Больше историй

21 сентября 2013 г. 21:09

779

Миядзаки vs Диана Джонс (попытка сравнить кое-что, без спойлеров вроде)

Я люблю Миядзаки. За то, что он любит людей, за то что он протестует против насилия каждым своим мультом. И «Шагающий замок Хаула» у меня в любимых его работах. Этот мульт - самое потрясающее произведение о войне, которое когда-либо создало человечество (вот ни больше ни меньше). Потому что в нестрашной, приемлемой даже для ребенка форме Мастеру удалось показать все ужасы и всю бессмысленность войны (и соответственно насилия). Какой бы справедливой она ни была, кто бы ни был там прав-виноват. Война как абсолютное зло. Мульт сравним с «Рублевым» Тарковского по мэссэджу в нем заложенному.
Но я хочу сравнить «Замок» не с Рублевым здесь (хотя могу), а с первоисточником. Потому что время от времени натыкаюсь на рецензии, поняла, что только ленивица не прочитала книгу. И решила прочитать. Меня заинтриговали характеры героев и я дочитала сиквелы, потому и о развитии характеров тоже хотела бы сказать (сравнить их в разных книгах). Я надеюсь, что не спойлю сюжет. А только высказываю свой взгляд на характеры.
Итак у Миядзаки.

Дальше...

Жуткая война. Все втянуты. Хаул этому противится – быть втянутым в войну (все остальное там побочно), но он уже давно втянут. Показаны все стимулы, заставляющие воевать – присяга, защита дома и любимых, выступление от лица правых (за справедливость). Но как бы хороши они не были, война – это игрушка зла. И слова Хаула о том, что лучше умереть, чем быть некрасивым в мульте о том, что он устал от дисгармонии, он прекрасен, любит прекрасное, а его втягивают в ужасное. Это не о волосах. Цвет волос – последняя капля для измученного Хаула.
Любовь Софи конечно спасла Хаулу жизнь и все такое. Софи ни о чем великом не помышляла. Но вообще-то любовь Софи остановила войну. Бедный Миядзаки! Он, как и Агата Кристи, умело маскирует глубокие мысли в его случае любовным антуражем. Слишком умело! Все зрители, как и у АК читатели, пропускают их, любят то, что у него (и у АК) – обертка.
Что у Дианы Джонс (ДД) с войной? В книге всего две фразы о войне, которые однако дали толчок Миядзаки, возможно именно тем, что они звучали вразрез с его мнением. У ДД война – вроде пикничка. Все короли воюют, ну так заведено, это же короли, пускай им. В сиквелах войнушка продолжается в той же пикничковой форме. Ну выигравший с помощью того же Хаула войнушку принц возьмет себе в жены принцессу проигравшей стороны, конечно же сделаем чтоб у них вспыхнула любовь, и будет нам и от войны хэппи энд. А Хаул в первой книге уклоняется от участия в войне всего лишь потому что книжный Хаул просто от всего уклоняется, ему все равно что не делать, лишь бы не делать. А должность (от которой он не отвертелся) вообще-то хороша и в сиквелах он вполне на ней преуспеет.
У ДД книга – чисто любовный роман. Абсолютно без глубоких и высоких мэссэджей. И как любовный роман для девочек она очень даже хороша.
Я прочитала и ахнула – это же «Оттенки серого» без секса! Но какие яркие персонажи. Ну и какой антураж увлекательный. ДД можно сказать, открыла мне глаза. Я до нее от «Оттенков серого» отмахивалась. Я делила любовные романы на категории
«Жестокий романс» - Это когда герои очень сильно и ярко страдают на ровном месте. Но препятствия для воссоединения если вдуматься у них чисто в голове (скажем как в «Столетии Якова», девушка из всех обещаний данных родителям, держит только одно – не выходит за любимого замуж и объясняет ему это именно тем, что пообещала родителям, упорно держит слово, хотя при этом не держит никаких других, например, обещала не встречаться, не спать с любимым, но очень даже во всю спит, замуж при этом – ни-ни, из-за этого сюжет закручивает ого-го как). Хэппи-энда обычно нет.
«Девушка-сиротка» - Это когда страдания от крутых жизненных обстоятельств. Чаще всего начинаются с детского сиротства. Слезодавилка, но оправдана ситуациями. Хотя всегда ситуаций перебор. Просто какое-то фатальное невезение. Бывает часто хэппи-энд, но не у современных авторов.
Остальные сюжеты я сваливала в категорию «Золушка». (Иногда границы с Сироткой размыты).
Но ДД заставила меня ввести еще одну категорию. «Мышь серая». Это когда ГГ упорно себя считает никчемной, некрасивой. Хоть кол ей на голове теши. И тешут же всю книгу. Но она упорно отказывается признать себя достойной. Золушка не такая.
А избранник – принц среди принцев, так сказать. Самый красивый. Самый ловелас (!!!). Супер-пупер эгоист. Но ее понятное дело любит чуть ли не с первого взгляда. А она подставляет голову под кол и упорно уступает героя всем встречным и поперечным женщинам на его пути.
Я опупела (я такого в жизни не встречала, все мои ноющие знакомые все равно себя любят и уступать не будут) и с интересом дочитала сиквелы, хотя я не люблю фэнтэзи и с трудом продиралась иногда через все это построение волшебного мира.
У Миядзаки мне показалось, что «серомышевость» выражена то ли слабо, то ли из-за акцента на войну, она как бы размывается. А может потому размывается, что у Хаула другой характер несколько и самое главное – другие проблемы по жизни, чем у книжного.
Чем мне понравилась ДД? Тем что она тоже любит людей. Тем, что она явно счастлива в браке и спешит этим счастьем поделиться. Очень редки авторы, которые не считают себя выше толпы и которые делятся счастьем а не горем.
В этом есть небольшой минус – она пишет явно из своего опыта не очень богатого и потому у нее лучшие герои, встретившись, вечно ругаются (значит ждите большую любовь) и терпеть друг друга как бы не могут, пока не обнаруживают, что жить не могут друг без друга.
Все мамы – хорошие, но непонимающие и давящие.
Все папы – хорошие, понимающие и умеющие обращаться с младенцами, но часто занятые своими делами.
Все рыжие – хорошие (это как и у Агаты Кристи). И вообще рыжий цвет – самый лучший для волос.
Все короли-королевы в основном мудрые (за исключением выродков) и другие льстивые эпитеты можно добавить, подходящие для королей.
Все собаки – хорошие, отдельная тема хорошести собак, если они королевские, тут уж сахар сахарный (это как и у других английских авторов).
А войны – это пикник, но это я уже говорила.
Но что герои.
1. Книга1. Софи – мышь серая. Хаул – обаятельный, эгоистичный ловелас. Но они спасают друг друга и Софи верит что ее любят. И Хаул оказывается не таким уж эгоистом как кажется.
Напрягает – Хаул просит Софи выдать себя за его мать. В мульте это было органично. В книге – сначала смотрелось как выходка эгоиста (и еще непонятно кого), потом странным умыслом. Эта тема была продолжена в 3ей книге! Софи там нянчилась с ребенком Хаулом! Он таки сделал это! О чем хотела сказать автор? Что мужчины – вечные дети? Но не младенцы ж! Хотя бы подростки… Самое напряжное место - зачем успешный любимый мужчина хочет побыть сыночком у своей возлюбленной?
2. Книга2. Герои тут уже на второстепенных ролях. Софи теперь самоуверенная красавица. Серой мыши больше не будет. Но как бы это сказать. По мне она распоясалась. Лезет на рожон. Ей рожать. А она желает участвовать в одних разборках. Чем сильно мешает мужу и роды у нее специфически проходят. Хотя Хаул конечно все разрулил к лучшему. При этом уже хорошо понятно, что Хаул не такой уж самовлюбленный капризный эгоист. Но Софи на всех углах кричит именно эти эпитеты про мужа. Смешно было читать рецензии, все сетуют что Хаула тут ничтожно мало, а его на самом деле очень много. Просто не в том виде, в котором читательницы хотят его любить. Ну и это уже следующий этап – это уже семейная жизнь, а читательницы хотят все еще добрачной романтики.
3. Книга3. Семейная жизнь в разгаре. Герои опять второстепенны. Но так же ярки. Софи общепризнанная красавица. На рожон не лезет, таки двое детей на руках (свой и муж). Но тут еще новая черта добавляется. Она очень гордится своими способностями и считает их покруче чем у Хаула (на полном серьезе!). И опять кричит на углах о том, что он капризный эгоист (вроде тоже на полном серьезе). А он опять всех вытягивает из ситуации. Но бедные читательницы, он тут опять не в привлекательном для любви романтичных девочек облике.
ПО моему он с Софи нарвался. УЖ очень она крылышки расправила. А ему терпеть. Но любовь зла. Превратил мышку в самоуверенную красотку – получай сполна. :)) Тут уж я не Оттенки серого вспомнила, а Сумерки :)). Но ДД пишет лучше сюжеты!
Сказки так и пышут здоровым феминизмом (бывает и больной). Жалко, устала писать, а то б с удовольствием поразбирала других персонажей. Автор всех молодых непристроенных переженила постепенно. И это тоже было прикольно наблюдать. В процессе чтения.
Но в общем спасибо за наводку. Два разных Хаула. Два разных мэссэджа. Однако удовольствие от обоих.

Ветка комментариев


Боюсь. :) Но чаще я не сиквелы откладываю, а просто книги любимых авторов. :)


я недавно поняла почему я откладываю книги любимых авторов - потому что подряд читать - понимаешь какой у автора шаблон, то есть надоедает, начинаешь угадывать к чему клонит
но
единственный автор с кем было жутко любопытно про шаблон - Агата Кристи :)


Я раньше читала запоем - всего Бальзака, всего Достоевского, а сейчас вот как-то переменила свое отношение, бессознательно. :)


что лет не перечитывала Бальзака кстати
я сейчас болею и читаю вместо дела делать, но мне ужасно не хочется читать депрессивное, не помню каков он, помню только устойчивое "дама бальзаковского возраста" и ассоциация с ведьмой пустоши :))


Я Бальзака очень люблю. А депрессивен ли он, даже не знаю. Многие его тяжеловесным называют, а мне так совсем не казалось никогда. :)