Больше историй

10 июня 2013 г. 01:50

1K

Перечитала практически всю Агату Кристи августом 2012 года. Хочу поделиться кратким анализом :)).

(Если где-то есть подробный - поделитесь ссылкой. Хочу прочитать и сравнить!)

Очень интересный эксперимент получился - прочитать все что она наваяла за свою долгую жизнь, правда не в хронологическом порядке. (не прочитала только два недетективных романа из 6ти таких, но о недетективной ее прозе должен быть отдельный разговор.)

Из автобиографии понятно откуда взялись многие персонажи.
Но вот откуда взялись самые любимые ее персонажи абсолютно неясно!
Это те, кто никогда не преступники а всегда-всегда положительны :):
- рыжий некрасивый но ужасно милый доктор
(повторяется образ много раз, вообще она опять же непонятно откуда страшно благоволит к рыжим, ну просто млеет от них, если рыжий - однозначно не преступник будет, а уж если при этом и доктор то вообще рахат лукум в щоколаде а не характер,
хотя просто доктора не рыжего окраса преступниками у нее бывали :))
- англиканский священник и особенно его жена, что в главных ролях, что в эпизодических никогда не плохие, особенно хороши жены, сравнимы по умильности с рыжими докторами :)

Преступника практически всегда можно вычислить - АК всегда-всегда описывает убийцу неприятными эпитетами, то там проскочит, то сям. Читайте внимательно!

АК очень любит детей, от мелких до подростков. Поведение у таких персонажей разное, но натуральное.
Всего раз ребенок описан неприятно - и он-то и есть преступник. Мне кажется приписываемые ей стереотипы, например, что она не любит детей, от того пошли, что она "смотрела" на кого-либо или что-либо глазами персонажей, персонажи для яркости гипертрофированы. Ее личное восприятие или в словах от автора или глазами положительных героев! ПОскольку героев у нее много и, как она говорила, "все мы иногда выражаемся резко", а ее герои именно что резко и выражаются, кажется что вот - ее мнение, потому что резкое. А ее мнение совпадает с мнением не всех ее персонажей. :)

Единственные книги, где нереально вычислить кто преступник, написаны от имени убийцы (у нее всего 2 есть третье, но оно повтор одного из предыдущих). Даже в 10 негритятах понятно по описанию улыбок и прочего кто есть кто. Если эпитет негативный - это будет преступник! Все просто!

Еще заинтриговало:
- у нее 3 произведения с самосудом, все абсолютно разные по идеям.
Особенно пронзительно последнее такое произведение, под конец жизни написанное.
Я даже не знаю как к нему относиться, вот не знаю, от него горьковытый грустноватый привкус. (Это Занавес).

Мне не нравились ее Томми и Таппенс, а по английски они оказываются не так противно звучат как в русских переводах, не так игриво и глупо что ли.

Мне противна шпиономания, осадок от советских времен, когда пугали шпионами, ее она не обошла, шпион есть и в самом первом ее произведении. А многие просто чисто шпионские. Однако терпимо, без пафоса потому что.

Еще странное у нее пристрастие:
все убийцы у нее разоблачены и если не пойманы то самоубились.
Кроме одного единственного на весь список детективов!!!!! ЕГо разоблачили, но он избежал наказания.
За что ему такая честь я не поняла. (Почему не Эванс)
Есть еще один похожий персонаж. Такой же мерзкий при таком же большом внешнем обаянии. Поимка его подразумевается, готовится, но не описана. То есть как бы будет. Но вот не описана. А вдруг и этот сбежит?
Может наличием таких людей и объясняется последний роман и действия последние умирающего Пуаро...
(PS Меня поправили. Еще в "Человеке в коричневом костюме" преступник избежал поимки. И тоже кстати циничный обаяшка, хотя и не красавец на этот раз. Все равно мало на весь список произведений - 2,5 не наказанных не пойманных).

Ну что еще... Я о АК могу долго и подробно рассуждать. :) Но наверно надо основное вычленить.
- У нее были очень христианские взгляды на жизнь (= любить ближнего и не осуждать).
- Она лично с юмором и пониманием принимала перемены обусловленные временем, техникой и прогрессом. Очень импонирует черта.

Пыталась после нее перечитать Дороти Сайерс - не идет вообще, мелко, о своем "о девичьем", детективный вариант Сумерек (ИМХО). А когда-то я считала что они сравнимы. Наивно.

жалко что не выписывала цитаты и не делала пометок

Ветка комментариев


Лощину перечитайте :). Там преступник не смог бы жить с тем что случилось. Пуаро не стал устраивать публичной экзекуции как с теми, кто мог жить со своим преступлением и сообщил, что дело раскрыто.
Ее вообще нельзя читать по разу. Надо перечитать чтоб понять весь замысел и скрытые морали.
ИМХО


хм
никогда не относилась к Кристи как к серьезной литературе. Как-то она меня никогда особенно не цепляла кроме как вечерок убить


Ха! Меня в ЖЖ как-то отфрендила одна филологиня, потому что не смогла меня переубедить, что АК - вечерок убить, что я не смею причислять ее к серьезной литературе. А я смела еще и лучшей хорошей литературой ее считать :).

Вы не заметили такой странный факт, что детективы приходят и уходят. Та же Дороти Сайерс со своим лордом Питером уже сильно на любителя, а потом и забудут, хотя юным девочкам понравился бы - такой весь из себя лорд особенный ироничный и прекрасный и осчастливил свою серую мышку после своих детективных и прочих приключений. (И тоже христианка с ценностями автор, кстати. Но вот глубины не хватает. Одни девчачьи восторги.)
А вот Агату Кристи читают до сих пор и читать будут.
ПОтому что у нее легкость только на поверхности.
У нее многие книги глубоки. У нее всего несколько обычных как у всех поверхностных детективов (жалко чейчас не вспомню названия, но при случае дам - потрясает сравнение ее нормальных детективов вот с ее же но обычными).

Но я считаю, что легкость изложение и погубила ее замысел в легкой форме донести морали и идеи. Все их нутром чуют (потому и читают до сих пор), а понимать не понимают и высокость литературы не признают за ней.
Ну и ладно. Зато легко. Хочешь - убивай вечер, хочешь - медитируй.


Про приход и уход детективов вы не совсем правы: По, Дойль, Стаут, Стивенсон. Другое дело, что детектив - легкий жанр, он востребован, а потому действительно качественных - наперечет. Агата Кристи делает товар ну очень качественный, тут нет сомнений, и, собственно, тот факт, что у нее все не лежит на поверхности и не ограничивается пиу-пиу-бах-бах-бах как раз таки и дает это самое пресловутое качество.
Я с удовольствием готова признать, что я быдло и читала ее поверхностно, но ничего такого я у нее никогда не находила, правда, и не искала.


По и Дойля переиздают, Стивенсона только самое популярное, а Стаута я ни разу здесь не видела

Кстати, как вам Дик Френсис? Если мы про детективы качественные :). Но в отличие от Стивенсона и Агаты Кристи у него нету спрятанных посылов. ПРосто качественно и романтично. Убить вечер самое то.

Может это я быдло, которое нашло то, чего нет и раздувает:). Но я искренне жалею что не выписывала цитаты.


Я никогда не читала Френсиса, даже не слышала)

Истина все равно где-то между((=


!!!! рекомендую для вечеров! не так чтоб все подряд
особенно последнее у него тянучее очень
но есть потрясающие вещи (самая самая и даже с посылами скрытыми - когда журналист экстремальщик, который пишет книги по выживанию в разных условиях, пришлашен на лошадиную ферму написать о семье) - моя самая любимая у него книга, мудрая такая
он очень любил свою предыдущую профессию и это очень сильно звучит и это подкупает (жокеем был до травмы) и лошадей любит