Больше историй

10 июня 2013 г. 01:50

1K

Перечитала практически всю Агату Кристи августом 2012 года. Хочу поделиться кратким анализом :)).

(Если где-то есть подробный - поделитесь ссылкой. Хочу прочитать и сравнить!)

Очень интересный эксперимент получился - прочитать все что она наваяла за свою долгую жизнь, правда не в хронологическом порядке. (не прочитала только два недетективных романа из 6ти таких, но о недетективной ее прозе должен быть отдельный разговор.)

Из автобиографии понятно откуда взялись многие персонажи.
Но вот откуда взялись самые любимые ее персонажи абсолютно неясно!
Это те, кто никогда не преступники а всегда-всегда положительны :):
- рыжий некрасивый но ужасно милый доктор
(повторяется образ много раз, вообще она опять же непонятно откуда страшно благоволит к рыжим, ну просто млеет от них, если рыжий - однозначно не преступник будет, а уж если при этом и доктор то вообще рахат лукум в щоколаде а не характер,
хотя просто доктора не рыжего окраса преступниками у нее бывали :))
- англиканский священник и особенно его жена, что в главных ролях, что в эпизодических никогда не плохие, особенно хороши жены, сравнимы по умильности с рыжими докторами :)

Преступника практически всегда можно вычислить - АК всегда-всегда описывает убийцу неприятными эпитетами, то там проскочит, то сям. Читайте внимательно!

АК очень любит детей, от мелких до подростков. Поведение у таких персонажей разное, но натуральное.
Всего раз ребенок описан неприятно - и он-то и есть преступник. Мне кажется приписываемые ей стереотипы, например, что она не любит детей, от того пошли, что она "смотрела" на кого-либо или что-либо глазами персонажей, персонажи для яркости гипертрофированы. Ее личное восприятие или в словах от автора или глазами положительных героев! ПОскольку героев у нее много и, как она говорила, "все мы иногда выражаемся резко", а ее герои именно что резко и выражаются, кажется что вот - ее мнение, потому что резкое. А ее мнение совпадает с мнением не всех ее персонажей. :)

Единственные книги, где нереально вычислить кто преступник, написаны от имени убийцы (у нее всего 2 есть третье, но оно повтор одного из предыдущих). Даже в 10 негритятах понятно по описанию улыбок и прочего кто есть кто. Если эпитет негативный - это будет преступник! Все просто!

Еще заинтриговало:
- у нее 3 произведения с самосудом, все абсолютно разные по идеям.
Особенно пронзительно последнее такое произведение, под конец жизни написанное.
Я даже не знаю как к нему относиться, вот не знаю, от него горьковытый грустноватый привкус. (Это Занавес).

Мне не нравились ее Томми и Таппенс, а по английски они оказываются не так противно звучат как в русских переводах, не так игриво и глупо что ли.

Мне противна шпиономания, осадок от советских времен, когда пугали шпионами, ее она не обошла, шпион есть и в самом первом ее произведении. А многие просто чисто шпионские. Однако терпимо, без пафоса потому что.

Еще странное у нее пристрастие:
все убийцы у нее разоблачены и если не пойманы то самоубились.
Кроме одного единственного на весь список детективов!!!!! ЕГо разоблачили, но он избежал наказания.
За что ему такая честь я не поняла. (Почему не Эванс)
Есть еще один похожий персонаж. Такой же мерзкий при таком же большом внешнем обаянии. Поимка его подразумевается, готовится, но не описана. То есть как бы будет. Но вот не описана. А вдруг и этот сбежит?
Может наличием таких людей и объясняется последний роман и действия последние умирающего Пуаро...
(PS Меня поправили. Еще в "Человеке в коричневом костюме" преступник избежал поимки. И тоже кстати циничный обаяшка, хотя и не красавец на этот раз. Все равно мало на весь список произведений - 2,5 не наказанных не пойманных).

Ну что еще... Я о АК могу долго и подробно рассуждать. :) Но наверно надо основное вычленить.
- У нее были очень христианские взгляды на жизнь (= любить ближнего и не осуждать).
- Она лично с юмором и пониманием принимала перемены обусловленные временем, техникой и прогрессом. Очень импонирует черта.

Пыталась после нее перечитать Дороти Сайерс - не идет вообще, мелко, о своем "о девичьем", детективный вариант Сумерек (ИМХО). А когда-то я считала что они сравнимы. Наивно.

жалко что не выписывала цитаты и не делала пометок

Ветка комментариев


тем, кому она (Пуаро) симпатизирует, она разрешает самоубиться, хотя это на мой взгляд не лучший вариант в ситуации, а худший


да, это верное наблюдение. а вот, что худший вариант - не уверенна. но это уже отдельная тема для разговора. : ))


не совсем отдельная
АК была очень религиозна, судя по автобио и по тому как она вворачивала иногда в книги морали и цитаты
потому и для нее это должен был быть не лучший вариант


наверно предполагалось, что эти люди-преступники не религиозны и потому для них это самый подходящий выход. :)


жестоко! :)
по моему она ОЧЕНЬ не любит когда подставляют невинных и с такими злодеями обычно расправляется не по христиански, но описывает их симпатично всегда, так что тут может все надо с точностью до наоборот понимать - она специально заставляет нас симпатизировать самым плохим по ее мнению людям
что говорить, королева она :)


А мне кажется, что она им искренне сочувствует, мол вот какие выдающиеся способности у человека, мог бы совсем другим путём пойти и много достичь, а он растратил себя на преступление. Но тут конечно больше конкретики нужно, какое произведение, какие герои, а то можно о разном говорить и уже по одному только этому не сойтись. :)


а я тоже так думала пока не начала вам отвечать и вдруг сильно задумалась...
ну скажем в Лощине сочувствует ли она убийце? сомнительно стало... потому что сначала была жалость к персонажу, а потом появилось отвращение с каждым новым описанием


В Лощине думаю нет, не сочувствует. То есть сначала да, жалось, а потом отвращение.


а в тех книгах где от имени убийцы (не будем спойлить, вдруг кто-то таки читает комменты) - симпатия чисто за счет того что от имени, что человек завоевал наше доверие тем что сам рассказывает, вот они все самоубиваются и на поверку - это самые циничные из всех ее убийц ИМХО


Я "Смерть на Ниле" вспоминаю. Там, я честно признаюсь, искренне рада была, когда убили того, кого убили, подумала - так и надо! Жутко именно жертва раздражала. А убийце, мне показалось, Пуаро очень симпатизировал и сочувствовал.


так ли уж? и разве там убийца самоубился? уже не помню... можно начинать перечитывать :))


А ещё в "Отеле Бертрам", мне кажется, такой пример можно найти.
Вообще, всё же смерть через повешение довольно унизительна, особенно для человека неверующего, который делал то что делал сознательно, и не собирается раскаиваться. Поэтому она давала им возможность уйти красиво. По-моему это своего рода гуманизм. Не навязывать другим свои убеждения, позволить быть свободными в выборе.
У неё же и про эвтаназию есть. Должен ли человек, который обречён, продолжать мучиться? Некоторые из героев высказывали мысль, что нет, и это были явно положительные герои. Так что религия религией, но отношения со смертью у каждого свои. Она могла быть не уверенна в этом на 100%, но всё же задаваться такими вопросами и ставить эксперименты на своих героях, то есть через них пытаться понять, найти ответ. Достоевский же вот тоже говорил не судить самоубийц, а уж кто как не он был ярым проповедником православия. Думаю, тут может быть всё очень неоднозначно.


а я не помню, что в отеле именно с убийцей случилось
с преступницей помню, колоритна, а с убийцей нет
и убийцу там было не жалко, неужели убийце дали самоубиться (детали забываются)
повод дали еще раз перечитать творчество и к этим моментам присмотреться
в прошлую перечитку мне бросилось в глаза как негативно АК относилась к любой благотворительности, все время доказывала что это развращает
ну не судить нам всех надо, не мы судьи, я за
я просто говорю, что если для себя это находишь страшным вариантом, то как же на героев переносить как выход, а религиозный по идее должен находить страшным


Нет, я именно преступницу имела ввиду, она вроде на машине разбилась. Тоже детали уже стёрлись из памяти.
Вот на благотворительность внимания как-то не обратила, или мне это просто не встречалось пока.
Да, я поняла, что вы имеете ввиду. И пока мы тут с вами разговаривали, я вдруг "Восточный экспресс" вспомнила. Это наверно единственный у неё вариант, где жертва однозначно не вызывает сочувствия, и преступники остаются безнаказанными не потому что им удалось уйти от правосудия, а потому что... не буду спойлерить, вдруг кто ещё не читал или не смотрел. :) Но тоже не очень христианский вариант? (как по мне).


а что с убийцей? я вот не помню и это не важно
я кстати Бертрам очень люблю, там за детективом много чего интересного - любовь к авантюрам, смелость, материнская любовь
тут самое необычное для АК самоубийство, единственное на все ее произведения
и совсем не чтоб уйти от повешения
гм, заставили новыми глазами на тему посмотреть :))

ой, у нее ОЧЕНЬ много про благотворительность! вот все филантропы - дураки, и все учереждения - провальны (я читала и по русски и по английски и надо копаться чтоб названия вспомнить)
к усыновлению у нее интересный подход - нормальный, я бы сказала, что может быть удачно, может нет, все зависит не от одной стороны

Я не люблю Восточный экспресс :)). Что-то есть неправильное в таком самосуде. Так же как и в 10ти негритятах... Я кстати подумала, что все кроме Бертрама самоубийства у АК - самосуд... Гм