Больше историй

27 июня 2019 г. 23:11

29K

О ереванском музее, или Что скрывается за седой бородой старца?

На страницах памуковского романа персонажи очень часто, говоря о христианах, называют последних "неверными". У этих гяуров все не так: и Богу неправильному поклоняются, и в искусстве не разбираются и даже с женщинами неправильно обращаются. Вот правоверные мусульмане - это другое дело. Эти, якобы, уважают и любят женщин. Естественно, практически все эти верующие на поверку оказываются лицемерами, далекими от истинной веры. В этой истории я бы хотел рассказать об одном музейной экспонате, который очень красноречиво говорит о желаниях подобных "правоверных".

Едва узнав о "Ночи музеев" в Ереване, я поспешил разузнать информацию о разных выставках и сел за компьютер. В этот день я посетил примерно 6-7 музеев и некоторые мне очень понравились. Прямо позади здания "Национальной картинной галереи Армении" располагался "Музей литературы и искусства" имени Егише Чаренца. Я решил обязательно туда пойти. Там были многочисленные антикварные книги, первые издания, личные вещи армянских классиков. Подобное зрелище я не мог пропустить. Кроме всего перечисленного, в этом музее располагаются также экспонаты армяно-иранского художника Маркоса Григоряна. Согласно информации в сети, эта коллекция насчитывает более 2500 экспонатов. Там есть картины, коллажи, а также различные старые и древние предметы: ковшы, замки, ключи, оружие и, конечно же, миниатюры. Григорян до этого проживал в Иране и у него накопилась очень богатая коллекция антикварных персидских вещей, начиная коврами, заканчивая очень красочными книгами. Просматривая все это великолепие, я остановился у расписной деревянной дощечки. На ней были изображены двое мужчин: слева пожилой, весь такой важный и серьезный, справа - чуть помоложе. Оба в мундирах и всяких бантах. Посередине дощечки я заметил расщелину и подумал, что, скорее всего, эта штуковина должна открываться. Я позвал гида и спросил ее, что эта за дощечка и открывается ли она. Работница музея вся засияла и ответила:

"Это зеркало. Вообще мы его не открываем, но так как вы догадались, что это, и я вижу, что вам очень интересно, я расскажу об этой вещи. Изображенные на ней мужчины - это военные".

С этими словами она протянула руку к изображению пожилого военного и открыла дверцу. Внутри показалось зеркальце, а с обратной стороны дощечки на нас глядела абсолютно голая и пухленькая девица лет двадцати.

"А это изображение его любовницы", - улыбнувшись, сказала она. На обратной стороне дощечки молодого военного скрывалась, соответственно, его любовница. Обе они были голые, с лукавыми улыбками, ну и в теле, само собой. На Востоке, как известно, ценится пухленькая женщина.

Иран, что двести лет назад, что сейчас- довольно суровая и скрытная страна. Женщинам там положено вести себя смирно. Некая свобода была в дореволюционное время, но имам Хомейни быстро покончил со всякими бикини, одев персиянок в платки и длинную одежду. И лишь за зеркалами скрываются чувства персов.

Комментарии


А какие у тебя это вызывает эмоции? Как ты к этому относишься? К тому, что у людей такие зеркала были.

История очень интересная.


Спасибо. Нормально отношусь. Если им было хорошо вместе, то я только рад. Ну а наличие зеркала с их портретами в некотором роде обессмертило обоих, точнее их четверых. Я просто не знаю, кому принадлежало это зеркало. Если бы там был всего один портрет, я бы подумал, что он принадлежал самому заказчику, а так даже не знаю, что и подумать. Вряд ли люди стали бы развешивать подобные портреты с чужими людьми. Здесь есть еще один вариант. Возможно, на обеих дощечках изображен один и тот же мужчина, но в разные периоды своей жизни. В таком случае зеркало могло принадлежать только ему. Или вот еще одна трактовка. Возможно, молодой мужчина олицетворял военного, а пожилой - верующего, некоего духовного сановника, однако за обоими находилась голая женщина. То есть в сокровенных мыслях обоих была не религия или отечество, а чувства и похоть. Мол, вот, что действительно нас занимает и владеет нашими помыслами.

В музее были и другие зеркала. Тоже очень старые, антикварные. В них смотришься и будто попадаешь в другой мир. Обязательно взгляни на свое отражение, когда выдастся случай всмотреться в такое старое зеркало. Это очень интересное чувство.


Меня немного пугает такое. Когда смотришься в старые зеркала. Наверное, что-то из детства...

Думаю, им было хорошо вместе. Тех, с кем плохо, не помешают на предмет ежедневного обихода.

Трактовки интересные.

Для меня в этом есть что-то очень человеческое. В этих голых женщинах. Что, по сути, даже трогательно. Не столько про похоть, сколько про жажду слияния. Которая может быть и большим, чем просто интересом к телу.


У меня до этого никогда не было такого чувства. Эти зеркала будто действительно из другого мира. Изображение в них более тусклое, затемненное. Когда я смотрел в это зеркало, весь другой мир будто отходил на другой план. Я видел только свое лицо, которое прежде мне не доводилось видеть. Представь, что даже материала, из которого сделано это зеркало, уже не существует. То есть в наше время невозможно уже создать такое же зеркало. Изображение это оригинально и неповторимо, следовательно и твое отображение тоже уникально. Ни одно современное зеркало не способно показать тебя с такой же стороны. Действительно страшновато было глядеть в нечто, во что глядели люди, жившие за век (а то и больше) до тебя.

Да, это трогательно. Кроме того, довольные портреты женщин говорят о том, что им должно было быть хорошо.


Не считаю, что женщину может оскорбить собственный отгаданный портрет на предмете, которым владеет любимый мужчина. Потому это вполне было поводом быть довольной не только на портрете.

У меня зеркала какой-то вышивают ужас мифологический прямо. Не только связь времён ощущается, но и какая-то грань «по это сторону» и «по ту сторону».
Но я понимаю, что посмотреть в иное зеркало — опыт необычный и могущий что-то дать смотрящему.


Так я и не говорил о том, что это должно было ее оскорбить. Наоборот, в этих изображениях я вижу только позитивное и прекрасное.

Да, есть в этих зеркалах что-то мистическое. Хотя, может, это мы все накручиваем, но все же они особенные. Стоит в них время от времени смотреться.


Знаю, что не говорил. Просто выражаю мнение.
Подумалось вот, что можно верить, но при этом любить и хотеть женщину. Это не обязательно противотечение.

может, это мы всё накручиваем


Конечно, красота в глазах смотрящего. Как и мистика. Так что не так и важно, каковы они по сути, важнее то, что как мы воспринимаем.