Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 ноября 2014 г. 23:45

598

5

Загадочная и в тоже время – совсем простая, привлекающая своей реалистичностью в изложении и душевной глубиной – такая была младшая из сестёр Бронте. Слава к ней пришла одновременно с сёстрами: в одном 1847 г. читатели увидели «Джейн Эйр», «Грозовой перевал» и «Агнес Грей», подписанные, как водится, анонимными авторами. В обществе поговаривали, что романы написаны одним и тем же автором – мужчиной, Энн и Шарлотте даже пришлось ехать в Лондон к критикам и убеждать их в обратном. Тогда-то и был развеян секрет, кто таится за именами Каррер, Эллис и Эктон Белл, хотя для простых читателей псевдонимы остались прежними.

Впрочем, затем про Энн Бронте позабыли, то ли вышедший на следующий год новый роман «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» была слишком шокирующий, то ли книг подобного жанра («книги о гувернантках») стало выходить предостаточно. Так или иначе, но об авторах «Грозового перевала» и уж конечно же «Джейн Эйр» мы знаем сегодня гораздо больше, нежели об Энн Бронте. А между тем младшая из сестёр – пожалуй, наиболее интересная из них. Талант Энн Бронте, лишённый нервной, авангардистской «неровности» Эмили или изысканной, благородной «рационалистичности» Шарлотты, спокоен, внешне небросок – и обращён не столько вовне, сколько «внутрь себя». Все произведения Энн (их вышло всего два – думаю, было бы гораздо больше, не проживи она столь короткую жизнь) проникнуты душевной глубиной и переживаниями. Видимо потому, что источником к их написанию – послужила сама жизнь.

В основу первого произведения младшенькой Энн – «Агнес Грей» - легли реальные события, кроме того, роман во многом автобиографичен. Энн устами своей героини призналась, что основу книги составили дневниковые записки самой писательницы. Известно, что она постоянно вела свой дневник – практически до последних дней жизни.
В этом первом литературном опыте начинающей писательницы отразились её переживания в то время, когда она была гувернанткой. Агнес Грей – это сама Энн Бронте. Энн, как и её героиня, вынуждена была поступить в гувернантки в очень раннем возрасте, и это было невыносимо для её духа. Ведь первые её подопечные были весьма избалованными и себялюбивыми особами (прямо как и у Агнес Грей). Жизнь в чужом доме у миссис Ингхэм среди незнакомых и глубоко чуждых Энн людей оказалась для неё невыносимой, отличавшейся к тому же крайней застенчивостью.

Энн была влюблена в священника, который поселился в её родном Хоуорте в 1840 г. Энн его горячо полюбила. В её жизни это была первая и единственная любовь, которая была взаимна. Уильям стал частым и желанным гостем в семье Бронте. Впрочем, этому чувству не суждено было завершиться счастливо – уже через два года знакомства молодой священник скоропостижно скончался. И звали его, кстати, практически как и героя романа – Уильям Уейтмэн. Его похоронили на церковном кладбище совсем рядом с домом Бронте. Энн сильно переживала и скорбила, чувства были настолько сильны, что Энн решила поведать о них всему свету. Конечно, читатель не простил бы своему автору подобной концовки, поэтому Энн Бронте его изменила. Между тем многое из написанного, хоть и изменено другими именами, имеет под собой реальную основу.

Энн в самом деле ничего не выдумывает, она пишет просто, очень реалистично, но при этом с неуловимым налётом романтичности, нежности, лиризма. Всё мы видим от лица главной героини, и пусть события, ею описываемые, просты и незамысловаты, этот роман читается легко и с неподдельным интересом.
Современники указывали на тонкий юмор и мастерство изображения повседневной жизни викторианской Англии и передачи самых деликатных чувств, присущие роману "Агнес Грей" и по праву делающие его автора классиком мировой литературы. Впрочем, у всякой медли есть обратная сторона. Энн вкладывала в свои книги всю душу, переживала собственную историю вновь и вновь. Близкая подруга сестёр Бронте – Элизабет Гаскелл, в своей биографии «Шарлотты Бронте» вспоминала, как трагически это отражалось на здоровье младшенькой Энн. Сразу после выхода «Агнес Грей» её здоровье резко пошатнулось. К тому же прибавился семейный недуг – туберкулёз.

Дальнейшая судьба Энн Бронте


Несмотря на это, Энн задумала новый роман – о горькой судьбе женщин –«Незнакомка из Уайлдфелл-Холла». Шарлотта и Эмили всячески отговаривали сестру от идеи создания нового романа (злые языки сегодня утверждают – что они ей просто завидовали, ведь её книга сразу приобрела бешенную популярность, затмив «Джейн Эйр» и «Грозовой перевал»), впрочем – это далеко не так. Энн Бронте не отказалась от своего намерения и писала по нескольку страниц в день, постепенно заметно угасая. Уже в следующем 1848 году новый роман выходит в свет, немало возмутив чопорных англичан – ведь он посмел затронуть сами устои общества – вывел женщину из надлежащего ей уголка, сравняв с самими мужчинами.

Между тем, здоровье ещё более ухудшилось, и она отправилась на лечение в Скарборо. Там же в мае 1849 года она ушла из жизни. В возрасте всего 29 лет. Здесь же она была и похоронена – через полгода после смерти любимого брата Бернуэлла и сестры Эмили. Последние, как и мать Энн (впоследствии – и вся семья Бронте) и её любимый Уильям покоятся в родном Хоуорте. Поэтому, как ни печально, но Энн до сих пор суждено быть вдали от дома и своих близких и горячо любимых её людей.

Комментарии


Думаю, что Энн даже раздражала Шарлотту. Но и это не является доказательством, что Шарлотту что-то могло отвлечь от самолюбования. Между Агнес и Незнакомкой такая психологическая пропасть, что без вмешательства сестер здесь не обошлось. Спасибо за рецензию, было интересно


Шарлотта и о "ГП" совсем нелестно отзывалась. Хорошая рецензия, понравилось как вы охарактеризовали каждую из сестер.


Шарлотта обо всем нелестно отзывалась. Это свойство Шарлотты


Ну ей же нравилась Жорж Санд и Теккерей...


Не кажется вам, что эти авторы чем-то похожи, хотя разнополые и представляют разные среды?


Сёстры Бронте не любили творчество Джейн Остен, поскольку по их мнению её книги - про жизнь высшего светского общества, тогда как их книги - более близки простому народу.
Рад, что рецензия Вам понравилась.


Ой, я имела в виду "Грозовой перевал"


А, прошу прощения, ведь я думал о "Гордости и предубеждении" Джейн Остен (обычно его так сокращают) :-).


Вряд ли можно говорить о "раздражении", тем более, если учесть теплоту, с которой сёстры отзывались друг о друге. По воспоминаниям современников самым неуравновешенным и взбалмошным в семье Бронте был брат Бернуэлл, после него - Эмили. Ввиду того, что мать сёстры потеряли ещё в раннем детстве, а отец нуждался в постоянном уходе (это стало одной из причин, по которой Эмили и Энн никогда так и не вышли замуж, а Шарлотта - лишь в самом конце жизни) - вся тяжесть забот о семье и хозяйстве легла на Шарлотту. Думаю, если бы Бронте хотела славы и самолюбования - она бы с самого начала раскрыла своё истинное имя (свои романы она подписывала Каррер Белл). Однако Элизабет Гаскелл писала, как тщательно сёстры скрывали от читателей подлинное авторство, она же говорила о необычайных дружеских чувствах между тремя сёстрами, которые во всём поддерживали друг друга. Кроме того, замечу, что Шарлотта не стремилась поселиться в Лондоне среди людного общества, где бы при её стремлении она вполне могла обрести небывалую популярность. Вместо этого она предпочитала жить в глуши рядом с кладбищем.


Все так, да, но я бы не так уж полагался на то, что нам вещает диспозиция авторов при жизни. Тем более - после смерти. А на слова подруг - особенно. Самолюбование - скорее личное свойство, которое не обязательно связано с желанием добиться популярности. Сие хорошо просматривается в произведениях Шарлотты. Вы знаете - как в то время еще относились к женщинам-авторам, поэтому под мужским именем писать было сподручнее. Образы, создаваемые Энн, более психологичны, чем образы у Шарлотты. Последняя вообще грешила некоторой надуманностью отношений между людьми. Это делало ее особенной писательницей, склонной к мужскому анализу. Самый достоверный источник, что остался нам - это тексты произведений, в которых авторы настоящие, проверенные временем и сотнями тысяч читателей


Интересно, если вы не доверяете источникам, то откуда вовсе вы взяли тезис о самолюбии Шарлотты Бронте? Из книги? Ведь это художественное произведение, а не автобиография, мемуары или переписка. В её книгах, как и в любом другом художественном произведении любого другого автора персонажи действуют, разговаривают и передают чувства, которые являются плодом фантазии их создателя, и если имеют отношение к действительно, то лишь косвенное. Отсюда и надуманность взаимоотношений между людьми. Мы же не говорим о характере Сименона исходя из его романов о комиссаре Мегрэ, не характеризуем Пушкина, его жизнь и характер, исходя из образа Евгения Онегина и т.д.? Другое дело, если это ваше ЛИЧНОЕ мнение, но тогда я бы не был столь КАТЕГОРИЧЕН. И уж тем более не стал называть самолюбование «свойством Шарлотты» или говорить об «раздражении» одной сестры – другой, не только исходя из принципов эпохи (19 век, тем более в Англии – это не современность), но и исходя из родственных чувств и того, что им вместе пришлось пережить. Это уже – реальные факты, из источников, а не плод воображения.
Что ж, как говориться – у каждого своё мнение, но поэтому они и своё, не стоит обелять или очернять кого либо лишь потому, что он тебе нравится/не нравиться. Иначе нужно подтверждать фактами – ведь получаются мифы.


Автобиография, мемуары - не очень хороший пример. В них люди пишут также для аудитории. Письма в этом отношении лучше, но и в них приходится учитывать тот факт, что пишут кому-то. Люди вообще склонны искажать действительность - специально или невольно. Художественные произведения авторов-класиков в этом отношении надежнее. Куда бы не простиралась фантазия автора - он никак не спрячет свой образ мышления, свое мировосприятие. С рассказами сложнее, но объемная проза дает возможность довольно точно нарисовать образ автора. Писатель, если он не полное фуфло, а классики таковыми не бывают, кроме стиля, языка, информации несут автору основное - свою личность. И она не может быть придуманной, как и отношения между людьми, которые они рисуют. За те столетия, что прошли многочисленные читатели давно бы уличили писателя во лжи.

Мы же не говорим о характере Сименона исходя из его романов о комиссаре Мегрэ, не характеризуем Пушкина, его жизнь и характер, исходя из образа Евгения Онегина и т.д.

довольно много авторов, о которых никакой информации не сохранилось, но мы имеем их биографии. На основании анализа только их текстов. Характер автора - это по большому счету мелочь. Делаются выводы гораздо глобальнее. Конечно, было бы глупо пользоваться только текстами, особенно применительно к тем авторам, которых можно руками потрогать. Но о сестрах Бронте, информация о которых противоречивая, лучше всего делать выводы на основании того, что нам вещают другие люди и с помощью текстов. Ни одного нормального портрета Энн даже не сохранилось.
Поэтому - единственный и достоверный факт, который мы имеем - это произведения сестер Бронте


о сестрах Бронте, информация о которых противоречивая

Тогда как можно утверждать с полной уверенностью? Обо мнении других людей как раз я и утверждаю. И это не только мнение Элизабет Гаскелл. В этой книге собран хороший критический материал о сёстрах Бронте. В их случае материала - достаточно много, и художественная литература - может быть лишь дополнением. Критики утверждают, что восприятие любого произведения читателем - сугубо личное, так что выводить портрет автора лишь на их основании - это будет образ в голове конкретного читателя. Кому-то нравится то или иное произведение, кому-то нет (и тогда он видит в авторе сугубо негатив).
Хоть я и не разделяю ваше мнение, в любом случае спасибо за отклик.


Все верно. Поэтому об Эмили я не берусь судить вообще. Хотя, может просто стоит перечитать "Грозовой перевал". За книгу спасибо, но читать буду после того, как прочитаю абсолютно все у сестер Бронте. Мнение других людей и даже элементы биографии мешают чистому восприятию автора


Тогда не вижу смысла в подобных сайтах, ведь как раз этим мы здесь и делимся :). Да и литературной критики, получается, быть не должно.


Мы делимся чаще промежуточными мнениями, они тоже бывают ценны. Зачастую человек свежим взглядом видит что-то новое. А чтобы в полной мере понять автора - недостаточно изучить все произведения, ознакомиться с письмами, статьями, биографиями и т.д. Близость личности автора необходима, а это в большей степени врожденное. Кстати, я никогда не читаю рецензии на произведения, которые собираюсь читать, ибо чужое мнение даже без спойлеров мешает собственному. Застрял на последней книге Шарлотты "Городок" и у меня пропало желание дальше читать сестер Бронте, но это проблема личного отношения к самой Шарлотте. На определенном этапе думал, что сестер Бронте можно воспринимать отдельно, но со временем понял, что они неделимы. Ваша рецензия, кстати, тому еще одно подтверждение.


А я до "Городка" ещё не добрался - планирую в ближайшее время (последнее из непрочитанных). Интересно, а что в этой книге не так? Сам не раз пытался взяться за "Грозовой перевал" Эмили Бронте, экранизация совсем не понравилась, возможно, когда-нибудь всё же доберусь до книги.


"Агнес Грей" в своё время произвела на меня Очень сильное впечатление. Помню, как после прочтения у меня начала тупо болеть голова, а в ней все мысли и мысли).


Такая нежная и лиричная рецензия...


и очень информативная


Спасибо.


Спасибо вам за такую хорошую рецензию. Не знала подробностей жизни сестер Бронте, поэтому совсем не зацепил роман, а вот теперь узнала из вашего рассказа - и книга предстаёт в совсем другом свете. Горько за бедную девушку, которая только так, в выдуманном мире, смогла обрести счастье с любимым человеком, наверняка ещё больше разбередив свою рану.


Пожалуйста :-), рад, что Вам понравилась. Честно говоря, я много слышал и читал об Энн Бронте (всё больше косвенно - через биографии её сестер), прежде чем взялся за эту книгу. А читая "Агнес Грей" стал замечать очень много сходства с её автором, может быть оттого простая и незамысловатая книга мне всё же очень понравилась - люблю романы, в основе которых лежат реальные события и судьбы.

Спасибо Вам, и ещё раз рад, что рецензия Вам помогла. Если возникнет желание почитать о семье Бронте есть неплохая книга Элизабет Гаскелл Жизнь Шарлотты Бронте" (там далеко не только о самой Шарлотте), а также 10 обширных критических очерков Шарлотта Бронте and Another Lady "Эмма. Сёстры Бронте в Англии. Сёстры Бронте в России"


Спасибо за рекомендацию, полюбопытствую.