Больше историй

6 декабря 2023 г. 16:59

92

Алекс Флинн – «Чудовище» («Страшно красив»)

Наверное, можно сказать, что фильм «Страшно красив» относится к числу моих любимых, потому что я пересматриваю его с завидным постоянством. Однако, вспомнив про него в очередной раз, я решила наконец-то заглянуть в первоисточник. В принципе, обычно я делаю ровно наоборот: сначала читаю книгу, а затем начинаю смотреть экранизации, но здесь я, честно говоря, долгое время вовсе не знала, что фильм имеет под собой какую-то литературную основу, кроме общеизвестного сказочного сюжета о красавице и чудовище.
Итак:

Место – Нью-Йорк. Время – сейчас. (с)

Автор подвизается на ниве young adult и, разумеется, ее «Страшно красив» это всего лишь очень вольное переложение сказки про красавицу и чудовище с огромной поправкой на современность.
Юноша из элитной школы, красивый, надменный, популярный (за скобками: одинокий и совершенно заброшенный собственными родителями) неосмотрительно подшутил над странной девицей, видимо, учащейся на стипендию. Девушка оказалась ведьмой и не мудрствуя лукаво привела внешний вид обидчика в соответствие с его уродливым моральным обликом. Всё: у парня есть лишь два года, чтобы найти ту, которая сможет искренне его полюбить, иначе он так и останется чудовищем. Колдовство не имеет обратной силы, то есть даже сама ведьма отменить его не может. Кстати, в развитии этой линии сюжета просматриваются прямые отсылки к кинговской «Кэрри».
Дальше, как и в сказке, появляется классическая дева в беде (еще одна стипендиатка, кстати), очаровательная внешне и прекраснодушная, которая после многих испытаний в последний момент рушит чары. Вот даже не говорите мне, что это спойлер – сказку-то все читали (или по крайней мере смотрели мультфильм).
Между книгой и фильмом есть значительные расхождения, начиная от внешнего облика героя, который в книге описывается совершенно звероподобным монстром, покрытым шерстью, а в фильме неформат, конечно, но лично меня не напугал бы и не оттолкнул.
Кроме того, в фильме герой спасает девицу от неблагоприятного стечения обстоятельств, вызванных преимущественно недостойным поведением ее наркозависимого отца, а в книге это больше похоже на шантаж и удержание против воли. Конечно, шаткое моральное обоснование того, что происходящее только на пользу девушке имеется, но она заточена в четырех стенах, напугана и лишена привычной жизни. Как по мне, такой старт не есть начало здоровых отношений, хотя, возможно, молоденькие девушки увидят в этом романтику (но я надеюсь, что нет).
В книге есть не вошедшие в фильме сюжетные линии вроде хитросплетений ведьминой судьбы и странного компьютерного чата, в котором зависает Чудовище и который объединяет заколдованных (весьма узнаваемых) существ со всего мира. («(Из чата) Чудовище Нью-Йорка: *вздыхает* Ок. Всё началось из-за ведьмы. Лягушонок: У всех с этого начинается».)
Кроме того, Чудовище получает от ведьмы волшебное зеркало, которое позволяет увидеть любого человека. Зеркало, как сказали бы мои сыновья, приспособление совершенно читерское, поскольку дает Чудовищу фору в реализации всех задумок и позволяет следить за всеми остальными персонажами. В фильме подарком ведьмы является не зеркало, а волшебная татуировка, весьма наглядно демонстрирующая неумолимое течение времени, которое, кстати, сокращено там до одного года.
В совокупности сложился тот редкий случай, когда я однозначно признаю полное превосходство экранизации над литературным первоисточником.
Наверное, в этом конкретном случае к достоинствам книги можно отнести небольшой объем, легкость изложения и максимально простой язык (впрочем, не следует забывать,что изначальная целевая аудитория все-таки подростки).