Больше историй

24 марта 2019 г. 17:35

372

Театр, театр, театр

Если вы видели короткометражку «Фильм, фильм, фильм» Фёдора Хитрука, то уже знакомы с сюжетом произведения Булгакова, только здесь наблюдение за всеми перипетиями постановки пьесы происходит с точки зрения конкретного драматурга Максудова, в котором легко угадывается сам Михаил Афанасьевич даже без знания его домашнего прозвища — Мака.

В то же время «Театральный роман» постоянно ассоциировался у меня с советскими сатирическими комедиями 20-х годов, например, «Моя бабушка» Котэ Микаберидзе 1929 г., обличающими бюрократические порядки — та же абсурдность происходящего, те же резко очерченные персонажи. Только если в кинематографе это собирательный образ представителей определенной профессии, то Булгаков дает карикатурные портреты конкретных людей — руководителей и актеров МХАТа. И если еще можно догадаться, что Иван Васильевич — это К. С. Станиславский, то все прочие персоны ныне не поддаются опознанию. Поэтому спустя почти сто лет киноленты смотрятся с интересом и некоторым любопытством, ведь формально-канцелярские заморочки не изжили себя и по сей день, а вот пьеса ни разу по-настоящему не увлекает. Внутрицеховые разборки быстро утомляют, героям не сочувствуешь, шутки и иронизирования повисают ни к чему не привязанными, а значит становятся попросту несмешными в этой бессюжетной пустоте с вкраплениями гротеска — пятнадцать минут сего действа, и вы перестанете что-нибудь чувствовать. А довершает все общая недосказанность, прямо перекочевавшая из неоконченного оригинала.

При этом нельзя сказать, что постановка плоха, как раз наоборот, все члены труппы отработали по полной: отличная актерская игра, уютная живая музыка, интересные визуальные решения и акценты, любопытные декорации и машинерия, все на месте. Но по вышеуказанным причинам ничего из этого не затронуло и не увлекло. Будет неправильно утверждать, что этот спектакль только для подготовленной публики, людей, знакомых с текстом оригинального романа, хорошо разбирающихся в истории театра либо просто близких к театральным кругам, все-таки показ прошел при полном зале, и многие зрители остались довольны увиденным, однако меня не покидает чувство, что много скрытых смыслов и пасхалок «для своих» прошли совершенно мимо меня. Увы и ах, ларчик не открылся.


картинка Meta картинка Meta картинка Meta картинка Meta

Спектакль «Театральный роман» по роману Михаила Булгакова в Балтийском доме

Комментарии


Мне кажется, народу понравится любая постановка. Собрались, нарядились, время провели, приобщились к искусству -- и всё довольны, что ни покажи. Никогда не слышал, чтобы какой-то спектакль освистали. Беспроигрышная лотерея :)


Нас был табор в 6 человек, и никто не впечатался, ощущения были сходны с моими. А в зале громко хлопали, кричали браво и активно приветствовали некоторых актеров, выходящих на сцену, особенно, конечно, на отдельной вставке «Основоположники» Татьяну Львовну Пилецкую («Разные судьбы»), Романа Борисовича Громадского («Блокада») и Вадима Васильевича Яковлева («Жизнь Клима Самгина»). Они исполнили монологи Роксаны, Сатина, Тригорина. И после в фойе я не слышала, чтобы кто-то высказывался критично, такое бывает далеко не всегда.


Рискну предположить, что люди из вашего табора отличается от среднестатистического посетителя театра, которому в любом случае понравится постановка.
Есть хороший анекдот про музыку.

Два новых русских слушают симфонию. Оркестр, дирижёр, всё как полагается.
Первый спрашивает:
-- Как думаешь, это Бетховен?
Второй:
-- Откуда я знаю, он же к нам спиной стоит.

У меня есть обоснованные подозрения, что нынешние посетители театров в массе своей примерно такие же :)


У нас была довольно разношерстная компания крайне слабо схожая в культурных предпочтениях, так что общую реакцию вполне можно считать объективной. Обычно на таких мероприятиях только я хожу и ворчу, что мне не понравилось вон это, то и та складка на занавесе. :D

Мне скорее кажется, что люди просто всегда вот такие, это мы сами уже додумываем, что вот 100-200-500 лет назад все было духовнее и элитнее, не то, что нынче.