Больше историй

29 октября 2020 г. 20:36

1K

Преемственность традиций: Введенский - Ионеско - "Южный Парк"

Решил перечитать Ионеско, т.к. его творчество напрямую касается темы текущей научной работы, посвященной творчеству Введенского. Всегда был глубоко убежден, что традиция театра абсурда - исконно русская вещь: то, чем Ионеско и Беккет занимались в пятидесятые, Введенский делал за двадцать лет до них, фиксируя тот же самый распад мира, только находясь в другой стране (а, впрочем, и в другом мире).

В поисках интертекстуальных совпадений с Введенским погрузился в ломанный сеттинг "Лысой певицы". И обнаружил совпадения, но несколько иные: с моим любимым "Южным Парком". Начальный диалог между супругами Смит, во время которого мистер Смит только и делает, что щелкает языком, не отрываясь от газеты, один в один совпадает с такой же сценой между супругами Брофловски в "Южном Парке".

Вообще, "Южный Парк" в свои лучшие моменты тоже про все это - про распад языка, распад времени, про быт, сводящийся к ритуалу и оттого становящийся все более и более дегенеративным. Только в этом движении абсурда от драматургии Введенского к американской сатире, абсурда, проходящего через европейский послевоенный театр, "Монти Пайтон" и творчество других телевизионных комиков, идейность, конечно, несколько снижается: от триады "Время, Смерть, Бог" мы постепенно перешли к обличению идиотизма повседневности.

Но сама преемственность интересна.