Больше историй

19 апреля 2013 г. 00:36

376

Год Красного Петуха

А теперь, как и обещала в рецензии, о «моём личном» Большом Пожаре.

Новый 1993 год. Супруг, выбравшийся 2 января в город пополнить запасы продовольствия, принёс ошеломляющую новость: сгорел районный Дом культуры. Как — сгорел?! Вот так, абсолютно, до состояния руин. Во время новогодней дискотеки пожар случился. Говорят, есть жертвы, но никто не знает, сколько именно. И ещё там, кажется, взрыв был: стены наружу просто выворочены, как от бомбы…
Первое чувство: ужас. Второе — стыдно признаться, но восторг: я об этом буду писать. Даже не сомневайтесь.

Третьего января явилась на работу как штык, к восьми (не было ещё тогда одуряюще длинных новогодних выходных), и уже через пару минут в наш корреспондентский кабинет вошёл редактор. И в его глазах я увидела то же самое: ужас пополам с восторгом. «Оля, давайте. Кто ещё об этом напишет?..»
В редакции я работала всего второй год и репутацию молодого, скорого на ногу и острого на язык корреспондента создала себе довольно быстро. С удовольствием вспоминаю о тех временах, когда повезло мне начинать «новую журналистику» в районной газете.

На этот раз задача была не из простых: надо было за два дня найти и опросить десятка полтора человек, из которых одни были заняты выше маковки (именно в связи с этим происшествием), других было с собаками не найти, а третьи вовсе не горели желанием беседовать с представителем прессы. Тем азартнее!..

Моё счастье, что за несколько лет до этого я прочитала роман Владимира Санина «Большой Пожар», в котором подробности трагедии собирала… моя тёзка, — правда, не журналист, а работник музея, но всё же! И теперь я хорошо представляла себе и то, о чём надо будет написать, и с кем разговаривать, и как действовать, и о «механизме» пожара, и о технике пожаротушения…

Итак, в зале Дома культуры в ночь с 31 декабря на 1 января проходила новогодняя дискотека, на которой веселились более трёхсот человек — в основном, подростки, многие, как легко догадаться, «под газом». Незадолго до трёх часов ночи кто-то бросил бенгальский огонь, который попал в груду поролоновых кресел и коробок, сдвинутых в угол зала, чтобы освободить пространство для плясок. «Когда появился огонь, на него никто не обратил особого внимания: все думали, что его скоро потушат, — рассказывали мне двое студентов местного техникума, очевидцы и участники событий. — Потом вдруг как-то сразу пошёл густой едкий дым, и все бросились к дверям…». А двери узкие. А народу толпа. Причём часть, выбежав на улицу, тут же ломилась обратно, сообразив, что в гардеробе осталась одежда. А проход к гардеробу такой, что в нём вдвоём трудно разойтись…

Пожарных вызвали только в 3.20. Между прочим, пожарная часть тогда располагалась рукой подать от РДК, на одной и той же площади в центре города. Когда расчёт прибыл на место, горели не только поролоновые кресла, но и пластиковые стены зала, и сцена. Пожарные приставляли к окнам лестницы, но напуганные люди прыгали из окон. А в дверях продолжалась давка.

На улице меж тем зверствовал мороз: по данным метеостанции, ночью было минус 24 градуса, а к утру температура опустилась до минус 29 градусов. Почему об этом отдельно? Потому что брезентовые рукава, по которым подавалась вода, на таком морозе становятся хрупкими, и когда пожарные смогли войти в горящий зал, им не раз приходилось возвращаться: рукава лопались — особенно когда кто-нибудь из пьяных подростков наступал на них «просто так, из интересу».
Самое удивительное, что это спасло не меньше четырёх жизней: пожарное звено уже тушило зал, когда вновь лопнул рукав. Им пришлось вернуться — и в этот момент, не выдержав жара, лопнула ферма — обрушилась крыша зала. Был повреждён пол, огонь пошёл вниз, в подвальные и полуподвальные помещения, добрался до детской библиотеки, где как раз был затеян ремонт и против всяких инструкций оставлены канистры с растворителем и баллоны для газоэлектросварки. Тут и прогремели взрывы…

Оставалось только удивляться, что при такой картине событий пострадавших было немного. Погиб один человек — молодой парень, эвакуированный в числе последних, наглотался ядовитого дыма от горящей синтетики. Он умер уже в больнице. Один человек получил ожог, один — порез оконным стеклом и двое — переломы в результате неудачных прыжков из окон. А больше даже никто в приёмный покой больницы не обращался.

Когда я разговаривала с начальником пожарной части, он держался настороженно, обдумывал, чувствовалось, каждую фразу, с тревогой поглядывая на мой блокнот. Не удавалось его «раскрутить». И тут мне пришёл на помощь Санин: в одном из вопросов я влёгкую употребила слово «зачернить» из профессионального жаргона пожарных (это значит пролить водой горящую поверхность, сбить огонь, чтобы можно было двигаться дальше) — и мой визави глянул на меня с удивлением и неожиданной симпатией. Разговор будто расстегнул верхнюю пуговицу мундира — задышал, и дальше разговаривать стало значительно легче, появились интересные детали произошедшего.

Совсем другое меня ждало на поспешном собрании, которое ошеломлённые своей бедой работники культуры провели в холодном холле районной библиотеки: совсем никакого помещения бедолагам не выделили. А ведь в огне сгорели музыкальные инструменты, реквизит, театральные костюмы, да и сам ДК больше походил на руины второй мировой.
Председатель комитета культуры, сам актёр, статный, холёный мужчина с глубоким звучным голосом — настоящий чтец-декламатор конца XIX века, не меньше, — выглядел совершенно убитым горем. Лицо посерело, плечи поникли, и даже седина в волосах стала заметнее. Когда я сунулась к нему за подробностями, он сорвался: начал кричать на меня. «Шакалы! У людей горе, а вам лишь бы сенсация! Подробности вам подавай! Совести у вас нет! Когда всё хорошо, так нет вас!..» (тут он, замечу в скобках, был несправедлив: я — именно я — то и дело писала в газете о спектаклях, концертах, конкурсах, проводимых районным комитетом культуры). Мне было чертовски жаль его, но отступать было некуда: я ж не из праздного любопытства этим интересовалась. В конце концов, это моя работа!..
Добавлю ещё: по прошествии времени этот человек нашёл случай передо мной извиниться, что делает ему честь. Хотя горьких размышлений постфактум о «шакальей» сущности профессии мне потом тоже хватило.

Я успела. Материал собран. У меня даже есть полдня, чтобы его написать. И тут на сцене вновь появляется редактор: «Оля, двести строк. Больше не могу выделить». Я: «Александр Васильевич!!! Побойтесь бога! У меня материала на полосу!» — «Извините, но постарайтесь уложиться».
Полчаса сижу над разложенными листками, вцепившись в собственные волосы, потому что иначе они встанут дыбом. А потом принимаю решение, от которого сразу становится легче.
Материал появляется вовремя. И занимает не больше двухсот строк. В нём ни слова авторского текста — только прямая речь: вот говорит начальник милиции, вот мой новый знакомец из пожарной части, за ним — работники культуры, метеорологи, подростки, врачи, сотрудники администрации… И в самом конце: «Информацию подготовила…» — и подпись. И хватит.

Комментарии


Ушлая и пронырливая газетная ищейка! =Р


Теперь из этих слов только предпоследнее верно :)


Вот щас искренне выпала из 2013 и побывала в 1993 - Оля, ты крутой журналист таки!
И пронырливый, дада :Р


*шаркает ножкой*


Спасибо, Оль. Очень тронула ты меня. Спасибо.
Требую историй про студноту!


И к какой книге предлагаешь их присобачить? :)


Не знаю. Надо думать.


Ну хотя бы к этой... Правда, вижу она тебе не понравилась.


Да. Не понравилась. Категорически. Из всей книги только история про собачку хороша.


Эх, судьбинушка, ухнем...


Читала, не поспевая за собственными глазами...:) Талантливый человек талантлив и в стихах и в прозе:))
Хочу еще историй от Хойти!!!

Оставалось только удивляться, что при такой картине событий пострадавших было немного

До этого место читалось со страхом, ожидала множество жертв... Слава Богу!


Спасибо, милая.
Вот выйду на пенсию — и как начну писать мемуары :)) Мало не покажется!


(встала в очередь за рукописью)


Хотелось бы экземпляр с автографом)


Ох, Наташа, сначала дожить надо...


Моя старшая дочерь (и твоя тёзка) там была, но она ушла в самом начале происшествия и потому вернулась домой даже в пальто и шапке. А руины сгоревшего ДК довольно долго стояли в центре города, напомниая Хиросиму, пока не были переданы (возвращены) православной церкви и потом уже отремонтированы в собор


Моя старшая дочерь (и твоя тёзка) там была, но она ушла в самом начале происшествия

Слава Богу, вот ведь как бывает... И так на каждом шагу...

Значит, там теперь храм на том месте? Символично:)


Там и был когда-то храм, но в советские времена его переделали в ДК, а сейчас — Троицкий собор :)


Как здорово написано. 20 лет прошло, а я все равно распереживалась. :)


Ага. Я хотела сначала назвать историю "Двадцать лет спустя" :))


Да, в 90-е много чего горело


Полчаса сижу над разложенными листками, вцепившись в собственные волосы, потому что иначе они встанут дыбом. А потом принимаю решение, от которого сразу становится легче.


Даже сейчас чувствуется, как нелегко оно вам далось. Я бы не смогла, наверное.
Спасибо, что поделились историей! :)


О том, как потом восстанавливали Дом культуры ваша газета тоже писала?


Ну неужели нет? Конечно. И неоднократно. Только восстанавливали-то уже не Дом культуры, а сразу Свято-Троицкий собор.


А где же теперь у вас Дом культуры?

Прошу простить мне мою цеховую солидарность, но я прониклась бедой коллег. Просто представила, как им обидно: провести дискотеку в новогоднюю ночь с тремя стами пьяных подростков, когда все "нормальные" люди нарезают салаты, одним глазом глядя в телевизор, и в итоге спалить ДК. Виновных нашли, конечно, и это была какая-нибудь Марьванна, которая за все отвечала. А как спать ей после этого кошмара до конца жизни?


Виновных нашли, конечно

Почему ты так решила? Суда не было, например (это я другое ЧП вспомнила, не менее масштабное).

РДК в результате расползся на два помещения — оба бывшие кинотеатры. Причём один из них стал просто театром и местом для всяческих мероприятий, а второй после реконструкции превратился в киноконцертный зал — лучший в области, кстати. С того же 1993 года был готов и проект масштабного Дворца культуры, но... сама понимаешь, девяностые... Так и остался проектом.
Изостудия и кружки всякие ушли в Дом народного творчества, с залами для выставок. А детская библиотека (кстати о цеховой солидарности) со временем получила замечательное двухэтажное здание, которое ей безвозмездно уступило местное отделение Агропромбанка. Вот ведь как бывает.


Да, вашей детской библиотеке неслыханно повезло! Это же надо - отдельное двухэтажное здание. Мечта несбыточная.)

А вот РДК- овцам я не завидую: они, получается, на три здания живут? Короче, коллектива нет. Все по ячейкам...

У нашей библиотеки тоже ведь нет своего здания. Часть (детская и взрослый абонемент) находится в ДК, а остальное - в ДШИ. Зимой и летом бегаем туда-сюда, читателей гоняем.

но... сама понимаешь, девяностые... Так и остался проектом


Если в советское время не построили, то уже не построят никогда - это мое глубокое убеждение. Примеров обратного не видела пока.

Когда у нас в одном районном центре области сгорел ДК, была объявлена акция в помощь этому коллективу - собирали мебель, инвентарь и прочее. Средства массовой информации тоже подключились. Но чем сами коллеги могли помочь? Подарить старые комплекты костюмов? Или аппаратуру, которую уже не жалко списать? У самих в аккурат.

Почему ты так решила?


Потому, что формально они были. Не могли не быть! В начале декабря у нас проходит общий семинар -"предновогодний", где обсуждаются мероприятия на НГ, напоминают всем о технике безопасности и все руководители учреждений культуры подписываются в приказе. Это общая практика. Вот этого-то несчастного и прикрывал зав.отделом, не желая говорить, мне кажется.


они, получается, на три здания живут? Короче, коллектива нет. Все по ячейкам...

Нет. И коллектив фактически один, и помещения эти в шаговой доступности — минут за пять от одного к другому можно дойти, так что это не проблема.

Потому, что формально они были.

Именно что формально. Никто не пострадал.


Хорошо, если так.