Больше рецензий

3 февраля 2022 г. 22:21

454

5 Море было чёрным, песок - белым, а небо - серым, без солнца, луны и звёзд. Волны бесшумно набегали на ровный песок и отступали, потом снова набегали и отступали. Не было звуков и запахов, только три цвета — черный, белый и серый, и только море, песок и небо.

Начну рецензию на книгу Александра Пелевина «Четверо» немного странно – с краткой рецензии на другой его роман – «Покров-17». Прочитал его я совсем недавно, два дня назад, и книга меня сильно впечатлила (более подробно я напишу в соответствующей рецензии). Александр Пелевин – прекрасный автор. Мои друзья не дадут соврать, как сильно мне нравится его творчество, как я постоянно рекомендую его книги всем, едва разговор зайдет в нужное для этого русло. Я даже записывал любительские аудиозаписи со стихотворениями и короткими рассказами писателя, чтобы завлечь друзей и сподвигнуть их на знакомство с произведениями. И после прочтения «Покров-17» я решил выйти на следующий уровень – рекомендации через рецензии. И это – моя первая рецензия на художественную книгу (как знать, вдруг мне понравится, и я буду писать их на каждую из прочитанных или прослушанных книг).
Мое знакомство с Александром Пелевиным началось с романа «Четверо» – необычная и многообещающая аннотация и, само собой, прекрасное оформление от издательства 5РИМ. Но несмотря на то, что книга меня заинтересовала, читать ее я начал со скепсисом и осторожностью – уж слишком многие современные российские писатели разочаровали меня (в том числе и другой Пелевин, Виктор). После многих прочитанных плохих и сильно переоцененных книг ожидались провал и потеря столь большого потенциала. И как только была перевернута последняя страница, я смог с уверенностью воскликнуть: «Я никогда так не ошибался в своей жизни!». Книга мне очень сильно понравилась, хоть у нее есть пара недостатков, но об этом позже.
О чем, собственно, книга? Три сюжетных линий:
1. 1938 год, Полуостров Крым, СССР. Молодой следователь Николай Введенский прибывает на расследование странного и загадочного убийства. Профессор астрономии был найден мертвым, из его груди вырвано сердце, а вместо него вставлена пятиконечная звезда.
2. 2017 год, Санкт-Петербург, Россия. В городской психбольнице, где работает доктор Хромов, появляется новый трудный пациент, который утверждает, что с ним разговаривает девушка из далекой звездной системы Проксима Центавра, рассказывающая о гибели ее мира.
3. 2154 год, научно-исследовательский корабль «Рассвет», бескрайний космос. Капитан Лазарев и трое членов экипажа совершают первый в истории человечества межзвездный перелет к планете Проксима Центавра b. Их цель: поиск внеземной жизни.
Три сюжетных линий, три разных жанра: советский детектив с элементами мистики, триллер и реализм, и научная фантастика, явно вдохновлённая Станиславом Лемом (Александр будто дописал несколько глав к роману «Солярис»). В конце все сюжетные потоки впадают в единое море развязки.
Сюжет интригующий, непредсказуемый, история захватывает читателя, держит в напряжении и не отпускает до последнего предложения романа. С каждой последующей главой напряжение растет, а уровень «ОМАГАД-ОМАГАД» взлетает до новых высот. После каждой главы хочется сделать паузу, обдумать происходящее, отдышаться, сделать глоток воды, а затем вновь вернуться к книге. А финал… оставляет больше вопросов, чем ответов. Это является одновременно как плюсом романа, так и его минусом. Финал заставляет думать читателя, заставляет его собирать разные моменты в единую мозаику, отвечать самостоятельно на открытые вопросы, анализировать, спорить… Но некоторые моменты финала оказались скомканными. Об этом писал даже сам писатель, он признает проблемы финала истории.
«Я, конечно, концовку немного слил, трудно обвинять читателей в том, что они что-то не поняли – нужно просто концовки понятнее делать. Я, кстати, недавно придумал нормальный финал для «Четверо». Своевременно, да?
<…> Я это прописал недостаточно эффектно и качественно и не придумал вовремя ещё одну важную вещь, которая была бы очень в тему. Если вдруг по «Четверо» будут снимать кино, там будет нормальная концовка».
Так прокомментировал концовку сам Пелевин. Как писал Стивен Кинг: «Не в развязке дело. Я надеюсь, вы пришли, чтобы послушать историю, а не для того, чтобы торопливо пролистывать страницы, спеша добраться до концовки. Чтобы узнать концовку, достаточно сразу открыть последнюю страницу и прочитать, что там написано. Но концовки бессердечны. Концовка — закрытая дверь, которую ни один человек не может открыть». Даже несмотря на немного проблемную концовку, даже несмотря на то, что в романе иногда трудно соединить сюжетные линии вместе, я в полном восторге от книги. Я наслаждался каждой буквой, каждым предложением, каждой страницей этого прекрасного романа. Заставляющие думать, анализировать, собирать в единый пазл книги нужны нам, очень нужны. К сожалению, очень много плохих романов засело в книжных магазинах, и я очень рад, что еще есть столь прекрасные авторы. «Четверо» стал для меня дверью в удивительные сюрреалистичные миры Александра Пелевина. И я желаю ему творческих успехов и с нетерпением жду его следующих работ. Но запомните! Первым в очереди на презентации буду Я.
«На берегу стоял обитый чёрной кожей диван. На нем сидели трое в одинаковых серых капюшонах; лица их обращенные к горизонту, скрывались под зеркальными масками.
Они почти не двигались, только изредка поворачивались друг к другу, пытаясь вглядеться в лица, но не могли ничего увидеть, кроме собственных зеркальных масок, в которых отражались волнистыми линиями небо, море и песок. А потом они снова смотрели в сторону горизонта.
Они молчали и ждали четвертого».
Александр Пелевин