Больше рецензий

blackeyed

Эксперт

бесплатная экспертиза без регистрации и смс

18 мая 2013 г. 16:40

2K

5

Нельзя не заметить сходство «Шагреневой кожи» с «Портретом Дориана Грея» Уайльда и «Джекилом и Хайдом» Стивенсона – главный герой, поначалу благодетельный и добропорядочный, вступает на скользкую тропу порока и поддаётся своим потаённым желаниям, в результате чего с ним происходят определённого рода фантастические события. И так же, как свои «собратья», ГГ «Кожи» Рафаэль кончает плачевно, из чего следует глобальный и применимый ко многим образцам зарубежной классики вывод: держите свои желания в узде.

Фантастический элемент этого романа глубоко символичен. Шагреневая кожа – это фактически жизнь Рафаэля, которая сокращается, уменьшается в размерах при каждом новом выполненном желании. Несметные богатства? Минус пять лет. Пир на весь мир? Минус два года. Любовь до гроба? Ещё минус десять. Такой арифметикой, друзья, наполнена и наша с вами жизнь. Мы на всём её протяжении выполняем свои желания, не замечая как шагреневый кусок времени, отведённого нам на земле, становится всё меньше и меньше. Пять лет уходит на получение образования. Ещё лет пять – на то, чтобы получить хорошую работу и обрести стабильное положение в обществе. Года два-три, а то и десять – на то, чтобы создать семью. Лет двадцать на воспитание детей. И это только желания, присущие всем - если у вас есть персональные, будьте добры отдать за них дополнительно десяток-другой годков. Фокус в том, что ни я, ни вы, ни Рафаэль, ни старик, ни Емеля, ни Аладдин не знаем, чего мы на самом деле хотим. Бальзак на страницах «ШГ» называет желанием, за которое и жизнь отдать не жалко, любовь. Другие вольны называть то, что считают нужным, но прежде чем сделать выбор надо хорошенько подумать.

Символичны и персонажи.
Феодора, как сказал сам Бальзак, это общество. Нарядность, броскость, ужимки, этикет, а в душе – пустота. Ценны лишь внешние атрибуты, внутренние особенности никого не интересуют. Чтобы найти подход, необходимо «почерстветь», играть по общим правилам.
Полина – мать. Холит и лелеет своего питомца. Прощает ему все недостатки. Проявляет всеобъемлющую заботу. Любит несмотря ни на что. (свидетельство – в предсмертной агонии Рафаэль кусает Полину за грудь)
Растиньяк – змей-искуситель. Подчиняет своей воле. Навязывает мнение. Толкает к сомнительным действиям. Не скупится на похвалу.

«Шагреневая кожа» - характерный пример французской литературной традиции, в которой главенствует эстетическое начало. Любой факт или событие романтизируется, толкуется в усладу душе и чувствам. Эстетический принцип находит отражение во всём, даже в самых прозаичных ситуациях. Нигде, кроме излишне детализированных (и, применимо к женщинам, идеализированных) описаний персонажей, это не идёт во вред повествованию. Первые страницы с непривычки даются с трудом, но затем слова текут плавно и мелодично, искрясь, как ручей на солнце, яркими лучами. Одно удовольствие вчитываться в глубокомысленные пассажи автора:

Всё есть движение. Мысль есть движение. Природа основана на движении. Смерть есть движение, цели коего нам мало известно. Если Бог вечен – поверьте, и Он постоянно в движении. Бог, может быть, и есть само движение.

Для одних образование состоит в том, чтобы знать как звали лошадь Александра Македонского или что дога господина Дезаккор звали Беросилло, и не иметь понятия о тех, кто впервые придумал сплавлять лес или же изобрёл фарфор. Для других быть образованным – значит выкрасть завещание и прослыть честным, всеми любимым и уважаемым человеком, но отнюдь не в том, чтобы стянуть часы … а затем отправиться умирать на Гревскую площадь.

Бог ли во всём, по Спинозе, или же всё исходит от Бога, по святому Павлу… Дурачьё! Отворить или же затворить дверь – разве это не одно и то же движение! Яйцо от курицы или курица от яйца? … Вот и вся наука.

Существуют сердца нежные, хрупкие, как цветы, и они ломаются от лёгкого прикосновения, которого даже не почувствуют иные сердца-минералы.


Читайте, не пожалеете!

Комментарии


Года два назад загорелась желанием и с таким же рвением отложила книгу до поры-до времени: было слишком сложно. Теперь руки никак не дойдут...
И насчет желаний чистейшая правда: они сбываются и иногда это очень пугает!


ну да, чтение не из простых... но не сказать, что сильно мудрёно, просто слог витиеватый)
Выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями! (*идёт к холодильнику, пьёт минералку*)


желания, цели, и мечты это разные вещи. я привыкла разграничивать столько хрупкие понтия.

мне сложно назвать получение образования желанием. возможно я придираюсь к словам

и мне кажется, нельзя жить с таким математическим подходом. т.е. это как-то странно. это как придумать шкалу для вычисления силы любви или силы нежности

тут же важно не то, сколько времени займет та или иная цель, т.к. это больше цели которые мы пытаемся достичь, мне так кажется, тут важнее то, зачем это тебе надо
когда ты понимаешь зачем ты делаешь ту или иную работу, ты не задумываешься над тем, сколько времени оно у тебя займет

наверно и правда стоит почитать. цитаты понравились. много противоречий вызывают


желания, мечты и цели - конечно, разные вещи, ты права, но у Бальзака в "ШГ" их можно слить воедино
математический подход - это я утрирую) так, для наглядности
читай-читай, хотя не могу сказать, что люблю французскую литературу


Бесподобный Бальзак, бесподобное произведение.


Вы зря поставили точку. Там дальше следовало сказать "бесподобная рецензия")))))


Исправляюсь: бесподобная рецензия от бесподобно скромного автора)))


Я знала, что тебе понравится))


Спасибо за совет!


Не соглашусь, что Полина - мать. В финале сделаны три попытки объяснить аллегорию Полины. Что-то вроде мечты, дуновения или искры жизни. Слишком нарочито.


Растиньяк – змей-искуситель.

На мой взгляд, главным искусителем здесь является не Растиньяк, а антиквар, предложивший герою шагреневую кожу.


Тоже верно... У хороших торгашей есть талант искушения, будь то шагреневая кожа или продукция Oriflame ))