Больше историй

31 мая 2014 г. 22:39

678

Дзен и эльфы

Недавний просмотр "Хоббита" привнёс в мои размышления такой феномен как эльфы. Хоть я уже читала научную литературу об этих персонажах европейского фольклора, но Питер Джексон показал данный "архетип" с необычной стороны. Это более не добрые и светлые духи как противопоставление "тёмным" гномам, но неуязвимые и ловкие создания, находящиеся "в потоке", то есть умеющие прогнуть мир под себя в конкретных ситуациях (скорее микро- чем макро-масштаба).

И вот я задумалась, какие же силы или каких же духов из нашего мира в действительности представляют фольклорные эльфы. У Толкина/Джексона они уже не духи природы, или точнее не только духи природы. В фильме это показано в многочисленных сценах мочилова, где они виртуозно уничтожают орков и, не глядя, уклоняются от стрел, мечей и дубинок противника. Чтобы обеспечить такую идеальную степень выгодного взаимодействия с окружением, нужно быть "в потоке", что бы это ни значило.

Они являются антропоморфными воплощениями самого факта высшего развития сознания, нахождения "в потоке", прочной неразрывной связи с интуицией, а значит и с бессознательным. Эдакие супер-люди, арийцы, атланты, инопланетяне - архетип идеального двуногого человекообразного, не дающий покоя любителям теорий внеземного и мистического происхождения человека и исчезнувших цивилизаций.

И как бы в подтверждение моих размышлений в этом направлении я опять неведомыми путями (как всегда в таком случае) вышла на научный доклад дзен-буддиста Дайсэтсу Судзуки на конференции по психоанализу, прошедшей аж в 1957 году. В докладе он в частности говорит о связи дзен-буддизма и феномена бессознательного.

Дальше...

Теперь послушаем совет Такуана, данный им Ягьи Таджима-но-ками, его ученику в искусстве владения мечом.

Этот совет касается прежде всего умения держать ум в состоянии «потока»: стоит ему на чем бы то ни было остановиться, и поток прерывается, что наносит уму вред. Для мастера меча это означает смерть. Аффективный налет затемняет зеркало изначальной праджни человека, интеллектуальное взвешивание препятствует врожденной активности. Праджня, которую Такуан называет «недвижимой праджней», есть орган, направляющий все движения — как внешние, так и внутренние. Когда его деятельности препятствуют, то стопорится и работа сознательного ума, а меч подчиняется уже не врожденной, свободной, спонтанной активности «недвижимой праджни», соответствующей бессознательному, но сознательно выученным техническим правилам владения мечом. Праджня — это недвижимый двигатель, который бессознательно работает в поле сознания.

Когда мастер меча стоит перед своим противником, он не должен думать ни о противнике, ни о себе, ни о движениях меча своего врага. Он просто стоит с мечом, забыв о всякой технике; меч должен следовать приказам бессознательного. Человек забывает себя как мастера меча. Удары наносит не человек, а меч, пребывающий во власти бессознательного. Существуют рассказы о том, как противника поражали не отдавая себе в том отчета — все происходило бессознательно. Действие бессознательного во многих случаях просто чудодейственно.

Позвольте мне привести один пример — «Великолепную семерку».

В японском фильме ["Семь самураев"] недавно показанном американской публике, есть сцена, где безработные самураи дают клятву на мече. Это художественный вымысел, но он, без сомнения, опирается на исторические факты, Глава самураев изобретает способ проверки каждого из них. Он помещает за дверью молодого деревенского парня, который неожиданно бьет палкой каждого переступившего порог самурая, чтобы посмотреть, какой будет реакция вошедшего.

Первый самурай попался и получил сильный удар палкой. Он не прошел проверки. Второй увернулся от удара и сам ударил в ответ. Третий остановился у входа и сказал находящемуся за дверью, чтобы тот не устраивал таких подлых шуток с опытным воином. Он почувствовал присутствие тайного врага в комнате еще до того, как тот себя обнаружил, и тем самым он показал себя достойным того дела, которое он должен был исполнить в деревне. Это — результат долгого опыта, через который должен был пройти самурай в те бурные времена.

Такое чувство невидимого врага развилось у мастеров меча тех феодальных дней до удивительной степени. Самурай должен был сохранять бдительность в любой ситуации, возникавшей в его повседневной жизни. Даже во сне он должен был быть готов к встрече неблагоприятных обстоятельств.

Не знаю, можно ли назвать это шестым чувством или родом телепатии, а следовательно, предметом так называемой парапсихологии. Я хотел бы только заметить, что теоретики искусства меча приписывают это чувство, обретенное мастером, работе бессознательного. Оно пробуждается вместе с достижением состояния самозабвения, не-сознания. Они сказали бы, что высшая ступень тренированности в этом искусстве ведет к исчезновению обычного относительного сознания. Это происходит, когда человек вовлечен в борьбу не на жизнь, а на смерть. Его ум в результате тренировки становится зеркалом, в котором отражается всякое движение мысли в уме противника, а потому он сразу знает, где и как его атаковать (точнее говоря, это не знание, а интуиция, протекающая в бессознательном). Его меч движется как бы сам по себе, и противник не находит защиты, так как удар меча настигает его именно там, где тот никак не ожидает. Бессознательное мастера меча — в самозабвении, в согласии с Разумом Неба и Земли — бьет по всему, что противится этому Разуму. Соревнование или битву среди мастеров меча выигрывает не быстрейший или сильнейший, даже не самый искусный, но тот, чей ум чист и самоотвержен.

Независимо от того, принимаем мы такую интерпретацию или нет, фактом остается то, что мастер меча обладает тем, что мы можем назвать бессознательным. Это состояние ума достигается, когда он уже не осознает своих действий и предоставляет себя целиком чему-то, трансцендирующему его сознание. Мы говорим «чему-то» или «кому-то», поскольку для такого бытия за пределами обычного поля сознания у нас нет слов, кроме отрицаний (X, или бессознательное). Непознанное, Х — это слишком расплывчато. Поскольку оно вступает в контакт с сознанием — так, что этот Х может воспользоваться всеми сознательно обретенными умениями, — его можно обозначить как бессознательное.




Что любопытно, сыгравший Леголаса актёр, Орландо Блум, является буддистом.

Комментарии


анализировать эльфов по фильмам Джексона, как анализировать вампиров по Сумеркам - это не ступень в понимании, это просто ответвление без смысла, то есть тупик, сделанный в угоду любителей красивых картинок, где сиюминутное воздействие на мозг не должно оставлять отложений в виде каких-либо мыслей.

Он просто стоит с мечом, забыв о всякой технике; меч должен следовать приказам бессознательного


если вспомнить, что сражение на самурайских мечах - чаще всего лишь мгновение, то немудрено. Японцы не китайцы - по 50 раз в схватке не сходились. Было достаточно одного удара.

Применять наши религии в мире фэнтези - яркий ход. Можно написать дельную книжку.


Я не анализирую эльфов по фильмам Джексона. Просто созданная им картинка неплохо наложилась у меня на некий собирательный образ из фольклора и теорий супер-человека. Можно, сказать, я попыталась провести параллель. Толкиен тоже в своих книгах во многом опирался на фольклор. Не факт, что он далеко ушёл от истины.

Религия - всего лишь часть культурного среза отдельной группы людей. Не вижу ничего оригинального в том, чтобы включать их в миры фентези. Можно и в обратную сторону. Созданная Мартином в "Игре Престолов" религия вполне отвечает большинству атрибутов реальных религий, и может спокойно использоваться в реальной жизни людьми без религиозной зашоренности.


Орландо Блум, сыгравший Леголаса, прогнул мир под себя или прогнулся сам?