Больше историй

17 февраля 2024 г. 18:21

130

Не то!

Непонятно какпопалась мне эта старая огоньковская брошюра и почему, решил перечитатьинтервью 1980-х годов знаменитого филолога. Но было любопытно мысленноперенестись в то десятилетие надежд и констатировать, что все не оправдалось.Ученый ратовал тогда за публикацию того и сего, пятого-десятого. «Гласность» тогдатолько набирала разбег. Конечно, для любителей чтения возможность свободно читать– это большое счастье. Но, по большому счету, что это изменило!? Да и отАверинцева, честно говоря, уже совсем другие впечатления (посмотрел дополнит5ельноего статьи, не вошедшие в Собрание Сочинений). Конечно он был знаменитым эрудитом и хорошимчеловеком, но от того, что он говорил и писал возникает какое-то стойкоеощущение, что это все НЕ ТО! Я не касаюсь его узкопрофессиональных интересов,хотя Аверинцев как раз имел интересы и знания весьма широкие. Но в целом – НЕ ТО. Учитывая его «византийскость» – это как снадеждами на преображение после восстановления ХСС, с пресловутыми заклинаниямио «дороге к храму». Пришли. Можно сказать, «приплыли». Сам ученый, конечно, нив чем не виноват, хотя его религиозность у некоторых вызывает недоумение. Но поветрие православия как антитезы социализмубыло в советские времена довольно модным поветрием среди интеллигенции (хотя неявляются ли они двумя стлронами одной и той же медали отвлечения от реальныхпроблем?). Был, к примеру, Мень-отец –знаменитый среди московских образованцев поп-интеллектуал. И был потом Мень-сын– одно время губер МО. Про дух тут уже говорить не будем, чтобы не сломатьголову от проблемы тринитарности...

Аверинцев,Лосев, Бибихин – они и в философском просвещении оставили заметный след. Платонкак предтеча христианства, да. А сам Платон подозревал о чем-то подобном?.. Носились ссоловьевщиной (еще один суперэрудит С.Хоружий добавлял потом про «синергию»). Нет, все это НЕ ТО! При всем культурном кругозоре какая-то духовнаявялость, отсутствие сильной умственной потенции, стремление спрятаться замолитвы. Причины бессилия «нашего ума» понятны (после такого-то кровопускания, что и кто могли сохраниться), но обида всеравно не проходит.