Больше рецензий

Neznat

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 ноября 2010 г. 16:42

91

3

Не обольщайтесь авторским псевдонимом. Это наш человек. Книга издана скромным тиражом - 300 экземпляров, и почему не больше, не понятно. Тут ведь есть все, что надо для бестселлера, то есть святой Грааль и фашисты.

Для начала автор заигрывает с читателем. Два его героя, рассказчик и его ученый друг, беседуют о том, что неплохо было бы написать увлекательный роман: "Во-первых, это должен быть триллер с захватывающим сюжетом. Тайны, интриги, загадки, древние манускрипты, шифры, коды, шпионские страсти, нацисты, Тибет, какие-нибудь тамплиеры, Святой Грааль".
Друг резонно возражает:
"- Но ведь таких книжек пруд пруди!
- Плохих. Хороших - по пальцам перечесть... Хитрость заключается в том, чтобы в жестких рамках жанра сделать что-то необычное".

Что же необычного задумал автор? Во-первых, добавить любви и секса, во-вторых, погонь и стрельбы. В-третьих, несколько сюжетных линий в разных эпохах. В четвертых, юмора с трагизмом. В пятых, правдоподобия. В-шестых, строго очерченный круг героев. Их четверо. Нам обещают роковую красотку, ее возлюбленного - интеллектуала, громилу - еврея и мудрого китайца а-ля магистр Йода.

Друг автора предлагает ему дополнительное орграничение. Известно ведь, что из любого текста можно, при желании, вывести все что угодно. Так пусть же автор выведет все свои интриги и расследования из сказки "Пиноккио". Друзья соглашаются. Ученый уезжает на конференцию, друг присылает ему главы романа, а мы, бедолаги, их читаем.

Читать тяжело. Вот описание протагониста (того самого возлюбленного-интеллектуала):
"Лоб Мартина похож на бледное северное море, а волосы - на рыжий осенний лес, в котором море выточило два глубоких залива. Нос - длинный, веселый и подвижный, ярко разукрашенный веснушками. Глаза же, напротив, серы и печальны - они не из тех, кто готовы широко раскрыться перед незнакомцем, но прячутся подобно японским женщинам за ширмами век и веерами морщинок..." Что напротив чего?

К Мартину (а времена на дворе - начало Второй Мировой) является изможденная таинственная незнакомка. Она - русская шпионка. Он хранитель некой тайны. И у него есть друзья, боевой еврей-археолог Беэр и ученый маг боевой искусник китаец-бурят Шоно. Их свела вместе судьба!
Глава за главой высылается к ученому другу автора, и адресат всякий раз признает, что роман прекрасен, а также добавляет, что там или сям он нашел очередное подтверждение идеям автора.

Тем временем в романе, в общем, из обещанного читателю почти ничего не происходит. Нам долго, обстоятельно рассказывают историю каждого персонажа. Героиню водят по магазинам. Потом она соблазняет Мартина. Потом ей начинают рассказывать истории прадедов и прапрапрадедов Мартина - это и есть заявленные параллельные сюжетные линии.
Интересно отметить, что наша красавица - Вера - является реинкарнацией ряда красавиц прошлого. Это здорового облегчило работу автора. Женские персонажи у него во всех сюжетных линиях одинаковые. Тип - Магдалина, умная блудница. Собственно, Магдалина тоже одна из героинь.

с. 146. Автор очень собой доволен. Его альтер-эго в письме ученому другу заявляет: "А подобных совпадений с каждым днем все больше и больше. Похоже, мы с тобой раскачали-таки Маятник Фуко, мой дорогой! Так что, если завтра в полночь к тебе заявятся мрачные розенкрейцеры в черных плащах и кинжалах и потребуют разъяснений, не удивляйся!" Прям таки в плащах и кинжалах. Надеюсь, это был обещанный юмор.

А экшен, кстати, так и не начинался. Да, вот очередное смешное описание: "По лицу судя, мог быть фанатичен, амбициозен, самоуверен, честолюбив, честен, дерзок, умен, наивен. Глаза - с безуминкой. И был бы почти красив - с бородой". Я могу об этом герое только сказать, что он еще и крайне эмоционален. ""Почему ты не взял меня с собой? - захлебнулся, в глазах - слезы". ""Тоже скажешь, что брежу? - снова начал заходиться, полез рукой за пазуху - схватился за сердце?"
В общем, от вспыльчивого фашиста герои избавились, а героине пришлось рассказывать им свою истинную историю.

Тут автор проявил себя в компанию к Умберто Эко (маятник будет упоминаться не раз) еще и немножко Булгаковым. Под воздействием наркотиков в ходе какого-то эксперимента его героиня в наших органах побыла Маргаритой: "... и все - во фраках! Они кланялись, кривлялись и слюнявили мне колени, а я должна была вести светский прием так, будто была их королевой, а не голой одурманенной дурой".

Наконец, когда в это уже с трудом верится, на 170-й странице начинается экшен. Герои уезжают из квартиры, в которой тусовались все это время, а за ними гонятся фашисты. Экшен, экшен! Но не тут-то было. В пути они продолжили грузить Веру приключениями предков Мартина.
"Некоторое время ехали в молчании - по моей просьбе. Амебы мыслей у меня в голове кишели, копошились и множились без всякого толку. Самая скользкая и тошнотворная - о групповом помешательстве - все время лезла на первый план, мешая сосредоточиться, сбивая фокус".

И так будет до конца романа. Герои убегают и прячутся от фашистов, но на каждом привале рассказывают Вере столько историй, что им бы позавидовал толкиеновский Белый совет.

Кстати, вставные истории по-своему, интересны, пусть и однообразны (ведь все герои тут - реинкарнации друг друга). Но, увы, они совершенно не двигают сюжет. Знают герои очередную тайну или нет - они либо убегают от фашистов, либо пока еще не убегают.
Вкратце перескажу идею. С древности у определенных людей есть возможность с помощью определенного ритуала превратить что-то неживое в живое (типа голема) и возложить на получившееся существо некую миссию. Собственно, первый раз эксперимент был поставлен на полене, и оно стало Моисеем. Потом был Христос - тоже деревянный человечек, и многие другие эксперименты, иногда неудачные. Отсюда и сказка про Пиноккио. Ну а души тех людей из поколения в поколения переселяются и ищут друг друга.

Теперь полено и тайна ритуала в руках героев, а фашисты считают его (полено) святым Граалем и хотят заполучить, чтобы сотворить из него супер-фюрера, например.

Конечно, у них ничего не выйдет. А сейчас будет спойлер. Почти все умерли.
Только полено осталось. И Вера.

И тут друг автора узнал в Вере родную бабушку!

Но он не написал автору ничего в духе: "Как, как ты мог узнать, с кем и как занималась сексом моя бабушка!?" А вместо этого с сакральным трепетом пошел вскрывать ее старый, потрепанный саквояж.

В общем, респект автору за эрудицию и выдумку. Но захватывающий роман - это что-то другое. И секс - тоже.
И юмор.

Втопку.ру