Больше рецензий

zzzloba

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 февраля 2016 г. 07:43

Лучшее на Лайвлибе

2K

4

Спойлеры!

Как показывает практика, с того момента, как одна мудрая женщина решила попробовать запретный фрукт, ничего не изменилось. Нас по-прежнему тянет ко всему запретному, ко всему гадкому и загадочному, не говоря уже о том, что роковые яблоки самым наглым образом продолжают входить в наш рацион. И, конечно, если бы вместо змея был бы Марио Пьюзо, то от его предложения та мудрая женщина точно не смогла бы отказаться. Ибо глупо отказываться от такого соблазнительного акта литературного вуайеризма, когда тебе ненавязчиво предлагают заглянуть в мир справедливых убийц и хладнокровных героев, в мир сицилийской мафии.

В этом мире действуют свои законы, свои правила поведения и своя мораль. Здесь контролируется каждое движение, каждый жест имеет значение, а слово здесь на вес жизни. Одной, в лучшем случае. Здесь нельзя паниковать, но само пространство настолько пропитано страхом смерти, что случайно зашедший к дону в больницу кондитер, стоя на улице с Майклом Корлеоне, не сможет зажечь сигарету. Потому что лихорадочно трясутся руки. У кондитера, но не у Майкла, который знает, что по-другому в этом мире не выжить.

И прощать в этом мире тоже нельзя. Ни врагов, ни друзей. Когда Кей Адамс, женщина из нашего, "обычного" мира, спрашивает у Тома Хагена, нельзя ли было простить Карло, ведь прошло столько времени, тот отвечает, что не в этом мире. В этом мире могут наказать даже за одну неловкую фразу, чего уж говорить о великодушии. Ведь именно с неосторожного слова Санни начинается цепочка событий, приведшая к войне всех семей. А в конечном счете и к смерти самого Санни.

картинка zzzloba

Марио Пьюзо очень внимательно описывает детали и всю подноготную мафиозных схем, ему удается выстроить крайне правдоподобную систему, создать почти реальный мир, населенном потрясающими живыми персонажами, каждому из которых дадут возможность высказаться в свою защиту (даже самым худшим его представителям - предателям), мир, в котором все продолжает двигаться и работать, даже когда вы закрываете книгу.

А закрывать придется не так часто, ведь несмотря на объем, она читается очень легко. Пьюзо мастерски соблюдает грань между войной и миром - между напряженными эпизодами и неспешной историей семьи Корлеоне и множества второстепенных персонажей. Он не вдается в пространные размышления, не зачитывает мораль. Автор как бы остается за кадром, предоставляя нам возможность самим выносить непростые нравственные оценки.

Непростые, поскольку "Крестный отец" - это не наивная сказка, где все делятся на хороших и плохих с издевательской невозможностью поменять амплуа. Более того, здесь вообще нет хороших героев, и Боже упаси вас героизировать кого-либо из персонажей романа. Да, дон Корлеоне помогает униженным и оскорбленным, но почему-то многие продолжают верить в сладкую сказку об искреннем дружелюбии дона, не замечая, что те отношения, которые он выстраивает с людьми, совсем не похожи на дружбу. Разве что на полную ее противоположность. Вито Корлеоне - это спрут, попросив однажды помощи у которого, вы будете обязаны ему до конца своей жизни.

Да, может впечатлить дальновидность Тома Хагена, с ловкостью шахматиста просчитывающего десятки ходов вперед. Том не отвечает на вопросы дона Корлеоне прямо, потому что видит их глубину, истинную суть. Замечая перемены в настроении Санни, он не задает брату лишних вопросов, он решает сразу заняться его подружками. Выслушивая резкий отказ голливудского продюсера от сотрудничества с семьей Корлеоне, Том делает вывод, что пора им вкладывать деньги в кино, раз там руководят такие идиоты. Но его холодный ум остается лишь оружием, хоть и самым мощным, в руках Вито Корлеоне и его преемников.

Да, вызывает уважение и страстный Санни, настоящий боец и защитник семьи, умудряющийся вопреки всем законам не скрывать своих настоящих чувств даже в этом мире, и платящий за это слишком высокую цену. Вызывает уважение всегда имеющий собственную позицию его брат Майкл, единственный, кто имеет достаточно силы и наглости, чтобы пойти против воли собственной семьи. И именно поэтому более всех достойный стать новым доном. Майкл мечтает разорвать семейные узы и стать американцем, обрести новый дом, новую семью, жить нормальной жизнью. Но сначала из-за угрозы родным приходится попрощаться с "американской" мечтой, а там, на Сицилии, признать самое страшное - освободиться от семьи и ее прошлого у него не получится никогда. В этой Матрице есть только одна таблетка, хочет он того, или нет. В какое чудовище превращается Майкл дальше, прекрасно показано в одной из лучших сцен первой части экранизации.

картинка zzzloba

Но как бы ни крепка была семья и какими бы достоинствами ни обладали главные герои, они все останутся убийцами, а предателем может оказаться любой из них, даже самый верный. Ибо в этом привлекательном своей изолированностью от правительственных оков мире как нигде близка власть и огромные деньги - самые лукавые человеческие сокровища. Что, кстати, чертовски актуально для нашей страны. Разница лишь в том, что у нас мафия упростила себе задачу и сама стала тем, от чего раньше изолировалась.

К явным минусам романа я бы отнес все-таки некоторые заскоки с персонажами. Будь в истории Джонни Фонтейна хотя десяток зашифрованных Фрэнков Синатров, в этом романе она выглядит скучно и нелепо, как длинное слово на краю дешевого кроссворда, которое с остальной частью пересекается всего лишь одной буквой. Зато о существовании Фредо, одного из сыновей Вито Корлеоне и его возможного преемника, помнишь только из-за его ключевой роли во второй части фильма.

Второй жирный минус - женские образы. Ярым феминисткам стоит воздержаться. Потому что рассказывая историю о семейном бизнесе, в котором роль женщин не больше, чем у кресла дона Корлеоне, Пьюзо лишний раз подчеркивает мужскую силу и исключительность. Впрочем, на это можно не обращать внимание, или смотреть с юмором, как это предлагают делать в Симпсонах.

Хотя надо заметить, что Кей Адамс переживает не менее впечатляющую трансформацию, чем Майкл. От смеха на слова свекрови, которая каждый день ходит в церковь, чтобы молиться за душу мужа. И до той страшной фразы, которой заканчивается роман. Потому что в этой матрице ни у кого нет второй таблетки.

"Она очистила свой мозг от всех мыслей о себе, о детях, об опасности... После этого она сделала то, что делала каждый день после смерти Карло Ричи: помолилась за спасение души Майкла Корлеоне."

Прочитано в рамках игр: Книжное государство, Русское лото

Комментарии


Спасибо за интересную рецензию! Полностью согласна про образ Фредо.
Люблю эту книгу, но это один из тех редких моментов, когда экранизация мне все-таки понравилась больше.


Позвольте не согласиться со вторым вашим минусом. Они там не нужны, т.к. это действительно не женский мир. Как интересно получается, книгу эту в подростковом возрасте зачитала до дыр, и нисколько меня не парило то, что там отсутствуют яркие женские образы, даже внимания на это не обращала, до вашей рецензии. Не быть мне феминисткой.