Больше историй

3 февраля 2014 г. 14:00

550

О том, как рецензия не написалась.

Ощущения от произведений Ремарка – всегда глубоко личные, словно читаешь письма близкого друга, которого по какой-то причине больше нет рядом. Настолько интимно, что иначе, как с трепетом, невозможно брать в руки эти живые тексты. Настолько лично, что, закрыв книгу, странно садиться писать рецензию на нее. Куда естественнее запереться в одиночестве, в полумраке комнаты и, размышляя о вечном и все том же личном, с чашкой чая/кофе или бокалом вина/кальвадоса/и т.д. (кому что ближе), мысленно отвечая на вопросы, порожденные книгой, делать признания в дневнике.

Описывать чувства мне сложно, а после прочтения Ремарка остаются именно чувства, и вихрь мыслей, которые также невозможно успокоить, рассмотреть со стороны и разложить по полочкам. Он из тех авторов, чьи произведения сложны, обдумываются и оцениваются постепенно, по ходу жизни. Сказать же о Ремарке всего в паре слов – значило бы украсть у себя же. Его повествование – это всегда беседа, это автор, который присутствует незримо рядом, это его особенность.
...

Таково начало моего несостоявшегося отзыва. Набросав эти несколько строк около двух недель назад, так и не могу продолжить. Уже сейчас, когда в рамках следующего прыжка «Игры в классики» подходит к концу затянувшееся путешествие с Жюльеном Сорелем из «Красное и черное» Ф. Стендаля, совесть моя требует вернуться к оставленному до поры отзыву. И, наверное, теперь получится история, а не рецензия.

Мне долгое время не хватало смелости подступиться к «Черному обелиску». Зная тематику, зная, как метки слова и образы бесконечно любимого мною автора. Мне казалось, книга будет тяжела, как любая книга о смерти. И каково же было мое удивление, когда где-то на середине меня вдруг настигло осознание, что эта книга... о жизни! О поиске себя, о настоящем себе, о верности своему человеческому началу. И мне просто необходимо было прочесть ее намного раньше.
За что я бережно люблю Ремарка, так это за его искренность, порой пугающую искренность. Он не лукавит, не заигрывает с публикой, не боится показаться смешным, глупым или слабым, а в читателе видит скорее друга, который все поймет и не осудит. Есть такие авторы, которые, когда пишут, словно отмеряют от себя: столько-то я покажу, а вот это лучше спрячу или подам на таком-то подносе... Ремарк не из таких! Кем бы ни были герои его книг, строго автобиографичными персонажами ли, или наделенными вымышленными чертами, близкими автору-мечтателю, автору-романтику, в них всегда есть он сам, и всегда из-под его пера выходят линии жизней, складывающиеся в слог, так хорошо узнаваемый. Он писал для себя. А написать для себя, не солгав, всегда гораздо сложнее. Самообман удается человеку проще всего.

А теперь расскажу связанную с книгой историю. Пока мы с моим маленьким другом и хранителем библиотеки, PocketBook'ом читали роман, он сошел с ума. Может, собранных цитат оказалось слишком много, или они были очень объемными, тяжелыми (а может, так планеты выстроились), но на выходе получился не привычный для меня сборник заметок, которые я с удовольствием перечитываю в конце путешествия по книге (для сгущения впечатлений, так сказать), а страницы битых строк со словами: «Черный обелиск». Мне было жаль, что столько замечательных цитат пропало, но потом мысль сменила свое направление: а сколько еще великолепных фраз и метких сравнений не было сохранено! Ведь вся-вся книга – это одна бесконечная цитата! Пожалуй, это лучший повод перечитать ее.

Комментарии


Мне всегда казалось, что если Ремарк "твой" автор, то одна из книг будет более "твоей" чем прочие. Долгое время для меня это был "Черный Обеличк". Через несколько лет захотелось перечитать...и не смоглось.
Может стоит попробовать еще раз. Ведь действительно о личном..,