27 февраля 2024 г., 22:03

62K

Причудливые наслаждения от перезагрузки «Сумеречной зоны» 1980-х годов

43 понравилось 1 комментарий 11 добавить в избранное

Сериал 1985 года иногда затмевает оригинал, но это был бастион таланта хоррор-фантастов

«Сумеречная зона» Рода Серлинга — это золотой стандарт для антологических телешоу, научно-фантастических и фэнтезийных сериалов, а некоторые могут утверждать, что и для ТВ-шоу вообще.

У сериала, который длился 156 серий с 1959 по 1964 год, наверняка есть конкуренты на эти похвалы. В сериале «Внешние пределы», выходившем в эфир с 1963 по 1965 год, было несколько замечательных эпизодов.

Но оригинальный сериал Серлинга, которому часто подражали, так и не был воссоздан. Хотя... я бы сказал, что его первая перезагрузка, выходившая на канале CBS в течение 65 эпизодов с 1985 по 1989 год, ближе к тому, чтобы передать дух и целостность оригинала — даже ближе, чем отшлифованный ремейк режиссера Джордана Пила, который вышел в эфир в 2019–2020 годах. Подробнее об этой перезагрузке — чуть позже.

Середина 1980-х годов была неоднозначным временем для телевидения: до дебюта настоящего престижного телевещания оставалось несколько лет, и лишь несколько сериалов действительно выделялись из общей массы, в том числе «Сент-Элсвер» и «Блюз Хилл-стрит». Даже такие сериалы, как «Полиция Майами», в которых время от времени появлялись сильные эпизоды, были в значительной степени продуктом коммерческого телевизионного мира того времени.

Сумеречная зона» 1980-х годов определенно пошла на уступки, чтобы попасть на широковещательное ТВ. Но — вот в чем суть — он ближе к качеству оригинала и даже приближается к нему, чем любой другой сериал.

Но сначала было слово, и это слово пришло от Рода Серлинга.

Чествование наследия Серлинга

Иногда в оригинальной «Сумеречной зоне» создатель и частый сценарист Серлинг озвучивал только вступления и заставки к эпизодам. Часто он появлялся перед камерой и, подобно Альфреду Хичкоку того времени, впоследствии стал хорошо известной телезрителям фигурой. В своих дикторских текстах Серлинг был попеременно зловещим, юмористическим и ироничным, как и в 92 сценариях, написанных им для 156 эпизодов сериала.

Драматург, чьи работы — «Сумеречная зона», его менее масштабный сериал «Ночная галерея» и киносценарии, включая «Реквием для тяжеловеса», пророческую политическую драму «Семь дней в мае» и оригинальную «Планету обезьян» — осветили человечество таким образом, что даже самые простые зрители могли понять его. Он получил премию «Пибоди», «Эмми» и превратился в культурную достопримечательность. Конечно, время идет, но большая часть населения все еще знает о Роде Серлинге достаточно, чтобы, по крайней мере, иметь представление о том, какой вклад он внес в культуру до своей смерти в 1975 году.

Серлинг продолжает жить благодаря своим произведениям, а также благодаря мимолетному упоминанию о нем в начальных титрах перезагрузочного сериала, который стартовал на канале CBS в сентябре 1985 года и выходил в усеченном виде до 1989 года (третий и последний сезон транслировался по телевизионной синдикации).

В 65 эпизодах, более или менее продолжительных, по часу, но обычно состоящих из нескольких 20-минутных историй плюс короткометражки, «Сумеречная зона» 1980-х годов помогла увековечить Серлинга и его самое известное достижение для еще одного поколения поклонников.

А еще в перезагрузке снялись Дэнни Кэй, Глинн Тёрмен, Морган Фриман, Уильям Питерсон, Фрэнсис МакДорманд, Брюс Уиллис, Джеймс Кромвелл, Хелен Миррен, Эллиотт Гулд, Адольф Сизар, Мэр Уиннингэм... да мало ли кого еще можно упомянуть.

Он стал витриной для творчества таких авторов и сценаристов, как Стивен Кинг , Харлан Эллисон , Рэй Брэдбери , Алан Бреннерт , Ричард Матесон , Джордж Р. Р. МартинРоберт Крейс и Дэвид Герролд , сам  Род Серлинг и режиссеры, включая Уэса Крейвена, Уильяма Фридкина, Джо Данте, Джона Милиуса и Марту Кулидж.

Некоторое время «Сумеречная зона» 1980-х годов была местом, где нужно было побывать.

Перезагрузка «Нужно знать»

Если вы смотрели сериал, когда он только вышел в эфир, то, скорее всего, несколько эпизодов до сих пор не выходят из головы. Эпизод первого сезона «Бабушка», адаптация Харланом Эллисоном рассказа Стивена Кинга, запомнился как одна из самых страшных историй, появившихся на телевидении в то время. Оригинальный рассказ Кинга, вошедший в его сборник «Команда скелетов», рассказывает о мальчике, который боится остаться дома один со своей больной бабушкой... и не без оснований.

Какой бы запоминающейся ни была «Бабушка», несколько других эпизодов живут в моей памяти, хотя и не из-за страха. В этих эпизодах были достойные Серлинга истории, персонажи и повороты.

«Профиль на монете» — возможно, мой любимый эпизод перезагрузки. По сюжету сценариста Дж. Нила Шульмана преподаватель Гарварда 22-го века отправляется в одиночную персональную поездку в прошлое, чтобы понаблюдать за убийством президента Джона Кеннеди. Однако академик Джозеф Фицджеральд (Лэйн Смит) не может допустить, чтобы Кеннеди (Эндрю Робинсон) был убит. Он предупреждает его как раз в тот момент, когда в Далласе раздаются выстрелы. Кеннеди и подозрительный начальник Секретной службы вознаграждают Фицджеральда поездкой обратно в Вашингтон. Но почти сразу же начинаются другие события — суровая погода, политические убийства и военные действия — и Фицджеральд, далекий потомок Кеннеди, убеждается, что должен отменить героический поступок, спасший жизнь президента.

«Нужно знать» — это, пожалуй, еще один мой любимый эпизод. Уильям Л. Петерсон, звезда таких фильмов, как «Охотник на людей» и «Жить и умереть в Лос-Анджелесе», играет роль правительственного агента, который приезжает в маленький городок, где безумие кажется заразным. Фрэнсис МакДорманд — жительница городка, которая обратилась за помощью, когда ее отец сошел с ума. Напряжение нарастает, и эпизод, основанный на рассказе Сидни Шелдона, вызывает такое же чувство ужаса и паранойи, как «Вторжение похитителей тел». А концовка!

Это и «Судный день», написанный Эллисоном, поставленный Крейвеном и снятый Уиллисом, о человеке, который теряет себя, но его заменяют; «Паладин потерянного часа», в котором снялись Кей и Турман, о человеке, который поддерживает мир в рабочем состоянии, в рассказе, который может напомнить зрителям Рэя Брэдбери; «Ее странствующая душа» — об эксперименте в лаборатории, в ходе которого воссоздается женщина (замечательная театральная актриса Энн Туми) из прошлого; и более легкие эпизоды, такие как «Я Ньютона», «Шоу дядюшки Дьявола» и «Выбор дилера».

Я не могу утверждать, что каждый эпизод сериала 1980-х годов равен оригиналу, который был коллективным шедевром. Однако трудно представить, как какой-либо сериал мог бы настолько приблизиться к нему.

Конечно, был фильм «Сумеречная зона» и еще две попытки воссоздать успех видения Серлинга на малом экране.

Ремейки все еще в моде

Я почти не помню перезагрузку «Сумеречной зоны» 2002 года с Форестом Уитакером в роли ведущего и рассказчика. Перезагрузка — это всегда исследование того, какие актеры были популярны в то время, и в этой перезагрузке приняли участие Джейсон Александер, Лу Даймонд Филлипс, Джейсон Бейтман и даже Билл Муми, вернувшийся в продолжении истории «Это хорошая жизнь» из самой первой версии шоу. Титус Уэлливер и Эндрю МакКарти — одни из соседей, которые сходят с ума от ужаса в новой версии «Монстры вышли на Кленовую улицу». За один сезон было рассказано около 42 историй, обычно по две на эпизод.

Более интересным, хотя и не дотягивающим до первых двух воплощений шоу, является ремейк режиссера и ведущего Джордана Пила, который вышел в эфир в 2019 и 2020 годах.

В сериале были громкие имена — Кумэйл Нанджиани и Трейси Морган только в первом эпизоде, а в последующих эпизодах — Адам Скотт (в более параноидальном ремейке оригинального сериала «Кошмар на высоте 30 000 футов») и другие.

Клянусь, кажется, что в большинстве эпизодов фигурируют люди из индустрии развлечений, и это кажется слишком самореферентным. Однако мне понравилась идея, что эпизоды происходят в одном и том же мире: авиалайнер из «Кошмара» появляется в качестве модели на рейсе на Марс в другом эпизоде, а лицо Нанджиани — на обложках журналов в еще одном эпизоде.

Я хотел, чтобы версия Пила понравилась мне больше, чем это получилось, но я был поражен тем, насколько затянутыми кажутся некоторые из 20 эпизодов. Стремление уделить каждой истории по часу — вероятно, для того, чтобы подчеркнуть серьезность сериала, — кажется, работает против пробивной силы франшизы.

Антологии научной фантастики и фэнтези по-прежнему в моде, а «Черное зеркало» представляет захватывающие и тревожные истории в духе «Сумеречной зоны».

Однако ни один сериал не сравнится с оригиналом по силе повествования, за исключением его воплощения 1980-х годов.

Кит Ройсдон

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

43 понравилось 11 добавить в избранное

Комментарии 1

Я смотрела "Сумеречная зона" 2002 года и 2019 и как ни странно 2002 мне намного больше понравилась. В основном именно тем, что эпизоды были по 20 минут и за это время ты понимал, что хотели этим сказать. В 2019 году серии слишком растянули, нудновато даже стало, не смогла досмотреть.