» и эпохи модерн, среди которых знаменитый мистический триллер «Господин оформитель». В 2004 году по его оригинальному сценарию режиссёр Адель Аль-Хадад снял фильм «Апокриф: музыка для Петра и Павла» (фантазия на тему жизни Петра Ильича Чайковского). В 2008 году аналогично снят фильм «Юрьев день», еще через год по роману «Чудо» поставлена одноименная картина, удостоенные множества призов на российских и международных кинофестивалях. Сценарист ряда телевизионных проектов «Дело о „Мёртвых душах“», «Доктор Живаго», «Завещание Ленина».
Юрий Николаевич Арабов — выдающийся русский писатель, кинодраматург, эссеист и поэт-метаметафорист, публицист. Написал сценарии к 20-ти кинофильмам, соавтор А. Сокурова.… Развернуть
Выпускница Литературного института имени А. М. Горького (1995). В 2007—2012 годах — главный редактор интернет-издания OpenSpace.ru. С 2012 года — главный редактор проекта Colta.ru. Живёт в Москве.
Автор нескольких книг стихов. Одна из авторов идеи и текстов проекта «Страсти по Матфею-2000». Публиковалась в журналах «Знамя», «Новое литературное обозрение», «©оюз Писателей», «Зеркало», «Критическая Масса», альманахах «Вавилон», «Улов», Urbi, сетевом журнале TextOnly.
Стихи переведены на английский, иврит, испанский, итальянский, немецкий, финский, французский и другие языки.
Выпускница Литературного института имени А. М. Горького (1995). В 2007—2012 годах — главный редактор интернет-издания OpenSpace.ru. С 2012 года — главный редактор проекта… Развернуть
Лазарь Соломонович Флейшман (англ. Lazar Fleishman, род. 15 мая 1944, Овруч) — советский, израильский, американский литературовед. Исследователь творчества Бориса Пастернака, профессор Стэнфордского университета.
Родился в 1944 году в городе Овруч (УССР). Жил с родителями в Риге. Учился в музыкальной школа им. Эмиля Дарзиня (в одном классе с Соломоном Волковым), затем в рижском музыкальном училище. В 1966 окончил филологический факультет Латвийского университета. Участвовал в пушкинском кружке Л. С. Сидякова (вместе с Е. Тоддесом и Р. Тименчиком). Дружил с А. Д. Синявским.
В 1974 эмигрировал из СССР в Израиль. Работал на кафедре славистики Еврейского университета в Иерусалиме (в 1981—1985 — профессор). Редактор серии Slavica Hierosolymitana. Slavic Studies of the Hebrew University (совместно с Д. Сигалом, О. Роненом и др.)
С 1985 — профессор Стэнфордского университета (в 1991—1994 — руководитель кафедры славистики). Редактор серий Modern Russian Literature и Culture, Studies and Texts (совместно с Joan Delaney Grossman, Robert P. Hughes, Simon Karlinsky, John E. Malmstad, Olga Raevsky-Hughes); Stanford Slavic Studies (с Joseph Frank, Gregory Freidin, Richard Schupbach).
Преподавал также в Калифорнийском, Принстонском, Йельском, Пражском, Латвийском университетах, РГГУ и др.
Стипендия Гуггенхайма (1987). Премия Гумбольдта (1994-95).
Лазарь Соломонович Флейшман (англ. Lazar Fleishman, род. 15 мая 1944, Овруч) — советский, израильский, американский литературовед. Исследователь творчества Бориса Пастернака,… Развернуть
Сергей Георгиевич Стратановский (род. 5 декабря 1944, Ленинград) — русский поэт.
Родился в семье филолога-классика Г. Стратановского. В 1968 окончил филологический факультет Ленинградского университета (учился сначала на французском, затем на русском отделении). Участвовал в Блоковском семинаре Д. Е. Максимова. Работал экскурсоводом в музее Пушкина, в Эрмитаже, с 1983 библиограф в Российской национальной библиотеке.
Как и многие другие неофициальные поэты Ленинграда, посещал ЛИТО Давида Дара (Голос Юности) и Глеба Семёнова. Стал известен благодаря публикации в антологии Михаила Шемякина «Аполлон-77». Около 40 стихотворений было опубликовано в антологии Кузьминского (1983). Первая публикация на родине состоялась в сборнике «Круг» (1985).
В 1981 году совместно с Кириллом Бутыриным создал в Ленинграде самиздатский общественно-литературный журнал «Обводный канал» (выпускался до 1993 года; вышло 18 номеров).
Член Союза писателей Санкт-Петербурга (с 1999), Международного ПЕН-Центра (с 2001). Стипендиат Фонда имени И. А. Бродского (2000).
Книги Стратановского переводились на чеченский, польский, итальянский и др. языки.
Сергей Георгиевич Стратановский (род. 5 декабря 1944, Ленинград) — русский поэт.
Родился в семье филолога-классика Г. Стратановского. В 1968 окончил филологический факультет… Развернуть
Виталий Олегович Кальпиди — русский поэт, культуртрегер, философ поэзии, литературный критик, редактор и издатель, и видеоблогер. Автор 11-ти поэтических книг, также составил, отредактировал и издал более 70 книг современных уральских авторов.
Виталий Кальпиди родился в семье учительницы начальных и коррекционных классов Людмилы Владимировны Тарановой и Олега Сократовича Кальпиди. Вскоре родители развелись, отчим Виктор Георгиевич Постников, трудился сталеваром на Челябинском металлургическом заводе. В 14 лет у юноши были первые пробы сначала в написании прозы, чуть позже в стихосложении. До конца 9-го класса учеба проходила в физико-математической школе № 91, но выпускной класс он закончил в 1974 году школе искусств № 10 (класс литературы).
После окончания школы Виталий Кальпиди поступил в Пермский государственный университет на филологический факультет, но еще до первой сессии отчислен с формулировкой «идеологически незрелый». После возвращения в Челябинск был отправлен на работу в «здоровый трудовой коллектив» – плотником-бетонщиком. Работал грузчиком, почтальоном, кочегаром, стропальщиком. В 1976 г. создал в Челябинске тайное общество «Новая этика», неясная идеология которого зиждилась на книге Альберта Швейцера «Культура и этика». В этот период В. Кальпиди активно занимался поэтическим творчеством.
После развала общества Виталий уехал в Пермь, где женится на Варваре Владиславовне Субботиной и в 1978 г. у них родилась дочь Елизавета. В. Кальпиди работал в редакции газеты, на заводе ЖБК – бригадиром бетонщиков. Его другом стал поэт Владислав Дрожащих; вместе с П. Печенкиным они участвует в создании видео-поэмы «В тени Кадриорга», – это был первый в СССР пример полноценного поэтического видео-арта. Поэма с успехом демонстрировалась в Перми и Москве в студии Кирилла Ковальджи.
После развода с В. Субботиной в 1980 г. Виталий Кальпиди вернулся в Челябинск, где в течение 2-х лет активно продолжал заниматься поэтическим творчеством. Нелегально вместе с Дрожащих участвует во Всесоюзном совещании молодых писателей: в свой семинар их приглашает поэт Петр Вегин. С 1984 г. Кальпиди снова в Перми, женится на Наталье Шолоховой. У него высокопрофессиональный дружеский круг: В. Дрожащих, П. Печенкин, В. Смирнов, А. Безукладников, Ю. Чернышев, В. Абашев, Н. Горланова, В. Остапенко, Т. Долматова, Т. Гончарова, М. Спалле, Э. Сухов. Продолжаются опыты по созданию образцов «синтетического искусства».
До 1987 г. в СССР не было опубликовано ни одной поэтической строчки поэта, но при этом его стихи уже были переведены и опубликованы в Болгарии, Сербии, Финляндии. Первая публикация состоялась в журнале «Урал» № 9. По итогам года подборка стихов В. Кальпиди была признана лучшей поэтической публикацией в журнале, почти сразу его начали печатать в Москве, Риге, Ленинграде. За два последующих года более 50 поэтических подборок, которые были с воодушевлением замечены критикой.
Начиная с 1988 г. Кальпиди устанавливает очень близкие и дружеские отношения с представителями свердловского культурного андеграунда: Е. Касимов, Р. Тягунов, А. Застырец, А. Санников, С. Мокша, А. Матвеев, А. Козлов, А. Вох, Г. Перевалов, Ю. Кокошко. Особые отношения возникают с культурологом и поэтическим аналитиком Аркадием Бурштейном. В. Кальпиди становится лидером уральского литературного андеграунда, автором и вдохновителем ряда масштабных литературных акций. Он – организатор пермского городского Клуба поэзии, инициатор издания книг неофициальных уральских авторов (серия «Классики пермской поэзии». Подготовил к изданию 70 книг уральских поэтов.
1990 г. отмечен выходом сразу двух книг поэта: «Пласты» и «Аутсайдеры-2», разводом с Натальей Шолоховой, женитьбой на Вере Макаровой и окончательным переездом в Челябинск. С 1991 по 1996 г. В. Кальпиди постоянно приезжает в Пермь. Здесь он печатает книги пермских авторов, устраивает вечера, организует журнал, участвует в конференциях. В 1993-94 гг. выпускает дюжину поэтических книг в серии КПП (Классики пермской поэзии), в которой выступает как составитель, редактор, продюсер и распространитель. Итогом стал первый фестиваль современной уральской поэзии, который прошел в Перми (1994). В том же году участвовал вместе с В. Абашевым в создании общественного фонда культуры «Юрятин».
В 1995-97 гг. начинает издавать вместе с В. Абашевым толстый литературный журнал «Несовременные записки», творчески ориентированный на уральский «треугольник» Пермь – Свердловск –Челябинск. В 1996 г. создает в Челябинске гуманитарный фонд «Галерея», идеологической платформой которого стала программа «Уральская литература – новая реальность». Декларированная цель фонда: проявить, а после интегрировать современную уральскую литературу в общероссийский контекст. Реализуются несколько программ: «Элита российской поэзии» (концертная программа с приглашением ведущих русских поэтов в Челябинск), «Издательская программа» (были запущены несколько книжных серий, среди которых «Университетская поэзия», «Метро», «Антология современной уральской поэзии», «Уральский логос») и др.
В 1996 г. В. Кальпиди выпускает первый том проекта «Антология современной уральской поэзии», с сопутствующим инфраструктурным «облаком»: презентационные подборки авторов антологии в российских журналах, фестивальные и премиальные акции, запись CD с голосами уральских поэтов, авторов «АСУП», лоббирование рецензионной линейки материалов и т. д. В 1998 г. он вошел в редколлегию журнала «Уральская новь». С 1993 по 2001 г. Кальпиди каждые два года выпускает новую авторскую книгу стихов: «Пятая книга» (Пермь, 1993), «Вирши для А. М.» (Пермь, 1993), «Мерцание» (Пермь, 1995), «Ресницы» (СПБ., 1998), «Запахи стыда» (Челябинск, 1999), «Хакер» (Челябинск, 2001).
Виталий Олегович Кальпиди — русский поэт, культуртрегер, философ поэзии, литературный критик, редактор и издатель, и видеоблогер. Автор 11-ти поэтических книг, также… Развернуть
Сергей Сергеевич Арутюнов — российский поэт, прозаик, публицист, критик.
Родился в 1972 году в Красноярске, в 1999 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького.
Первая публикация стихов — 1994 года в журнале «Новая Юность».
Регулярные публикации рецензий в широком круге изданий — «Знамя», «Октябрь», «Вопросы литературы», «Футурум-Арт», «Дети Ра», «Книжное обозрение», «Литературная Россия», «Литературная газета», «День поэзии», «НГ-экслибрис», «Дружба народов» и др.
С 2005 года ведет творческий семинар в Литературном институте им. Горького.
Лауреат премии им. Бориса Пастернака (2004), Московского международного открытого книжного фестиваля в номинации «За лучшую рецензию» (2007), Отличия журнала «Современная поэзия» в области критики (2008), премии авангардного журнала «Футурум АРТ» (дважды, 2010, 2012), Ордена «Золотая осень» имени Сергея Есенина (2013), премии им. поэта-декабриста Федора Глинки (2013), премии «Вторая Отечественная» имени поэта, участника Первой Мировой войны Сергея Сергеевича Бехтеева (2014), журнала "Дети Ра" (2015), премии "Хлёсткий критик" форума "Гуманитарные технологии" 2017), премии им. А.А.Ахматовой журнала "Юность" (2017).
Член редколлегии журнала «День и Ночь» (Красноярск).
Сергей Сергеевич Арутюнов — российский поэт, прозаик, публицист, критик. Родился в 1972 году в Красноярске, в 1999 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького.… Развернуть
Иван Дуда родился в 1951 году в селе Борочичи Волынской области.
Окончил Литературный институт им. А. М. Горького.
Автор книг стихотворений «Разлинованная тетрадь. Фрагменты» (2003), «Планы на осень» (2006).
Лауреат премии имени Бориса Пастернака (2003).
Живет в Санкт-Петербурге.
Иван Дуда родился в 1951 году в селе Борочичи Волынской области. Окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Автор книг стихотворений «Разлинованная тетрадь. Фрагменты»… Развернуть
После школы работал слесарем-сборщиком на заводе, был грузчиком, затем, как и многие сверстники (уже не «поколение дворников и сторожей» .) — торговал на рынке «пиратским» видео.
В 26 лет Иван Волков поступил в Литературный институт, семинар Татьяны Бек и Сергея Чупринина, но не окончил его.
В 2001 году из Москвы переехал в Кострому.
В настоящий момент работает тренером по шахматам в детско-юношеской спортивной школе и ведет литературную студию «Пятница» в Костромском государственном университете им. Н. А. Некрасова.
Первая книга Ивана Волкова «Ранняя лирика» вышла в 1999 г. По определению драматурга Максима Курочкина, в стихах Волкова «вещи одушевляются, люди становятся больше, а города — наоборот. Сретенка плачет, как девочка, потерявшая мячик, а Центральный Административный Округ ворчит под диваном» .
Книга «Ранняя лирика» вошла в шорт-лист премии «Антибукер».
В 2003 в поэтической серии ОГИ вышла книга «Продолжение». Инга Кузнецова называет ее «дискомфортной и пронзительной», а Арсений Замостьянов отмечает «обаяние личного послания, написанного для единственного читателя» — и именно поэтому интересного очень многим".
В 2004 г по инициативе Ивана Волкова в клубе «ОГИ» стартовал одного из самых успешных литературных проектов Москвы «Полюса» (выступление на одной площадке двух разных поэтов). Иван Волков также был первым ведущим «Полюсов». Он организовал совместные вечера таких разных поэтов, как Максим Амелин — Дмитрий Воденников, Андрей Родионов — Дмитрий Кузьмин, Олеся Николаева — Лев Рубинштейн, Инга Кузнецова — Ольга Иванова, Борис Рыжий — Леонид Шевченко и многих других
В 2005 в издательстве «Листопад Продакшн» вышло книга «Алиби», представляющая собой полное переиздание двух предыдущих книг и собрание новых стихотворений.
Стихи Ивана Волкова печатаются в журналах «Знамя» , «Октябрь», «Арион», «Волга» (Саратов) , «Колокол» (Лондон), «ШО» (Киев). Его стихи переведены на английский, китайский, японский, итальянский языки.
После школы работал слесарем-сборщиком на заводе, был грузчиком, затем, как и многие сверстники (уже не «поколение дворников и сторожей» .) — торговал на рынке «пиратским» видео.… Развернуть
Александр Викторович Ерёменко - русский поэт. Представитель метареализма — течения в поэзии 70-х-90-х гг. XX века, означающего «метафизический», а также «метафорический» реализм.
В 1974 году поступил в Литинститут, но не закончил его. Служил на флоте, работал на стройках Дальнего Востока, был моряком и кочегаром.
В 1977 году перебрался в Москву. В середине восьмидесятых он вместе с поэтами Алексеем Парщиковым и Иваном Ждановым создал неформальную литературную группу "метафористов".
Входил в московский клуб «Поэзия». В конце 1970-х – начале 1980-х годов часто выступал на формальных и неформальных встречах.
Автор стихотворных книг: «Добавление к сопромату», М., 1990; «На небеса взобравшийся старатель», Барнаул, 1993; «Горизонтальная страна», «Раритет-537», М.; «Инварианты», Екатеринбург, 1997; «Горизонтальная страна», Спб., «Пушкинский фонд», 1999; «Opus magnum», М., 2001. Опубликовал в 1987 году в журнале «Юность» автобиографическое эссе «Двенадцать лет в литературе».
В последние годы А. Ерёменко редко публикует новые тексты. В 2002 году он был удостоен премии имени Бориса Пастернака.
Александр Викторович Ерёменко - русский поэт. Представитель метареализма — течения в поэзии 70-х-90-х гг. XX века, означающего «метафизический», а также «метафорический»… Развернуть
Дмитрий Александрович При́гов — русский поэт, художник, скульптор. Один из основоположников московского концептуализма (поэзия, проза). С 1975 года состоял членом Союза художников, с сентября 1991 — в Союзе писателей СССР. Участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА).
Пригов родился в семье служащих. Во время войны эвакуировался с родителями из Москвы на 3 года, после семья вернулась в Москву. В детстве заболевает полиомиелитом, в следствие чего лежал 1,5 года парализованный. После окончания школы работал на конвейере на ЗИЛе. Учился на скульптурном отделении Строгановского института. Во время хрущевских разборок с искусством из института был отчислен, но позже восстановлен. Решив "завязать" с изобразительным искусством, работал около 6 лет в архитектурном управлении в качестве архитектора. Затем опять вернулся в изобразительное искусство и оказался в андерграунде. Поскольку все время был внедрен в сферу неофициального искусства, присутствие там было номинальным. В Союз писателей был принят "за глаза", в Москве в этот момент его не было.
Стихи сочинял с 1956 года, но до 1986 на родине не печатался. Однако с 1975 года издавался за границей в русскоязычных изданиях: в газете «Русская мысль», журнале «А-Я», альманахе «Каталог». В 1986 году после одного из уличных перформансов был принудительно направлен на лечение в психиатрическую клинику, откуда его освободили благодаря вмешательству известных деятелей культуры внутри и вне страны.
Главными прозаическими текстами Пригова являются две первые части незавершённой трилогии, в которой автор испробует три традиционных жанра западного письма: автобиография в романе «Живите в Москве», записки путешественника в романе «Только моя Япония». В третьем романе должен был быть представлен жанр исповеди.
Снимался в кино: фильмы «Такси-Блюз», «Хрусталев, машину!», «Шоссе Энтузиастов». Скончался в ночь на 16 июля 2007 года в 23-й московской больнице вследствие осложнений после инфаркта. Дмитрий Александрович Пригов похоронен в Москве, на Донском кладбище.
Дмитрий Александрович При́гов — русский поэт, художник, скульптор. Один из основоположников московского концептуализма (поэзия, проза). С 1975 года состоял членом Союза… Развернуть
Ольга (Олеся) Александровна Николаева родилась 6 июня 1955 года в Москве в семье поэта Александра Николаева. Начала писать стихи с семи лет, прозу - с пятнадцати, печатается с 1972 года.
В 1979 году окончила Литературный институт (семинар Евгения Винокурова).
В 1988—1989 годах в Литинституте читала курс лекций «История русской религиозной мысли», с 1989 года ведёт поэтический семинар (является профессором кафедры литературного творчества).
В 1998 году была приглашена в Богословский университет святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова читать курс «Православие и творчество» и заведовать кафедрой журналистики.
Периодически печатается в журналах, литературных сборниках, альманахах и антологиях, а также в литературных газетах и еженедельниках. Член Союза писателей СССР с 1988 года (рекомендацию по вступлению Николаевой дали Булат Окуджава, Юрий Левитанский, Н. Вильям-Вильмонт). Член Пен-Центра с 1993 года. В 2000-х годах вела на телеканале «Спас» передачи «Основы православной культуры» и «Прямая речь».
Муж — протоиерей Владимир Вигилянский; трое детей. Брат — режиссёр Дмитрий Николаев.
Ольга (Олеся) Александровна Николаева родилась 6 июня 1955 года в Москве в семье поэта Александра Николаева. Начала писать стихи с семи лет, прозу - с пятнадцати, печатается с… Развернуть
Вячеслав Всеволодович Иванов (имя обычно сокращается как Вяч. Вс. Иванов, 21 августа 1929, Москва — 7 октября 2017, Лос-Анджелес) — советский и российский лингвист, переводчик, семиотик и антрополог. Доктор филологических наук (1978), академик РАН по Отделению литературы и языка (2000). Директор Института мировой культуры МГУ и Русской антропологической школы РГГУ[6]. Один из основателей Московской школы компаративистики[7].
Профессор Отдела славянских и восточноевропейских языков и литератур Калифорнийского университета. Иностранный член Американского лингвистического общества (1968), Британской академии (1977)[8], Американской академии искусств и наук (1993), Американского философского общества (1994).
Вячеслав Всеволодович Иванов — российский лингвист, семиотик, антрополог, доктор филологических наук (1978), профессор, академик РАН (2008). Создатель (совместно с В. Н. Топоровым) «теории основного мифа».
Сын известного русского советского писателя, драматурга - Всеволода Вячеславовича Иванова.
В детстве перенёс тяжёлую болезнь, что стало причиной получения домашнего образования. В 1941—1943 годах был в эвакуации в Ташкенте. В 1946 году окончил школу, в 1951 году — филологический факультет Московского государственного университета. В 1955 году получил степень доктора филологических наук за кандидатскую диссертацию об отношении клинописного хеттского языка к другим индоевропейским. Диссертация не была утверждена ВАКом из-за её потери. Повторно получил степень доктора в 1978 году в Вильнюсском университете за работу о балтийском и славянском глаголе. В 1956—1958 годах руководил семинаром по математической лингвистике МГУ.
В 1958 году был уволен из МГУ за несогласие с официальной оценкой романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» и за поддержку взглядов Романа Якобсона. Решение об увольнении было официально отменено как ошибочное в 1988 году.
В 1959—1961 годах — заведующий группой машинного перевода Института точной механики и вычислительной техники и председатель Лингвистической Секции академического Научного Совета по кибернетике.
В 1961—1989 годах — заведующий сектором структурной типологии Института славяноведения.
В 1989—1993 годах — директор Библиотеки иностранной литературы.
В 1990—1995 годах первый заведующий кафедрой теории и истории мировой культуры МГУ.
С 1992 года — директор Института мировой культуры МГУ.
С 2003 года — директор Русской антропологической школы РГГУ.
С 2010 года — один из основателей и Председатель Попечительского совета Фонда фундаментальных лингвистических исследований.
В 1989—2001 годах — профессор Стэнфордского университета на Кафедре славянских языков и литератур.
В 1992—2017 — профессор Кафедры славянских языков и литератур и Программы индоевропейских исследований Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Избран действительным членом («Fellow») Американской академии искусств и наук (1993).
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы рядом с родителями
Научная деятельность.
Исследования В. В. Иванова посвящены исторической и сравнительной лингвистике (прежде всего индоевропейских языков), психолингвистике, семиотике, математической лингвистике, литературоведению, истории культуры, антропологии. Библиография его научных трудов включает более тысячи пунктов. Опубликовал переводы с восемнадцати языков. Доктор филологических наук (1955, диссертация не утверждена и утеряна ВАКом, повторно в 1978 году).
Совместно с В. Н. Топоровым написал две монографии и множество статей по семиотике славянской культуры.
С ним же вошёл в состав редакционной коллегии Мифы народов мира (энциклопедия) и ежегодного сборника «Балто-славянские исследования» (1980-2014 гг.).
Совместно с Т. В. Гамкрелидзе является автором фундаментального труда «Индоевропейский язык и индоевропейцы», где исследуется грамматика и лексика гипотетического языка-предка всех индоевропейских языков, намечена реконструкция основных характеристик социальной организации, религии и материальной культуры праиндоевропейцев, а также — с опорой на археологические данные — рассматривается вопрос о происхождении индоевропейцев. В книге впервые выдвинута «армянская гипотеза», утверждающая, что праиндоевропейский язык возник на Армянском нагорье.
Политические взгляды.
Считает, что у Путина «патологическая страсть к деньгам», считает Путина бандитом: «Сталин был бандитом. Вот, пожалуй, в этом смысле он сопоставим со Сталиным, потому что Сталин был тоже неумный и неспособный человек» (окт. 2012)
Вячеслав Всеволодович Иванов (имя обычно сокращается как Вяч. Вс. Иванов, 21 августа 1929, Москва — 7 октября 2017, Лос-Анджелес) — советский и российский лингвист, переводчик,… Развернуть
Геннадий Николаевич Айги — чувашский и русский поэт и переводчик, по национальности чуваш. Старший брат чувашской писательницы Евы Лисиной, отец композитора, скрипача и музыкального деятеля Алексея Айги, а также актрисы и виджея Верниики Айги.
Один из лидеров советского авангардного искусства 1960—1970-х годов, создатель русского поэтического сюрреализма[источник не указан 101 день]. Внёс огромный вклад в популяризацию чувашской поэзии и чувашской культуры в мире. Лауреат премии Андрея Белого (1987), Пастернаковской премии (2000, первый лауреат), премии Французской Академии (1972), премии имени Петрарки (1993) и др. Командор Ордена литературы и искусства (1998).
Родился в деревне Шаймурзино Чувашии, в семье учителя. Отец погиб в годы Великой Отечественной войны. С юных лет писал стихи на чувашском языке, в 1953 г. окончил Батыревское педагогическое училище и поступил в Литературный институт имени Горького, где занимался в творческом семинаре Михаила Светлова. Сближение с Борисом Пастернаком привлекло к Айги внимание советских спецслужб, под давлением которых он был в марте 1958 г. отчислен из института «за написание враждебной книги стихов, подрывающей основы метода социалистического реализма» («Обыденность чуда». В оригинале впервые: «Дружба народов», 1993, № 12). Под влиянием Пастернака Айги стал писать и по-русски, а также принял решение остаться в Москве — и в течение 10 лет (1961—1971) заведовал изосектором в московском Музее Маяковского. Параллельно оригинальному поэтическому творчеству на русском языке Айги много занимался переводом мировой поэзии на родной чувашский, создав уникальные антологии «Поэты Франции», «Поэты Венгрии», «Поэты Польши». Трудно переоценить и роль Айги в мировой пропаганде чувашской поэзии и чувашской культуры. С начала 1960-х гг. стихи Айги широко публикуются во многих странах мира по-русски и в переводах на разные языки; однако на Родине первая книга русских стихов Айги появляется только в 1991 г. — и с этого времени Айги прочно занимает место наиболее спорного и противоречивого среди русских поэтов старшего поколения.
В творчестве Айги сильно влияние чувашского и иного поволжского фольклора, вообще народной культуры; он постоянно обращается к древнейшим архетипам народного сознания. В то же время Айги непосредственно продолжает традицию русского и особенно европейского (прежде всего французского, но также и немецкого, особенно в лице Пауля Целана) поэтического авангарда, что видно, в частности, по совершенно особой роли, которую в его поэзии играют визуально-графическое оформление текста, авторская система пунктуации, резко отличный от разговорного синтаксис, система сквозных мотивов и ключевых слов, переходящих из текста в текст (это последнее свойство парадоксальным образом роднит поэзию Айги уже не с футуризмом, а с символизмом).
Через творчество Айги проходит философское противопоставление идеи предмета и его воплощения, соотношения, зачастую именуемого им самим «двойником». Айги — поэт абстрактных метафор, которые далеко не всегда поддаются расшифровке, оставляя возможность индивидуального толкования. В его стихах сталкиваются фрагментарные образы и мысли, часто выраженные лишь отдельными словами, которые в силу своей изолированности затрудняют попытки интерпретации. <…> Необычайное, новаторское в поэзии Айги заключается не в семантической игре, а в серьёзных поисках новых, современных средств языковой выразительности, направленной против пустой, выхолощенной функциональности, против низведения стиха к механистичности. Поэзия Айги — духовный протест во имя подлинной человечности.
— Вольфганг Казак
Геннадий Николаевич Айги — чувашский и русский поэт и переводчик, по национальности чуваш. Старший брат чувашской писательницы Евы Лисиной, отец композитора, скрипача и… Развернуть