Больше рецензий
18 декабря 2011 г. 16:48
1K
5
РецензияМне вдруг стало очень нужно поговорить о той грани остапобендерства, которая спрятана между этих легендарных строк.
Книга, которая превзошла свою гениальную предысторию во многом. Юмор здесь тоньше, замысел - глубже, стиль - изящнее, тоска - пронзительнее.
Но я все неправильно рассказываю. Сейчас. Гм-гм. Юмор здесь тоньше:
"Следствие может поглотить много времени. Сколько - знает один Бог. А так как Бога нет, то никто не знает".
"И ты, Брут, продался большевикам?"
Замысел - глубже:
"Счастье никого не поджидает. Оно бродит по стране в длинных белых одеждах, распевая детскую песенку: "Ах, Америка - это страна, там гуляют и пьют без закуски". Но эту наивную детку надо ловить, ей нужно понравиться, за ней нужно ухаживать".
Стиль - изящнее:
"...город. Он был нарезан аккуратно, как торт".
"...борщ, в котором плавали золотые медали жира".
Тоска - пронзительнее:
"Все повторится... И опять будут сжигать людей, которые посмеют сказать, что Земля круглая".
Именно тоска. Вторая книга пронизана ею от начала и до конца! Но в отличие от "12 стульев", где грусти и безысходности тоже немало, в "Теленке" она не легкомысленна. Это мудрая, опытная тоска людей, которых не видно, но которые стараются, а им не везет; которые автоматически живут, пока их обманывают, обирают, бьют и даже убивают бритвами во сне. И все-таки они вертятся!
Это тоска людей, которые во что бы то ни стало достигнут своей цели и обязательно не испытают никакого удовлетворения, перешагнув финишную ленту.
И, наконец, это красивейшая тоска людей, которые будто бы не тоскуют. Сыпля шутки и истории, все поголовно о.бендеры, которых в мире не меньше, чем сыновей лейтенанта Шмидта, не дают никому времени заметить все, что нешуточно - все остальное.
Моя собственная тоска.
Великая книга в шутливой парандже.
Комментарии
Ну, разве позволительно писать рецензии, которые более заинтересовывают не в авторе книги, а в авторе рецензии? :)
Мне лестно, но я люблю больше конструктива)
Конструктива, значит?) Нате!
Что значит
?
А значит это, что пока ты не достиг результата, ты никогда не знаешь, удовлетворит он тебя, или ты его даже не заметишь за какой-то новой мишенью.
Наверное, поэтому стоит учиться получать максимум удовольствия по пути)
замечательно написали!!!
Спасибо!
Присоединяюсь во всём! Превосходная рецензия с цветущим взглядом на господ Ильфа и Петрова)) Обожаю такие структурированные вещи)
Спасибо.
Сейчас, к сожалению, нет свободных десяти минут, чтобы откомментировать. Но я ещё вернусь, ладно? =)
В общем - позже хотелось бы сказать о том, как я вижу отношения Бендера и Паниковского в свете, так сказать, этой рецензии.
Адьё!)
Ждем-с)
Здравствуйте опять! Итак, Остап и Паниковский.
Я считаю, что Паниковский - это зеркало Бендера.
"Паника" - у одного она повсеместно и повсечасно, а у другого - ни в одном глазу. Все аферы проворачивались Остапом метко и изящно, даже ювелирно, а Паниковский жил нахрапом, на последнем вздохе. Били, правда, и того, и другого. Но били всё-таки по-разному. Михаила Самуэлевича колотили все и по самое не хочу, выбивая дурь и как бы "с высоты своего положения", а Остапа Ибрагимовича - будто не имея другого выхода и всё равно сознавая свою несостоятельность по сравнению с этим идейным великаном.
Сдаётся мне, что Паниковский - кривое зеркало Бендера. В Остапе внутри плясал жулик-острячок. Вертелся он на чистом, натёртом мастикой энтузиазме. Вертелся он - вертелась и Земля. А кто плясал и вертелся внутри Паниковского? Да никто, потому что радикулит. И зеркало исковеркало :)
Я хочу, чтобы ты всегда так красиво и серьезно меня комментировала. Хочу и все)
Замечательная рецензия))) и книга просто великолепная)))
Одна из нескольких, которые нельзя не перечитывать)
+ ). Как верно о тоске. Я тоже вижу О.Бендера именно тким. Но никогда о своей тоске он не говорит. Разве что один только раз. Про атмосферный столб...
А помните, как он танцевал танго сам с собой? Тогда тоже.
Вот этот момент не помню. Хочу перечитать "Золотого теленка" после Вашей рецензии ... Я, кстати, никогда эту книгу не перечитывала. Слишком больно мне за героев. Жаль всех: и Паниковского, и Козлевича, и Шуру Балаганова, и Зосю. А Бендера - хоть плачь! Я ему так желала удачи...
Фильм с Юрским обожаю. Любуюсь игрой актеров ).
Да, Бендер , как и авторы, тут старше и умудрённее... Ему не нужна вечная иголка для примуса, он не собирался жить вечно...
Повзрослели немножко ). От Остапа-хулигана здесь мало что осталось. Лирик, немножко даже - поэт. Прекрасные слова песни к фильму Марка Захарова "12 стульев" замечательно характеризовали бы его, если бы ни были испорчены, как мне кажется, музыкой (которая, наверное, прекрасно подходит под стиль фильма, но абсолютно убивает стихи):
А мне кажется, что музыка полностью передала трагикомичность сюжета
Фильма - да!). Но у Захарова фильм- гротеск, подчеркивающий и преувеличивающий игру Остапа. И музыка соответствующая. И переигрывающий Миронов как нельзя кстати! Но для Остапа в "Золотом теленке" музыка лишняя. Я представила сейчас, как первое четверостишье читает Бендер - Юрский, а второе - просто молчит). А ? Как?)...
А я себе представила, как в "Золотом телёнке" играет Юрский)) м-да... Не подходит) И вообще, стало хотеться обсуждать фильмы, а не книги, что на этом сайте допускать нельзя) ни-ни)
Не согласен, что "не испытают никакого удовольствия". Вот, совершенно осязаемое удовольствие.
Так что авторы возможно акцентировали на том, что не надо бегать за несбыточным. А надо просто установить для себя цель и к ней идти. И цель должна быть реальной. Только тогда будет отдача от получения.
Но в итоге-то ни у кого удовлетворения не было. Ну, разве что у Козлевича.
А удовольствие - это только момент, а не состояние.
Нет, удовлетворение и удовольствие - это одно и то же. Смотрите, я, например, ем картошку с бутербродом, и при этом испытываю:
а) удовольствие;
б) удовлетворение.
С деньгами так же. Философия тут, впрочем, не к месту. Я только прокомментировал одну из Ваших мыслей.
Это правда - когда я ем картошку (пример мне нравится)), я испытываю и то и другое. Но вот я ее доел и пошел работать. Через некоторое время я перестаю получать удовольствие от этой картошки, остается только состояние удовлетворенности. Или неудовлетворенности (если я не наелся), хотя удовольствие от ее поглощения я испытывал.
Да это и не философия, наверное. Иначе мне не было бы так интересно)
Вот бывает так, что в определенные моменты что-то попадается на глаза и понимаешь, что именно этого тебе-то и не хватало! Мне, например, не хватало этой рецензии, чтобы понять, почему именно "Теленок" - другой. А ведь действительно, "мудрая, опытная тоска людей, которых не видно, но которые стараются, а им не везет"! Схожие чувства по отношению к героям испытывала очень-очень давно, когда смотрела "Тома и Джерри" и "Ну, погоди!" - вы не представляете, насколько было жалко кота и волка! :)
А это правда) Том с волком ох как старались! Но у них не было времени тосковать)