Больше историй

25 августа 2020 г. 13:19

3K

Как (не) пойти на дно

Дело было в городе Саратове в конце ноября 2000 года. Ранний снег лëг ненадолго на землю, утро было прохладным. Мы погрузились в ещë не успевший как следует прогреться автобус. Мы - это молодые учëные, слушатели школы "Экологическая генетика культурных растений", съехавшиеся из разных уголков европейской части России - от Ленинграда до Пятигорска и от Орла до Челябинска. Мы направлялись на лекции в один из университетов города, а на вечер была запланирована культурная программа, на выбор, и как раз в автобусе распределяли билеты в театры. На всех билетов не хватало. Больше всего их - более десятка - было в оперный театр, на "Бахчисарайский фонтан", но балет меня не привлекал. Три билета было на пьесу "Король Лир". Какое совпадение! Мы как раз приехали в Саратов вместе - трое молодых научных сотрудников из ставропольских степей. Никто из нас не был театралом, но я обожал Шекспира и мигом уговорил друзей взять эти билеты, пока никто не перехватил.
И тут объявляют последние два билета: Горький, "На дне". Одинокая рука тянется вверх. Желающих больше нет, несмотря на уговоры организатора. Смотрю, вижу: вытянутая рука принадлежит девушке из Пензенского НИИ сельского хозяйства, с которой мы вчера вечером познакомились за обсуждением этических проблем эвтаназии. Девушка мне сразу понравилась: умная, симпатичная, увлечëнная селекцией пшеницы. И вот я уже говорю друзьям: "Мужики, извините, но - без меня!" - и тоже тяну руку.
Признаюсь, меня не интересовал Горький: с этой пьесой я, как и большинство моих ровесников, познакомился в последний год школы. Меня привлекала девушка, которую звали Ириной. Но вот на Шекспира я очень хотел пойти, даже пытался уговорить Ирину поменяться билетами с ребятами - тем было всë равно, куда идти, лишь бы не на балет. Но Ирина ни в какую, всегда, мол, мечтала посмотреть Горького на сцене. Ребята же обиделись, что я их кинул "ради минутного увлечения" и весь день разговаривали со мной сквозь зубы.
В итоге мы с Ириной гордо пошли "На дно". Постановка была необычной: актëры играли в партере, а зрители находились на сцене. Потом была прогулка по ночному Саратову, снежки, долгие беседы на самые разные темы. Обсуждали, конечно, и пьесу.
Кстати, моим друзьям очень понравился "Король Лир", они даже поблагодарили меня за то, что я уговорил их пойти в театр. Но "предательство" мне окончательно простили уже на родине, и то только когда я сообщил им, что планирую сделать Ирине предложение: "Ну, раз всë так серьëзно, тогда другое дело, пойдëм возьмëм по пивку, ты проставляешься".
Через полгода активной переписки, обменявшись визитами, мы с Ириной поженились. Я переехал в Пензенскую область, где мне предложили работу с квартирой и где родились наши сыновья - сейчас им уже 18 и 14 лет. Так наши жизни круто переменились, и пьеса Максима Горького "На дне" к этому причастна. Если бы я в тот вечер пошëл с друзьями на Шекспира, история, скорее всего, потекла бы по другому руслу. Любопытно, что с тех пор мы с Ириной были в театре вместе лишь дважды: она, как оказалось, театр не очень-то и любит...
Но что-то должно оставаться неизменным в нашей жизни. И в этой истории тоже: спустя 20 лет мы продолжаем заниматься генетикой и селекцией зерновых культур.