Больше историй

14 ноября 2022 г. 13:26

317

Кант и "китайцы"

У Канта все сложно и темно, у Поппера – ясно ипонятно. До сих пор не все рукописи «калининградца» расшифрованы, а три «Критики»- это издевательство над читателем. Выдающийся философ был чудаковат, к томуже, возможно, «шифровался» от тогдашнейполицейщины. Все эти имманентности-апперцепции – это что-то! Поппер передаетидеи Канта человеческим языком и оказывается, что в соседний город можнопроехать не через Новый Свет (условно говоря), а гораздо короче и быстрее.Кантоведы часто просто нагоняют туману.

Помню,был один такой Шао-линь-ков – советский «китаец» (когда-то говорили, чтоГермания – это Китай в Европе». Большая, но обшарпанная аудитория –перманентная разруха Совка даже в исторических зданиях! Харизматичный доцентвещает; предполагается, что он критикует «классиков марксизма-ленинизма», ноделает это «философски». На такое сбегаются со всех курсов. За деревьями совсемне видно леса, зато «обнюхивается» каждое дерево и пережевывается каждоезаумное понятие. О Поппере отзыв оскорбительный – как о «попке».

Но «попками»были сами совковые «философы»: с трудом усваивая содержание, они совсем непонимали смысла и, естественно, не могли его объяснить, не впадая в жаргон техже «критик». Без свободы нет философии!

Кстати,Поппер противопоставлял Канта как философа Просвещения реакционномуромантическуму идеализму «немецкой классической философии».Дело не сложномжаргоне, а в неготовности воспринять некоторые идеи, которые в трактатах Кантавыражены вполне отчетливо. Свободы боялись и боятся. Над ней нависает «Китай».