Больше историй

12 января 2013 г. 20:07

195

Закон парных случаев

Я не раз замечала, что если я читаю несколько новых книг подряд, то у меня срабатывает "закон парных случаев". Две книги, на первый взгляд ни чем не связанные, вдруг обнаруживают либо схожие детали, либо их авторы каким-то образом пересекаются друг с другом. Так пересеклись у меня "Накануне" и "Дама с камелиями", Золя и Шолом-Алейхем, Бруштейн и Рольникайте и ещё не раз было похожее.

Но такого, как с этой книгой, у меня ещё не было!

Накануне я дочитала длинную книгу Анны Гавальды "Утешительная партия игры в петанк" . Пятьсот страниц я читала о том, как главный герой - зрелый мужчина, успешный, умный, имеющий хорошее собственное дело, любящий путешествовать, увлекающийся чтением - узнаёт о смерти, а точнее, о самоубийстве очень близкой ему женщины, матери его близкого друга, музыканта, которая сыграла важную роль в становлении его личности, и узнав об этом, он теряет душевный покой, мечется в поисках нового смысла своей жизни и терзается чувством вины перед этой женщиной.

Книга шла очень непросто, и когда сегодня утром я выбирала, какую книгу взять с собой в дальнюю поездку, я не стала брать сборник рассказов Гавальды, а протянула руку к Гришковцу и, не дрогнув, взяла его "Асфальт". Книги Гришковца - разные по сюжету и объёму и тематике - обычно очень позитивны и оптимистичны.

Первый звоночек прозвенел на втором же десятке страниц. "Юля умерла"...

Главный герой - зрелый мужчина, успешный, умный, имеющий хорошее собственное дело, любящий путешествовать, увлекающийся чтением - узнаёт о смерти, а точнее, о самоубийстве очень близкой ему женщины, сестры его близкого друга, музыканта, которая сыграла важную роль в становлении его личности, и узнав об этом, он теряет душевный покой, мечется в поисках нового смысла своей жизни и терзается чувством вины перед этой женщиной.

Аннотацию можно повторить практически слово-в-слово, одна только разница: не мать, а сестра. Но и она незначительна - сестра старшая, в восприятии главного героя она схожа с матерью. Я ни капли не преувеличиваю. Читавшие ту и другую книгу не дадут мне соврать. Книги настолько перекликаются друг с другом, что становится прямо-таки страшно. И нет, крайне маловероятно, что авторы хоть как-то повлияли друг на друга. "Асфальт" написан раньше, и я сильно сомневаюсь, чтобы Гавальда его читала.

Настоящая мистика! Я вытащила эту книгу с полки без малейших колебаний - совершенно не представляя о чём она, но не засомневавшись даже, хочу ли я сейчас читать именно её. Обычно я выбираю книгу очень долго. Хожу вокруг полок в нерешительности, неуверенно листаю, с трудом начинаю. А тут как звонок: я хочу читать Гришковца - я подхожу к полке и беру книгу. Не прочитав даже то, что написано на обложке, что я делаю всегда перед тем, как открыть книгу.

И всё же, хотя сюжеты пугающе похожи, книги очень разные. Гришковца я читаю почти без усилий. Это очень понятный, очень ёмкий текст, который не просто читаешь, а проживаешь вместе с героем. У Гавальды на протяжении пятисот страниц проходит год, "Асфальт" я прочитала пока на 2/3, но за это время герой прожил лишь четыре неполных дня. Это были очень тяжёлые для него дни и очень длинные. Где-то перед второй его ночью я закрыла книгу и поняла, что мне нужно немного подышать. Герой поспал - но я-то нет! Я переживала вместе с ним, не прерываясь на сон, и чувства перехлынули через край. Но это были очень понятные чувства, не мои, но понятные.

Финал этой истории мне ещё предстоит узнать. Подозреваю, что как раз с этого момента, на котором я сейчас остановилась, повторяющие друг друга сюжеты окончательно разойдутся в разные стороны. В финале "Петанка" был не просто катарсис, там наметилась новая, совсем другая и счастливая жизнь. Финал "Асфальта", думаю, будет куда прозаичнее, но вместе с этим наверняка и куда более реалистичным.

Комментарии


И впрямь мистика))