Больше историй

15 марта 2018 г. 14:55

3K

Мама!

Флобер мечтал создать такой роман, в котором бы не чувствовалось присутствие автора, словно бога в мире, но где бы малейший жест красоты, слова и движения сердца, поддерживались бы самими собой, внутренним напряжением, где сверкнувший на весеннем солнце клейкий листочек, словно горящая свеча, говорил бы о боге больше, чем вся искусственная суета слов о нём.
Фолкнер создал такой роман. В нём нет ни одного авторского отступления : есть лишь голоса персонажей, лирический пульс дыхания их слов, сердец, глаз, тени слов и звуков.
Но почему от сбывшейся мечты Флобера веет экзистенциальным, тёмным сквознячком, словно бы кто-то не прикрыл дверь последней страницы?
Почему бледно синие листочки глаз главной героини на ветру у окна похожи на дрожащее пламя свечи, которое вот-вот задует?
Автора в романе нет : он пантеистически разлит в персонажах, листве за окном, звёздах на воде, которые, словно в стихе Есенина, пьёт один из сыновей героини. Вот, звёзды допиты... На донышке вечера ещё плещется солнце, но и оно скоро погаснет, умрёт, и тогда на небе взойдёт грустный призрак солнца - луна.

картинка laonov

Дальше...

Есть ли автор в этой книге? А бог в нашем мире? Фолкнер оставил своих персонажей наедине с ночью, душою и ветром : они говорят друг с другом, через друг друга, словно стихии Земли, и хор их голосов похож на голоса из под земли из повести Достоевского "Бобок".
Но это голоса из ночи : чернозём ночи осыпается, дышит, ибо вот-вот воскреснут голоса, и покажутся те, кто говорил, ибо всё происходящее - апокриф апокалипсиса.
Возможно, бог и существовал однажды, правда, не очень долго. Он пожертвовал собой, став звёздами, листвой на ветру, улыбкой матери смотрящей на детей из окна...
А если матери не стало? Если жизни не стало, ибо она предана, распята?
Бог умер, как и голос Фолкнера в романе, а мы и не заметили этого, продолжая свои разговоры с ночью и друг с другом в ночи...
Разве бог умер на кресте? Нет, это лишь судорожный отсвет рефлексии воспоминаний об однажды содеянном нами : судорога памяти.
А что, если и бога никакого не было, а была лишь Мама, жизнь?

Я сейчас буду говорить со своей душой и текстом, как герои Фолкнера говорят о себе в 3 лице, говорят о смерти матери...
Передо мной две белые страницы открытой книги, словно два освещённых изнутри окна, за которым вечер и дождь.
Я пальцами слушаю звёзды и дождь : вечер капает, стекает по окнам тёмными струйками строчек... ладони, словно два бледных мотылька, мечутся по стеклу, целуют дождь и ночь, словно бы желая что-то вспомнить, припомнить тёплой памятью касаний что-то важное, что уже было однажды в такой же дождь за окном.
Милые пальцы, не плачьте, не тычьтесь слепыми кутятами в звёзды и млечный путь...
Вы что-то вспомнили, касаясь смутного лица трагедии и грусти в романе?
Вы тогда были ещё маленькими, порхали над цветком солнца в окне, а за окном был гроб и мёртвый папа.
Мотыльки замерли на миг в каком-то обмороке воздуха и солнца, и упали с вдруг потемневшей высоты на мои колени.
А потом был дождь, голоса теней, была мама и ночь, я был, а потом меня не было, ибо пришёл сон и звёзды прошумели, проколосились над грудью и тёмной рьбью век.

Этот удивительный роман Фолкнера о смерти матери и её сыновьях, дочери и муже, по своему переносящих утрату, отправляющихся с гробом в сторону заката солнца, дабы похоронить мать, жену, там, где она родилась, где была счастлива, удивительно напоминает шедевр Андрея Платонова, рассказ " Третий сын".
Вы верите в телепатию? А в сокровенную связь двух душ, искусств?
Нина Берберова где-то писала об "аллитерации капель на окне", но ведь есть и аллитерации сердцебиений, аллитерации тёмной ряби строчек на тихой глади листка : капнуло сердце, звезда, и пошли разводные круги строчек и мыслей по миру, обнимая мир..
Круги строчек похожи на паутину. Вот, краешка такой паутины коснулся мотылёк в 1935 г., когда был написан рассказ Платонова.
Но дыхание, тёмное цветение паутины началось в 1930, когда и был написан роман Фолкнера, написан за 6 недель, в каком-то пьяном сумраке, обмороке сердца на пустынной электростанции, где он работал, где пил от безысходности, подобно Достоевскому, ночью творя свои тёмные миражи искусства.
И как от взмаха крыла мотылька может произойти цунами на другом конце земли, так и от этого взмаха души нашего мрачного, русского гения, начался этот роман, ибо не стало времени, оно превратилось в пространство, дышащее тёмным зрачком разводных кругов паутины : время осталось позади души, как память, как оплывший воск свечи.
Замысел рассказа у Платонова возник почти сразу же после смерти матери в 1928 г, когда он так же как и Фолкнер работал на электростанции : электричество самой жизни, мысли, гроз в ночи, пронзило пространство и время, связав двух гениев : их музы, словно тёмные мотыльки, ринулись на бледно освещённое окно ночи, за которой тихо теплилась дрожащая свеча месяца.
Свеча горит на столике Платонова в 1935 г. в его квартире на Тверском бульваре 25 ( рядом с этим домом Мастер встретил свою Маргариту).
Прозрачно озарённое окно блеснуло крылом мотылька, похожего на дрожащий отсвет свечи.
Рядом с Платоновым его жена - Мария. Он переводит взгляд с окна на рукопись, и продолжает писать рассказ об умершей матери, её печальном муже, пославшем весть сыновьям во все концы Земли о горе.

Забытая лампа оставленная среди ночи в поле, вокруг которой бьётся тёмными мотыльками осенняя листва. Она горит, пульсирует призрачным светом в каком-то пароксизме и шёпоте света, словно бы в некой азбуке Морзе мигания, желая что-то передать с того света : дети слетелись на гаснущий огонь жизни своей матери.
Они уже выросли, у всех свои дела и заботы. Они давно не виделись, и теперь говорят друг с другом как в детстве : когда смотришь на их тени, кажется, что это тени тепло говорят меж собой : заговор теней.. а за стеной, в гробу тихо лежит тело матери, словно бы подслушивая милые ей тени.
Но был третий сын, образ Христа, приехавший на похороны со своим ребёнком, девочкой : его одного нет среди говорящих, улыбающихся теней.
Но вот, полоса света под дверью его комнаты, словно лезвие прибоя наступающего дня, режет тени, голоса, и тени смолкают, тают.
Он один переживал утрату матери, как у трату мира, и его появление из сияющего проёма комнаты с ребёнком - апокриф пришествия, смутный, почти зеркальный отблеск маленького Христа на руках на картине Рафаэля.
С его появлением вся жизнь, все дети проницаются до глубины души осознанием утраты, и природа, словно нежная мать, звёздами и ночью наклоняется в сострадании над своими детьми.

Удивительно, но и у Фолкнера именно третий сын отличается от всех : его больше всех любила мать, на него падают стрелы дождя тёмных слухов о чёрствости, бессердечии.
На нём одном лежит отсвет неба и ночи, ибо он был тайно зачат ночью в саду не от мужа, но от священника : он - тайный грех, мука и надежда матери, в стремлении её души к небесам из этой постылой земли.
Но на этом не исчерпывается связь между произведениями Фолкнера и Платонова.
Более того, в эту удивительную, телепатическую связь искусства вторгается 3 голос - Хемингуэй.
Известно о нелюбви Хемингуэя к Фолкнеру и его словам о том, что он точно знает, в каком месте произведения Фолкнер начал пить, а в каком он пить закончил ( как говорится : рыбак рыбака...)
Известно также и о том, как прочитав рассказ Платонова "Третий сын", Хемингуэй был так потрясён, что сказал потом : я учился писать у Платонова.
Именно этот рассказ Платонова повлиял на стилистику и общую атмосферу "Старика и моря" ( когда рождалась повесть Хемингуэя, в это же самое время, на другом конце земли, в заснеженной Москве января 1951 г. у муках умирал Андрей Платонов), в котором жутко отзовётся - жутко, если знать, что эта повесть сокровенно связана с романом Фолкнера, - тема рыбы.
В романе Фолкнера младший сын сойдёт с ума от горя, желая зарыться, нырнуть сердцем в тёплый сумрак хлева, в котором нежным призраком дышит корова, тепло на его ладони и грудь ( опять-таки, родная тема для Платонова, словно бы сошедшая со страниц его рассказа "Корова"), но мальчик словно бы захлёбывается сумраком, ночью.
Он поймал большую рыбу, когда мама была ещё жива, и теперь, когда матери уже нет, а все едят эту рыбу, ему кажется - тёмное эхо таинства евхаристии, т.к. рыба в Христианстве символизирует Христа. Блаженный Августин пишет : в тёмной бездне смерти, как во глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть, безгрешным, - что рыба и мама как-то связаны.
Заплачут небеса. Ночь хлынет на землю звёздами и дождём, ночь прольётся реками по земле, и когда гроб будет плыть по воде мрачной лодкой, сошедший с ума от горя и жизни младший сын, грустно прошепчет : моя мама - рыба.
На самом деле, древнейшая символика ночи - как тёмных, древних вод, и крыльев-плавников : бездна, ближе грешной душе человека, нежели небо.
Да, и в небе можно утонуть, но так родственно захлёбываться как в бездне ночи, смерти и греха, душа не может ничем : так на итальянских примитивах художники средних веков изображали крылатых рыб, парящих в тёмной синеве неба...
К слову сказать, акул, нападавших в повести Хемингуэя на пойманную стариком - богом, - рыбу, в романе Фолкнера олицетворяют чёрные грифы, парящие в небе над гробом.

Но есть ещё одна мрачноватая связь между произведениями Платонова и Фолкнера.
В 1930 г. когда Фолкнер пишет свой роман, в котором на глазах ещё живой матери её ребёнок делает ей гроб, Платонов работает над своим мрачным шедевром : "Котлован" ( к слову сказать, образ гроба, плывущего по воде, совершенно платоновский, спиритуалистически блеснувший в его сюрреалистической повести "Ювенильное море"), в котором дети страны, на глазах умирающей матери, роют ей "могилу", строят себе гробы, дабы в них спать ( готовятся к тому, чтобы быть мёртвыми, сказал бы о них Фолкнер).
И даже образ мёртвой матери, тёмным, судорожным блеском сверкнёт в романе Платонова, и рядом с ней, тепло прижатая, прибитая к ней от холода мира, от прилива ночи - её маленькая дочь : мать уже долго мертва, а дочь, как и дети в романе Фолкнера, не могут её покинуть : они прибиты к ней, как к кресту.
Мать - подобие острова, на котором затерялся ребёнок. Мать - планета, голубой, блуждающий, мёртвый островок в волнах ночи, на котором к немым и безучастным звёздам несётся уставшее человечество : безумные дети Земли.
Сначала дети убили Отца - бога, потом взялись за мать - жизнь, а когда обессмыслили, обесценили жизнь, человечеству нечем, некуда стало жить.
Переплетение, соитие Танатоса и Эроса в романах Фолкнера и Платонова вырождается в солипсизм любви и к богу и к человеку и к миру, вырождается в довольно редкую для классической литературы тему Онана (мастурбации), как физической, так и сердечной, словесной : слова и сердце - в ночь; жизнь, плоть, тратятся в никуда ( справедливости ради нужно сказать, что у Фолкнера данная тема подана в невесомых, спиритуалистически-девственных тонах)
Человек экзистенциально отделён от мира, отвёрнут к стенке и ночи, холодно замкнут в себе, в каком-то тёмном шёпоте касаний желая себя согреть, полюбить - ибо жизнь и бог молчат, - наконец, удостовериться, что он ещё существует, но семя изливается в ночь, которая не может зачать, не может стать матерью, жизнью ( жуткая тема Фолкнера, страх стать в этом мире не только матерью, но и отцом : трагическая утрата в мире и того и другого), и даже единственная дочь, едущая по дороге в телеге с гробом матери - беременна : тайно, как и мать, зачавшая в ночи и грехе, и теперь в муке думает об аборте, и её плоть, её кровь, словно мужское семя, также должно исторгнуться в ночь...
Крика о том, что бога в мире мало, что бога нет - в искусстве достаточно, но у Фолкнера, пожалуй впервые в искусстве прозвучал тёмный, вязкий крик о том, что женщины, матери трагически мало в мире, что жизни, её смысла - нет.

Трагические тени "Возвращения" Андрея Звягинцева и "Мамы" Даррена Аронофски, бледно легли на этот роман : представьте Сикстинскую Мадонну Рафаэля с младенцем на руках.... а теперь представьте, что лицо у матери в подтёках крови, руки - в ссадинах и ранах, а на груди надорвана одежда, но она всё равно продолжает смотреть на своего перепуганного, тепло прижавшегося к ней ребёнка с нежностью и любовью; ребёнок превращается в тёплое, обнажённое сердце матери, которое она несёт безумному миру...
Мать и творит жизнь, и прощает то, что не в силах простить даже бог, и... наказывает бога и жизнь, ибо она их породила.

Если это наказание, то неправильное. Других дел, что ли у господа нет?

Это могли быть последние слова Мамы, жизни, грустно смотрящей из смерти на то, что сделали с жизнью, опалив огнём её лицо и тело... и не так уж важно, кто : бог, или её, его дети - живые осколки её разбитого сердца!, -
и лишь голос матери в романе, словно голос из под земли, из ночи : парус голоса на бледных волнах дрожащих под пальцами страниц, похож на "Голос из хора" в стихотворении Блока : это предупреждение, это молитва и тёмный крик, ибо красота, любовь, надежда, душа и Земля - тоже являются матерями, отверженными на этой земле.
Милая Земля, прости нас за всё, что мы сделали с тобой, за то, что вырубаем твои леса, словно бы строя тебе гроб, за то что отравляем реки и воздух, по которому ты поплывёшь к звёздам кроткой Офелией..
Голубые, лёгкие ладони ветра в моей руке - твои ладони. Сжимаю и целую их, целую ветер : ты опять ускользаешь от меня нежным призраком...
Голос оборачивается к вам, читающим эту историю, к миру : любите, цените матерей, пока они живы, пока светят их тихие сердца и ладони над нашими склонёнными и тёмными головами.

Комментарии


На донышке вечера ещё плещется солнце, но и оно скоро погаснет, умрёт, и тогда на небе взойдёт грустный призрак солнца - луна.

Очень красиво, но луну за что ты так? Какой же она призрак? Она сама по себе, особенная, другая. Сашк, ну.

Передо мной две белые страницы открытой книги, словно два освещённых изнутри окна, за которым вечер и дождь.

Если представить в красках - прям кайф.

На строках про Рафаэля и метаморфозы с его картиной подумала, что, подобно "Портрету Дориана Грея" было бы интересно увидеть картину, где отображается все, что происходит с людьми в мире, что они (мы) с этим миром и собой в нем делаем, сделали и сделаем. Грубо говоря, твоя же идея, просто перевернутая немного в другую сторону.

"На всех устах застынет смех,
Тоска небытия..."


Очень красиво, но луну за что ты так? Какой же она призрак? Она сама по себе, особенная, другая. Сашк, ну.

Надя, так луна - это Протей. Она самое изменчивое светило, тяготеющее к перевоплощению и актёрству: это одна из её ролей)

Если представить в красках - прям кайф.

А кто у тебя отобрал краски?

Грубо говоря, твоя же идея, просто перевернутая немного в другую сторону.

Не, это гениально! взяла мой символ и просто всё представила о чём он и говорит) Но идея хорошая, согласен.

Ты когда Блока прочла? Обожаю этот стих.


Она самое изменчивое светило, тяготеющее к перевоплощению и актёрству: это одна из её ролей)

Как по мне, так ты к ней как-то неуважительно. :(

А кто у тебя отобрал краски?

В смысле?

Не, это гениально! взяла мой символ и просто всё представила о чём он и говорит) Но идея хорошая, согласен.

Так я ж призналась сразу. Ну, и оттенки мы взяли разные, мог бы и заметить.

Ты когда Блока прочла? Обожаю этот стих.

Тогда же, когда и твою историю. Там упоминался этот стих.


Неуважительно? ты забываешь, что луна - это зеркало, и часто говоря о ней, мы говорим о себе.
А саму луну я в обиду не дам. Быть может, она у нас даже одна.


Саш, вот ты только недавно сказал, что со мной спорить бесполезно. А тута снова споришь. Ты чего такой постоянный?
Почему луна - это зеркало? Для кого она зеркало? По сути, так можно о любой вещи и любом человеке сказать, потому что каждый о себе и говорит, о том, что способен понять. А понять способен лишь то, что в нем есть - открыто или скрыто.
Зеркало... Если отталкиваясь от того, что я упомянула выше, так весь мир - чертово зеркало.
Если брать отдельно от всего - луна - это луна. Не зеркало, не призрак чего-то. Самостоятельно существующая луна.


Почему луна - это зеркало? Это древнейший символ луны: она отражает и солнце и многое другое.
Так что, не всё отражает всё. Камень, дерево, Надя... ничего не отражают. Ну, глаза у тебя отражают, потому о них и говорят ( не о твоих, в вообще), что они - зеркало души.
А вот про чёртово зеркало - понравилось. Но это ведь абстракция.

Если брать отдельно от всего - луна - это луна. Не зеркало, не призрак чего-то. Самостоятельно существующая луна.

Представил себе школу поэзии и Надю, преподающую предмет с указкой в руках у доски... ученики взялись за головы, кто-то плачет, кто-то крестится и рвёт написанный стих на листке...


Древнейший символ луны... Для кого, опять же, Саша? Ты пишешь об этом так, словно это истина (которой нет, ага), само собой разумеющееся. Но это не так.

Камень, дерево, Надя... ничего не отражают.

Конкретно луна, в таком случае, тоже ничего не отражает. Спокойно себе существует в небе и знать не знает, что чьим-то зеркалом является.
Пффф.
Сейчас бы глаза с луной сравнивать.

А вот про чёртово зеркало - понравилось. Но это ведь абстракция.

И?
А остальное, тут обсуждаемое, ею не было?

Представил себе школу поэзии и Надю, преподающую предмет с указкой в руках у доски... ученики взялись за головы, кто-то плачет, кто-то крестится и рвёт написанный стих на листке...

Нет уж, я лучше в школе реальности с мраморными статуями поговорю.
Школа поэзии... Ну, ведь фу. Поэзии жизнь учит, а не какие-то там, с указками. Знаешь, даже останусь я, пожалуй, в этой школе. Чисто отсеять плачущих и рвущих листы. Им явно не сюда, раз кому-то позволяют указывать, что есть что и для чего. А потом уже к статуям.


Спокойно себе существует в небе и знать не знает, что чьим-то зеркалом является.
Пффф.

Знала бы ты как мне близок этот тон в отношении луны...

Нет уж, я лучше в школе реальности с мраморными статуями поговорю.
Школа поэзии... Ну, ведь фу. Поэзии жизнь учит, а не какие-то там, с указками. Знаешь, даже останусь я, пожалуй, в этой школе. Чисто отсеять плачущих и рвущих листы. Им явно не сюда, раз кому-то позволяют указывать, что есть что и для чего. А потом уже к статуям.

Хобби твоё?
Ну, зарисовочка моя была шаржем. А так, любопытно было бы посмотреть как ты воспитываешь нытиков.
А общаться со статуями... это поэзия. Вот так с луной по тенистой аллее идти и общаться с ними...


И да. Конечно, в обиду не дашь. Сам обидишь.
(Ой, поцапаемся сейчас).
У вас? Или у нас? У нас с тобой точно разные.


Ты серьёзно? А что бы ты сказала о Лермонтове, который сравнил луну в облаках, с блином в сметане?
Когда я представляю луну голой, я представляю её как и ты.
Ты думаешь, разные?
Лови стих Бальмонта, вредина

Отчего нас всегда опьяняет луна?
Оттого, что она холодна и бледна.
Слишком много сиянья нам Солнце даёт,
И никто ему песни такой не споёт,
Что к Луне, при Луне, между тёмных ветвей,
Ароматною ночью поёт соловей.
Отчего между женщин нам дороги те,
Что бесстрастны в победной своей красоте?
Оттого, что в волшебной холодности их
Больше скрытых восторгов и ласк огневых,
Чем в сиянии щедрой покорной мечты,
Чем в объятьях доступной для нас красоты.

Что мне это сравнение не кажется удачным. Образ красивый, само сравнение - нет.
Уверена, что разные.
Благодарю. Хороший.


Разные? И почему ты не можешь просто коснуться моей мысли?
В стихе я не совсем о моей луне говорил...

Хороший.

Стих?


Разные? И почему ты не можешь просто коснуться моей мысли?

Разные. Думаю, накасалась уже.)

Стих?

Стих.


P.S. Спасибо.