Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 октября 2017 г. 00:13

743

3 Виктор Олегович, спасайтесь

Общеизвестно (да простит читатель мне это некорректное слово - пусть оно будет такой-же мистификацией, как и творчество Пелевина), что последние лет 5 Виктор Олегович сидит на цепи где-то в подвалах издательства Эксмо, ему там прижигают пятки горячим углем, чтобы раз в год он выпустил книгу. Виктор Олегович не теряет надежды спастись - поэтому в своих книгах он шлет отчаянный месседж о спасении. С помощью этого месседжа можно определить не только место (это очевидно), но даже пол его надзирателей. Смотрите сами:
1. Образ женщины в творчестве Пелевина от относительно нейтрального времен "Чапаев и Пустота" меняется до хитрых бестий из "Эмпайр Ви", и заканчивается пи**огадинами из Лампы Мафусаила, или Марой из АйФак. Явно, его удерживает женщина (может его ответственный редактор?);
2. Со времен Эмпайр Ви Пелевин продавливает тему - страдание как элемент созидания, как элемент творчества. Будь то вампиры, заставляющие страдать всю Россию дабы вырабатывался баблос, или же герои данного последнего романа - очевидно, что ради выполнения планов его пытают;
3. Насколько вызывают отвращение женщины - настолько же привлекательными становятся мужчины. Темы однополого секса настолько притягательно описаны, что напрашивается сразу несколько выводов - или же держащие его в заточении женщины активистки ЛГБТ-фронта, либо же сама мысль о гетеросексуальных отношениях, ввиду этого заточения, вызывает у него стойкое отвращение. Может его, в качестве пытки, заставляют спать с кем-то из ответственных редакторов?
В общем, будет о чем задуматься литературоведам, которые, уверен, напишут по Пелевину не один десяток диссертаций.
Коротко о самом романе - да, В.О. обязан выдавать роман в год. Да, качество романов от этого страдает. И дело даже не в том, что в "Лампе Мафусаила" читать надо было лишь 120 страниц, а остальные 300 было нагон текста, и даже не в том, что Смотрителя искусственно растянули на две книги сделав шрифт для первого класса и огромные поля - дело в том, что их скучно читать.
Бродя по страницам нового романа пытаешься найти мысль, которую Пелевин НЕ высказывал раньше (сам В.О. хитро обезопасил себя фразой, что есть писатели, которые пишут одну книгу, а есть те, которые ни одной, ну и попутно напомнив, что все критики это мандовошки, бегающие по х*ю) - и даже относительно свежая тема искусства никакой свежести не добавляет. Все это В.О. написал уже несколько раз, все это достаточно скучно читать и, самое главное, похоже это все было скучно писать. Прием с виртуализацией пространства отыгран раз 20. С "пи**огадинами" - раз 5. С попыткой творения уничтожить творца - раз 10. И только стеб современной массовой культуры (в этой книге особенно топорный - от Антуана Кончаловского до императора выращенного из волос левой ноздри Никиты Михалкова - ну это настолько толсто, что даже как-то не к лицу Пелевина. Что-то из философа Дупина) хоть как-то примиряет с прочитанным. Серьезно, ну не "АйФак" же считать удачной шуткой?
Сюжетно роман опять-же классический Пелевинский - Пелевин очень любит своих персонажей, и относится к ним очень бережно. Будьте уверены - персонажи не умрут. Даже окончательная смерть во вселенной Пелевина всегда окажется с бэкапом в самом интересном месте. Т.е. и с позиции сюжета удивить не получается.
Что мы имеем в сухом остатке? И надо ли кричать: "Пелевин исписался"? Если хотите - можно и покричать, главного то это не изменит - я все-равно куплю следующий текст Пелевина, чтоб или ознакомиться с очередной вехой нисхождения великого для России автора, или же порадоваться, когда он выберется из рабства (в духе Пелевина скажу - анального) в подвале издательства Эксмо, т.к. ассоциация себя с роботом, который ваяет тексты по алгоритму, может очень плохо закончиться.
Спасайте, Виктор Олегович. Мы вас прикроем. А гадины из Эксмо, превратившие некогда большого писателя в алгоритм по составлению текстов из всем известных кусков будут наказаны. Но это не точно.

Комментарии


А мне кажется проблема в том, что в Пелевине, как и во многих из нас, уживаются два человека. Один философ и проповедник, а второй - мастер формы, кудесник слова и стиля. Так вот первому просто больше нечего сказать - все что мог, он уже сказал. Но остался второй. Тот старается по-новому перетасовать карты, используя в качество привходящего материала "злобу времени". Но это как мертвому припарки. Еще есть выход - получение некоего личного опыта, но в отношении Пелевина вряд ли это возможно. Новых прорывов не будет!


Может он бы хотел и мог написать что-то принципиально новое - но на него давит груз своего прежнего образа. В этом случае, конечно, новую работу, если она рисковая. можно издать под псевдонимом в условии жесткой мистификации - но тогда на это не пойдет издательство, ведь это, фактически, раскручивание нового автора с нуля. В общем, политика издательства будет в любом случае против его творческих планов, какие бы они не были.


поэтому в своих книгах он шлет отчаянный месседж о спасении.

Интересное совпадение. Когда читал книгу, вспомнил один из эпизодов сериала Рик и Морти - тот, где Рик Санчес переносит свое сознание в себя-подростка, а потом всеми способами пытается донести до окружающих, что ему там плохо.


Ему явно плохо в этом "творческом рабстве" у Эксмо. И по книгам это видно.