Больше историй

21 декабря 2018 г. 11:33

2K

Сказка о хрупкой мужской душе в женском мире. Анализ сказки Андерсена «Снежная королева».

21 декабря 1844 года впервые увидела свет одна из наиболее популярных и объемных сказок Г.Х. Андерсена - «Снежная королева».
картинка Beatrice_Belial
(Иллюстрация Эдмунда Дюлака).

Как и многие произведения датского сказочника, эта история дает основу для огромного количества трактовок и может быть очень интересна и поучительна не только для детей, но и для взрослых. Чаще всего «Снежную королеву» разбирают с позиции анализа характеров двух главных женских героинь – Снежной королевы и Герды. Я же хочу сконцентрировать свое внимание на единственном мужском персонаже данной истории – Кае и рассказать о том, почему эта сказка показывает маленького мальчика в женском мире.

Кай.

Прежде всего, определим, в каком именно направлении будет развиваться эта трактовка. Я хочу сконцентрироваться в первую очередь на психологических подтекстах сказки, потому что ее философские и религиозные аспекты хоть и имеются, но не настолько значительны. С точки зрения психологической интерпретации Кай (как маленький ранимый мальчик, попавший в сложную ситуацию) символизирует хрупкость мужской души, ту ее невинную и наивную часть, которая претерпевает различные испытания и изменения в течение жизни мужчины. При этом, один из самых интересных аспектов данной сказки в том, что Кай - единственный мужской персонаж истории (персонаж-человек), населенной различными женскими героинями, каждая из которых символизирует конкретный женский психотип (об этом мы подробно будем говорить далее). И действительно, помимо Кая в сказке есть лишь один герой мужского пола (принц), но его роль настолько незначительна, что практически разворачивается за сценой и никакого влияния на общий сюжет не оказывает. Принц - лишь технический герой в «Снежной королеве», что я докажу далее, так что мы можем уверенно обозначить, что Андерсен писал эту сказку, как историю о несчастном и запутавшемся мальчике, живущем в окружении разнообразных женских героинь.

Важно пояснить, что образ Кая вообще крайне интересен. На протяжении сказки его характер претерпевает три основных изменения и в каждой из своих форм он крайне любопытен для анализа. Так, в начале сказки Кай – истинное воплощение ребенка, маленького мальчика (хрупкого, наивного, нежного, ранимого и эмоционального). Но после того, как в сердце Кая попадает осколок заколдованного зеркала, герой вступает на новый этап (который, очевидно, символизирует в числе прочего этап полового созревания) и Кай превращается в замкнутого, жестокого, малоэмоционального ребенка, который обижает тех, кто любит его. Так в сказке появляется мотив изменения мужского характера по мере взросления, когда мальчик закрывается, отдаляется от окружающих и становится грубым. Но важно отметить, что и на этом этапе характер Кая крайне интересен. Напомню, что мальчик растет исключительно в окружении женщин – возможно у него есть отец или друзья мужского пола, но они никак не фигурируют в сказке, Кай живет рядом (фактически в одном доме) с Гердой и ее бабушкой и похищает его в итоге тоже женщина- Снежная королева. Но даже с осколком заколдованного зеркала в сердце Кай остается крайне трогательным героем, хрупкость которого, как кажется, обретает даже более явные черты, чем прежде. Душа героя замерзает, переходит в состояние своего рода смерти и именно в этот момент Снежная королева, очевидно увидев в Кае близкие себе черты, похищает его.

Герда.

Помимо линии Кая, вторая важная сюжетная подлиния касается Герды. Она символизирует «женщину-спасительницу». С одной стороны, она важна для Кая, так как находясь в замке Снежной королевы, он ждет спасения, с другой - эта линия важна для самой Герды, так как воплощает распространенный женский психотип «спасительницы», т.е. женщины, ищущей именно мужчину, нуждающегося в спасении (вспомним теорию сказок Эрика Берна, в которой он проводил параллели между определенными женскими типажами и любимыми сказками этих женщин).

Снежная королева.

Снежная королева символизирует в этой сказке образ роковой женщины, женщины-фатума в судьбе мужчины, что символически подчеркивается похищением Кая. Герой связан со Снежной королевой, он похож на нее в своей безэмоциональности, жестокости, но при этом остается хрупким, одиноким и несчастным в ее замке. Снежная королева становится символом женщины, оказывающей существенное влияние на формирование мужского характера (в реальной жизни в такой роли властной женщины, контролирующей мальчика-мужчину, может выступать мать, учительница или возлюбленная). Кроме того, сама по себе с точки зрения психологической трактовки Снежная королева представляет типаж одинокой, жестокой, властной и холодной в эмоциональном плане женщины, для которой похищение Кая становится символом попытки реализации материнского инстинкта. Но относительно этой героини мне гораздо более интересной кажется трактовка не психологическая, а символическая, в рамках которой Снежная королева по задумке Андерсена олицетворяла смерть. Она приходит за Каем в момент смерти его души (после того, как в сердце мальчика попадает осколок заколдованного зеркала) и забирает его в свой замок, где поведение Снежной королевы в отношении Кая уже представляет настоящий интерес (это мы подробно разберем далее). Роль этой героини в данной сказке неоднозначна, она не выступает отрицательным персонажем.

картинка Beatrice_Belial
(Иллюстрация Эдмунда Дюлака).

Все остальные сюжетные линии в этой сказке второстепенны, но тоже представляют интерес и мы их коротко разберем.

Приступим непосредственно к анализу сказки. Она подразделяется на семь рассказов, каждый из которых повествует об определенной истории определенных героев на фоне основной линии Кая и Герды.

История первая рассказывает о происхождении заколдованного зеркала, осколок которого попадет в сердце Кая и сама по себе является лишь вступлением и особого интереса не представляет.

История вторая «Мальчик и девочка».

Первый интересный момент, привлекающий внимание читателя - это сложная структура отношений между Каем и Гердой. Они общаются, как брат и сестра, но при этом не являются родственниками. Почему Андерсен не сделал их просто друзьями или действительно родными братом и сестрой, ведь в сказке отсутствует мотив романтической любви между этими героями? На мой взгляд, причинам в том, что таким образом писатель хотел подчеркнуть не просто близкие отношения и крепкую дружбу между этими героями, но показать их как одно целое в духовном смысле. Как сводные брат и сестра, Кай и Герда символизируют две половины единого целого, так как они ближе друг другу, чем просто друзья, между которыми может возникнуть любовь по мере их взросления.

В этой части сказки возникает мотив присутствия Снежной королевы в жизни Кая еще до момента похищения. Она наблюдает за ним, а он за ней, что с точки зрения психологической интерпретации символизирует интерес мальчика к тому типажу женщин, которых нет в его окружении, но который манит и завораживает своей опасностью и красотой.

Женщина эта, такая прекрасная и величественная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, — и все же живая; глаза ее сияли, как две ясные звезды, но в них не было ни тепла, ни покоя. Она склонилась к окну, кивнула мальчику и поманила его рукой. Мальчик испугался и спрыгнул со скамеечки, а мимо окна промелькнуло что-то, похожее на огромную птицу.

При этом, Снежная королева похищает Кая далеко не сразу, даже не в первую зиму их встречи. Случается так, что летом, которое наступает после той самой зимы, в течение которой состоялось первое знакомство Кая со Снежной королевой, с этим мальчиком приключается еще одна история- в его сердце попадает осколок дьявольского зеркала. С точки зрения психологической трактовки это символизирует начало взросления Кая, вступление на более сложный уровень в жизни мужчины и на этом этапе Кай будет все дальше отдаляться от Герды и все больше приближаться к Снежной королеве. Поведение Кая становится совершенно иным, к хрупкой стороне его характера (которая никуда не делась, как мы убедимся далее) добавляется еще и жестокая.

Приносила ли ему после того девочка книжку с картинками, он говорил, что эти картинки хороши только для младенцев; всякий раз, когда бабушка что-нибудь рассказывала, он перебивал ее и придирался к словам; а иногда на него такое находило, что он передразнивал ее походку, надевал очки и подражал ее голосу. Получалось очень похоже, и люди покатывались со смеху. Вскоре мальчик научился передразнивать всех соседей. Он так ловко выставлял напоказ все их странности и недостатки, что люди только диву давались.

Далее происходит уже непосредственно похищение Кая Снежной королевой. По мере того, как сердце Кая становится ледяным, Снежная королева кажется ему все более и более прекрасной, он не чувствует ее холода, теперь он сам становится словно бы ледяным. Должна отметить, что это интересная трансформация. Кай не выступает жертвой, он - добровольный пленник Снежной королевы.

История третья. Цветник женщины, умевшей колдовать.

После похищения Кая на первый план в сказке выходит линия Герды, линия «женщины-спасительницы», как мы уже отмечали ранее. И Герде предстоит пройти длинный и сложный путь, чтобы вернусь себе потерянную любовь Кая и его самого. С точки зрения психологической трактовки Герда тут представляет собой тип женщины, жаждущей спасти «холодного», малоэмоционального и жестокого мужчину, разрушив символическое проклятье, ожесточившее его и вызванное в том числе и воздействием Снежной королевы.

Старушка-чародейка в этой части сказки символизируют одинокую женщину, эгоистичную и лишенную способности любить, но стремящуюся окружить себя развлечениями, одним из которых должна стать и Герда. Для самой Герды старушка-чародейка символизирует еще и опасность уйти от своей цели (поисков Кая) в эгоизм, леность и остаться в саду чародейки навсегда. Это уже символическое обозначение одной из тех опасностей, которые могут подстерегать любящую девушку на пути познания (поисков) ее любимого. Таких опасностей в сказке будет показано несколько и все они представляют интерес. Для Герды главное - не забывать о Кая и стремиться найти его (достучаться до него) не взирая на все преграды. Этот эпизод сказки интересен также и тем, как ярко показан мир иллюзий, в который попадает Герда, находясь у колдуньи.

История четвертая. Принц и принцесса.

Продолжая искать Кая, Герда выходит на новую ступень своих приключений. Следующее заблуждение, в которое попадает героиня на своем пути к Каю - она принимает за него принца, готовящегося женится на принцессе. Это весьма любопытный мотив- в «Снежной королеве» в поисках Кая Герда часто идет по ложному пути, потому что изначально долгое время не знает, кто похитил Кая и где его на самом деле следует искать. С точки зрения психологической трактовки для «женщины-спасительницы» это тот период, когда она еще не справилась с собственными психологическими проблемами, а потому и не может сконцентрироваться на помощи близкому человеку, не может найти его.

Принцесса в этой части сказки представляет типаж инфантильной женщины. Эта героиня поверхностна, эгоистична, сконцентрирована на желании выйти замуж, но при этом добра и весела. Достаточно распространенный женский типаж, который для Герды символизирует и еще одну ловушку, в которую может попасть женщина - ловушку заблуждений стереотипов, легкой жизни и поиска ответов на все вопросы в браке. При этом сам принц в данной части выступает словно бы предметом. Он появляется в жизни принцессы по ее приказу, ведет себя так, как ей нравится и делает то, чего он него хочет принцесса. Для Герды он – обманка, ненастоящий Кай, словно бы призрак. Отметим также и то, что принц не имеет собственных реплик.

История пятая. Маленькая разбойница.

В этой части сказки Герда попадет в плен лесных разбойников и что интересно в качестве их предводителей выступают неожиданно две женщины (как мы помним, мир этой сказки исключительно женский) – атаманша разбойников и ее дочь. Они символизируют типаж эмансипированных женщин – независимы, жестоки, агрессивны, но также не являются отрицательными героями, а просто прячут свою доброту и ранимость под оболочкой «бандиток». Для Герды символически эти героини обозначают уже прямую ловушку, они грубо ловят ее, угрожают убить, закрывают, как пленницу и только благодаря любви к Каю и умелой психологической обработке Герде удается освободиться.

История шестая. Лапландка и финка.

В этой части сказки Герда встречает еще двух женских персонажей, которые помогают ей найти дорогу к Каю. Они символизируют типаж «мудрой женщины» и уже не пытаются заманить Герду, а помогают ей.

—Кай в самом деле у Снежной королевы. Он всем доволен и уверен, что это самое лучшее место на земле. А причиной всему осколки волшебного зеркала, что сидят у него в глазу и в сердце. Нужно их вынуть, иначе Кай никогда не будет настоящим человеком, и Снежная королева сохранит над ним свою власть!
—А не можешь ли дать что-нибудь Герде, чтобы она справилась с этой злой силой?
—Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Разве ты не видишь, как велика ее сила? Разве ты не видишь, как ей служат люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Она не должна думать, что силу ей дали мы: сила эта в ее сердце, сила ее в том, что она милое, невинное дитя. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и вынуть осколки из сердца и из глаза Кая, мы ей ничем не сможем помочь.

В этой части сказки раскрывается суть характера Герды, сила ее невинной любящей души, которая способна спасти Кая и от Снежной королевы и от осколка заколдованного зеркала. В ходе своей борьбы за душу Кая и за его спасение Герда оказывается в самом центре ледяной пустыни, что символизирует уже пустоту и холодность самого Кая, находящегося в добровольном плену у Снежной королевы.

Бедная Герда стояла без сапожек, без рукавиц посреди ужасной ледяной пустыни. Она побежала вперед, что было силы; навстречу ей несся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба — небо было совсем ясное, освещенное северным сиянием.

Стоит отметить упорство Герды, ее самоотверженность, чистоту ее души и ее искреннюю любовь.

История седьмая. Что произошло в чертогах снежной королевы и что случилось потом.

Попадая во дворец Снежной королевы, Герда наконец-то находит Кая. И вот тут внимательно проанализируем, в каком состоянии он находится. Кай - пленник, но, как кажется ему, добровольный. Он заморожен, ни жив, ни мертв, но при этом сохраняет остатки сознания, хотя и заторможен. Все это символизирует своего рода апогей хрупкости мужской души, которая, даже пребывая в жесткой («замороженной» форме), сохраняет черты невинности и ждет спасения. Кай пытается спастись сам, для чего ему нужно сложить слово «вечность», очевидно символизирующее вечную душу, а значит и целостность души. Тут вспомним мотив, о котором я писала в начале этого исследования, мотив о том, что в духовном плане Герда и Кай- одно целое, как две частички одной души. Чувствуя себя одиноким и нецелостным в замке Снежной королевы, замерзающий и погибающий Кай пытается возродиться, обретя «вечность», т.е. «целостность», «подлинную гармонию», которую может дать ему только искренне любящая его Герда.

—Кай, мой милый Кай! Наконец-то я тебя нашла!
Но Кай даже не пошевельнулся: он сидел все такой же невозмутимый и холодный. И тут Герда расплакалась: горячие слезы упали Каю на грудь и проникли в самое сердце; они растопили лед и расплавили осколок зеркала.

Так Герда спасает Кая. Причем, что интересно, в этой сказке нет никакой финальной битвы между Гердой и Снежной королевой. Кай освобождается потому, что складывает с помощью Герды слово «вечность» и перестает быть пленником. Отмечу и роль самой Снежной королевы в данной сказке. Она представляется довольно пассивной и чисто функциональной. У Снежной королевы мало реплик, она редко появляется в сказке, не представлена как очевидно злой или добрый персонаж, а олицетворяет символически именно смерть, как в прямом (умереть, замерзнув от холода), так и в духовном плане (очерстветь душой).

В конце сказки, возвращаясь домой, Кай и Герда становятся взрослыми, они прошли свою психологическую и духовную инициацию и обрели единство и гармонию.

Комментарии


как всегда - интересная и подробная история!
люблю про гармонию :-)


Спасибо) С Наступающим!)


С Наступающим Новым 2019 Годом!


Спасибо, было очень интересно читать. Теперь становится понятно, почему мне тяжело было пересматривать мультфильм. Жестокое испытание, очень реальное, в том числе для меня самой. Жаль, что в жизни всё не так очевидно, нет таких конкретных испытаний, чтобы преодолеть кризис и вернуть человека. А Герда, считай, сама справилась и любовь донесла, не расплескав по пути.