Больше рецензий
5 октября 2024 г. 20:32
306
5
Рецензия… лучшая из всех крепостей – не быть ненавистным народу: какие крепости ни строй, они не спасут, если ты ненавистен народу, ибо когда народ берется за оружие, на подмогу ему всегда явятся чужеземцы.
В своем труде Никколо Макиавелли рассматривает природу власти, способы ее приобретения и удержания. Основные мысли, конечно, более созвучны актуальным в его время проблемам. Автор приводит много примеров из истории, иллюстрирующих его постулаты, а также разбирает причины и следствия. Много внимания уделяет личности и главным характеристикам правителя. Сколько бы не говорили вырванными из контекста цитатами о успешности вероломных и жестоких правителей, для меня основная мысль (пока, при перечите, уверена, всплывет что-то еще))): «с волками жить, по-волчьи выть». Основу долгого и успешного правления все-таки составляет мудрость и благородство, а обман и жестокость – это скорей инструменты, используемые в исключительных случаях.
Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время.
Правитель, не любимый народом, будет «сидеть на штыках» так долго как получится, балансируя на «приемлемом уровнем страха», но, кажется, что положение это малокомфортное и неустойчивое. Да и дороговато содержать прожорливую охрану.
Однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы, если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушить страх без ненависти. Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных и на их женщин. Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидная причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро, ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества. Тем более что причин для изъятия имущества всегда достаточно и если начать жить хищничеством, то всегда найдется повод присвоить чужое, тогда как оснований для лишения кого-либо жизни гораздо меньше и повод для этого приискать труднее.
Немаловажным является упровень правопорядка и доверие к правоохранительной системе.
Государь должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут, другие – открывали торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами
Управленческая команда – лицо главы государства, «короля делает свита», она же его позорит … и свергает.
Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать их способности и удержать их преданность. Если же они не таковы, то и о государе заключат соответственно, ибо первую оплошность он уже совершил, выбрав плохих помощников.
Без налаженного контакта с реальностью, получения достоверной обратной связи, правитель быстро перенесется в иллюзорный мир, и сам не заметит куда его корона закатится и как скоро.
сам он должен широко обо всем спрашивать, о спрошенном терпеливо выслушивать правдивые ответы и, более того, проявлять беспокойство, замечая, что кто-либо почему-либо опасается творить ему правду.
А кое-какие практики остаются актуальными…
Если ты ведешь войско, которое кормится добычей, грабежом, поборами и чужим добром, тебе необходимо быть щедрым, иначе за тобой не пойдут солдаты. И всегда имущество, которое не принадлежит тебе или твоим подданным, можешь раздаривать щедрой рукой, как это делали Кир, Цезарь и Александр, ибо, расточая чужое, ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая свое – ты только себе вредишь. Ничто другое не истощает себя так, как щедрость: выказывая ее, одновременно теряешь самую возможность ее выказывать и либо впадаешь в бедность, возбуждающую презрение, либо, желая избежать бедности, разоряешь других, чем навлекаешь на себя ненависть. Между тем презрение и ненависть подданных – это то самое, чего государь должен более всего опасаться, щедрость же ведет к тому и другому.
прочитано в группе Осторожно, историки! в игре Экспедиция. Лондонский Тауэр.
большое спасибо Darya_Bird за замечательный совет в игре Читаем классику вместе!