Больше историй

27 февраля 2018 г. 12:54

567

Женские героини фильмов Андрея Тарковского

«Для меня самое главное – чтобы женщина оставалась женщиной. Красота женщины, ее уникальность заключаются именно в ее сущности (конечно, полярной, противоположной сущности мужчины). Мне кажется, сохранение своего женского естества является самым главным для женщины»
(Из интервью Андрея Тарковского)

Идея написать эссе на тему роли женщины в творчестве Андрея Арсеньевича возникла у меня довольно давно, но материал, подлежащий исследованию, столь глубок и велик, что я не сразу решилась на это. В рамках работы над решением данной задачи, мне предстояло проанализировать семь его основных картин, взаимосвязанных множеством нитей (как психологических, так и философских): «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия» и «Жертвоприношение». Материал обширный, имеющий крайне глубокое содержание и обладающий массой специфических особенностей. И, тем не менее, мне хотелось понять, как Тарковский определял роль женщины в этом мире в целом, и в своем творчестве в частности. Причиной такого желания послужило вдохновение, которое мне подарили мысли Андрея Арсеньевича, высказанные им на данную тему в одном из наиболее известных интервью режиссера. Взгляд Тарковского на роль женщины показался мне крайне правильным, продуманным и я бы даже сказала прочувствованным. В итоге, я пришла к выводу, что очень многим женщинам было бы полезно изучить и попытаться понять творчество Тарковского именно с точки зрения рассмотрения женской темы, так как современная женщина, на мой взгляд, часто оказывается в плену разного рода заблуждений, которые способны сделать ее несчастной и которые картины Тарковского вскрывают и показывают в истинном свете.

Поверхностный взгляд на тему роли женщины в рамках творчества Тарковского может привести к ложным выводам, которые делают многие зрители. В действительности, Тарковский намного глубже и сложнее чувствовал и понимал роль женщины, чем это принято считать. В рамках его творчества женские героини, хоть и значительно уступают мужским, но играют очень значимую роль, частично (а иногда и буквально) соотносящуюся с той ролью, которою играли женщины в судьбе самого режиссера. Эта роль в творческом сознании Тарковского столь глубока и важна, что ее можно сформировать в полноценную философскую концепцию, дающую зрителю возможность по новому оценить многие вещи, которые кажутся предельно привычными и понятными в сфере взаимоотношений мужчины и женщины, любви, семьи.
картинка Beatrice_Belial
(Кадр из фильма "Солярис")

Дальше...

Заканчивая это небольшое вступление, скажу, что в рамках данного эссе, я сосредоточу свое внимание на основных с точки зрения исследуемой темы картинах режиссера - «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия» и «Жертвоприношение».Не лишним будет упомянуть, что ни в одном из вышеперечисленных фильмов женская тема, конечно, не является главной и не фундаментальна ни в психологическом, ни в философском смыслах. Тем не менее, женщина в творчестве Тарковского все же не просто инструмент, она имеет свою собственную вполне значимую смысловую линию, которую мы и рассмотрим далее.

В фильмах «Иваново детство» и «Андрей Рублев» женская тема также присутствует, но в них она гораздо менее проработана и потому не представляет по-настоящему глубокого интереса. Отмечу лишь, что в картине «Иваново детство» женская тематика сфокусирована на роли женщины-матери в судьбе ее ребенка, режиссером проводятся сложные и важные параллели между матерью и родиной в жизни каждого человека, а также определяется фундаментальная роль матери в жизни мужчины (именно в фокусе формирования личности в детском возрасте). Что есть мать (и родина в контексте данной картины) для мужчины? Сколь глубинна и важна ее роль в формировании основных жизненных установок мужчины, оценки им женского пола в целом и восприятии им мира на уровне красоты и поэзии? Мать, являющаяся олицетворением мира спокойствия, благополучия, безопасности и красоты, появляется на протяжении всей картины и, теряя ее, главный герой фильма Иван, теряет не только ощущение безопасности, но и собственное детство. Уже в этом фильме зрителю будет трудно недооценить степень внимания Тарковского к сложной и важнейшей связи между мужчиной (ребенком) и его матерью. Позже эта тема не единожды будет возникать в других фильмах режиссера.

картинка Beatrice_Belial
(Кадр из фильма "Иваново детство").

Еще одна героиня, иллюстрирующая раскрытие женской темы в «Ивановом детстве» - Маша. Суть ее линии в картине - хрупкость женщины, нелепость и ужас присутствия женщины на войне, вдохновляющая функция женщины для мужчины-воина ( Маша- объект восхищения и любви для многих мужских героев картины).

Картина «Андрей Рублев» уделяет максимальное внимание вопросу самопоиска и самоопределения творческого и верующего мужчины, которому предстоит выдержать некую ментальную и духовную борьбу и обрести осознание своей миссии на этой земле и путей к ее реализации. Тема женщины в этом фильме затрагивается в незначительной степени, но тоже представляет интерес. В основном женщина предстает в виде соблазнительницы, как в сцене с праздником Ивана Купалы. Или в роли юродивой, как в сценах с Дурочкой. Роль женщины, как объекта любви в данной ленте парадоксально не рассматривается, хотя сам фильм во многом посвящен именно любви. Причина в том, что главный герой - служитель веры, а значит и аспект чувственной любви для него исключен.

Впервые наиболее глубокое развитие тема женщины получила в фильме «Солярис», где присутствует одна из самых сложных женских героинь в творчестве Тарковского, а также болезненная тема взаимоотношений между матерью мужчины и его женой. Также в этом фильме Тарковским поднимается и рассматривается на максимально глубоком философском уровне тема любви и ее значения в жизни мужчины. Характер главной героини «Соляриса» Хари крайне сложен и неоднозначен. Это - женщина, несущая функцию любви в рамках творчества Тарковского. Хари любит настолько сильно, что буквально физически страдает, когда ее муж находится не рядом с ней. Постоянные переживания из-за невозможности в полной мере высказать и передать свою любовь Крису и страдания из-за недостатка внимания с его стороны приводят Хари к самоубийству.

Оказавшись на станции «Солярис», Крис встречает Гостью (образ-порождение океана Соляриса) в облике его умершей жены и сталкивается лицом к лицу с собственным чувством вины, болью от потери любимой женщины и фундаментальным вопросом значения любви в его жизни. Взаимоотношения с новой Хари, которая является лишь физическим и отчасти ментальным клоном жены Криса, заставляют героя переоценить все приоритеты, которые ранее существовали в его жизни и сделать окончательный для него выбор - покинуть Солярис и Хари (пусть и лишь Хари-Гостью, Хари-иллюзию) или остаться с ней навсегда на Солярисе, в мире иллюзий, в мире образов, рожденных океаном.

Немаловажно отметить, что именно в «Солярисе» Тарковский гениально показал причудливую параллель роли матери и жены в жизни мужчины. Кто важнее, какая любовь сильнее, столь ли велика разница между образами этих двух важнейших в жизни каждого мужчины женщин - все эти вопросы режиссер раскрывает в данном фильме. И тут интересно, что Тарковский с помощью своего знаменитого языка визуальных символов, как бы объединяет в подсознании героя его мать и жену, давая зрителю понять, что любовь к матери, зародившаяся в сердце мужчины в еще детском возрасте, как бы трансформируется со временем в любовь к его жене (любимой женщине), сохраняя при этом свою духовную и ментальную суть.
Знаменитая «сцена невесомости» демонстрирует нам один из самых ярких и многозначительных визуальных символов в творчестве режиссера, касающихся именно темы любви и роли женщины в жизни мужчины. В этой сцене мы видим, как находясь рядом с Хари, Крис буквально воспаряет (эффект невесомости), именно такова сила любви по Тарковскому, она дает возможность оторваться от земли, подняться над миром обыденности и того, что считается дозволительным человеку, она словно бы делает человека существом более высокого уровня.

Безусловно, как и все картины Тарковского, «Солярис», помимо темы любви, затрагивает еще массу важных и зачастую гораздо более сложных философских вопросов, но финал картины, на мой взгляд, наглядно демонстрирует, что итоговый выбор героя признает самой важной из его дилемм именно тему любви, ее значения в жизни мужчины и соответственно - роли его любимой женщины. И, признаюсь, я была поражена, когда впервые осознала, чем именно по итогу этого фильма любовь была для самого Тарковского и в какой именно степени он был поэтом (ведь не зря Андрея Арсеньевича принято называть именно поэтом от мира кино).

Картина «Зеркало» является одной из наиболее автобиографичных в карьере режиссера и рассказ о женщине-любимой и женщине-матери в этом фильме достигает максимальной философской глубины, завораживая зрителя осознанием той степени, в которой режиссеру удалось осмыслить чувства и переживания своей матери, воплощенной в главной героине фильма. Возможно, это самый «женский» фильм в творчестве режиссера и само его наличие уже многое говорит о том, как часто и на каком уровне Тарковский размышлял над ролью женщины в обществе и в жизни мужчины (в том числе и над ролью матери в его собственной жизни). Стоит отметить, что в его отношении к женщине было и чувство вины, и обида, и тяжесть, и, конечно, любовь. Но общее значение женщины в собственной жизни режиссер, по- видимому, часто и глубоко анализировал, а значит, оно действительно сильно занимало его. Недаром в картине «Зеркало» звучит стихотворение Арсения Тарковского «Первые свидания», в котором содержатся немаловажные строки для понимания того, как воспринимал роль женщин Тарковский старший и как (надо полагать) воспринимал их роль и его сын.

Когда настала ночь, была мне милость
Дарована, алтарные врата
Отворены, и в темноте светилась
И медленно клонилась нагота,
И, просыпаясь: "Будь благословенна!" -
Я говорил и знал, что дерзновенно
Мое благословенье: ты спала,
И тронуть веки синевой вселенной
К тебе сирень тянулась со стола,
И синевою тронутые веки
Спокойны были, и рука тепла.

А в хрустале пульсировали реки,
Дымились горы, брезжили моря,
И ты держала сферу на ладони
Хрустальную, и ты спала на троне,
И - боже правый! - ты была моя.
Ты пробудилась и преобразила
Вседневный человеческий словарь,
И речь по горло полнозвучной силой
Наполнилась, и слово ты раскрыло
Свой новый смысл и означало царь.

Именно женщина оказывается способной сделать мужчину царем, причем не в возвышенно-пафосном смысле, а в каком-то крайне простом, почти бытовом, что исходит из общей смысловой тональности стихотворения. Любовь женщины ценится очень высоко. Такие строки весьма характерны для понимания истинного отношения, как Тарковского старшего (который был личностью очень сложной), так и его сына Андрея (который в плане личной жизни во многом повторил пусть своего отца).
Чувства главной героини, ее боль, одиночество, обиды, безысходность ее положения - все это гениально передано в «Зеркале» с помощью зачастую простых и незамысловатых визуальных символов. Интересен и характер этой женщины – всегда спокойная, меланхоличная, как кажется ко всему равнодушная и привычная. Такого рода женские характеры можно встретить и в некоторых других фильмах Тарковского. Образ женщины, как сторонней наблюдательницы, спокойной и пассивной, не смиренной, но как будто смирившейся.

В своих ранних работах о творчестве Тарковского я уже отмечала, сколь важен в его картинах символизм воды. Вода присутствует в каждом из семи фильмов, разбираемых нами сегодня, и всегда играет важнейшую роль, но в «Зеркале» ее значение кажется особенно ощутимым. Дождь, а порою и ливень; слезы главной героини; тазы, наполненные водой и расставленные по всему дому; вода льется по стенам и т.п. Чаще всего у Тарковского вода символизирует своего рода жизненный эфир, как наполняющая собой все живое живительная влага, связующая и многозначительная и, конечно, вода тесно связана с женской энергетикой, более спокойной в противоположность мужской, которую мог бы символизировать огонь. Безусловно, символизм воды в творчестве Тарковского намного сложнее и обширнее вышеописанного, но в рамках «Зеркала», думается, мы определили его достаточно верно. Интересна сцена, в которой главная героиня моет голову в тазу и сверху ее муж (когда он еще был рядом) поливает ее голову водой, словно бы наполняя ее жизнью. Поднявшись, героиня обнаруживает, что мужа рядом нет, а весь дом вокруг рушится. Эта сцена ярко показывает моральной состояние этой женщины, которая чувствует себя потерянной в окружающей ее обстановке.

Один из наиболее болезненных смыслов «Зеркала», касательно женской тематики в этой картине, заключается как раз в печали по поводу дисгармоничного душевного состояния женщины, вынужденной взвалить на себя слишком много, вынужденной выживать одной, без поддержки мужа, любимого, без опоры, без защиты. Современными женщинами такая ситуация воспринимается достаточно легко, часто даже как нечто само собой разумеющееся, но Тарковский, показывая свое отношение к такому социальному явлению, признает его крайне неправильным. «Видимость независимости» - так охарактеризовывают жизнь главной героини в самом фильме и это определение очень точное. Тарковский в «Зеркале» говорит не о том, какой должна быть женщина, а о том, какой она не должна быть, но какой ей приходится быть, если жизнь не предоставляет иного выбора.
Ну и конечно, нельзя не отметить, что в «Зеркале» Тарковский наиболее явно и отчетливо соединяет в сознании и восприятии мужчины его мать и любимую женщину, делая их как бы одним целым существом в видении мужчины. Мать и жена главного героя, как и многие другие женщины разных поколений, оказываются парадоксально объединены взглядом на мир и мужчин, на самих себя и то, какими они хотели бы быть.

В данной картине еще очень много мотивов, касающихся женской тематики, но все их разобрать в рамках данного эссе не представляется возможным.
картинка Beatrice_Belial
(Кадр из фильма "Зеркало")

«Сталкер» затрагивает неисчислимое количество философских тем и является, пожалуй, самым сложным и великим экзистенциальным фильмом в истории кино. В этой картине поднимается множество тем, каждая из которых важна и интересна для исследования, но конкретно женская тема (разбираемая нами в рамках данного эссе) в данном фильме показана на примере жены главного героя - женщины, имеющей крайне специфический жизненный опыт в философском, житейском и любовном плане в силу особенностей ее мужа.

Немаловажным, на мой взгляд, является тот факт, что картина заканчивается (одна из финальных сцен) именно монологом жены Сталкера в исполнении Алисы Фрейндлих. Мы видим не исповедь самого Сталкера, как результат его переживаний и решений (все это остается как бы непознанным до конца и режиссер не стремится давать ответы на все вопросы). Вместо этого Тарковский показывает поистине гениальный монолог (который я считаю одним из лучших женских монологов в истории кино), раскрывающий значение любви и роль мужчины в жизни женщин так, как это видел и понимал Андрей Арсеньевич. С моей точки зрения, в данной сцене Тарковский говорит о том, какой, по его мнению, должна быть настоящая любовь женщины к мужчине и почему только прибывая в такой любви женщина может обрести счастье. Не случайно режиссер выбрал именно жену Стакера - женщину, любящую и живущую с максимально непростым мужчиной в максимально тяжелых условиях. Это - своего рода символ ничтожности всего кроме любви и искренних чувств в нашем мире.

В своем монологе героиня признается в том, что принимая решение выйти замуж за Сталкера, она знала о том, на какие риски идет: знала о тяжелой жизни, опасности родить больного ребенка, частом одиночестве и постоянном страхе за жизнь и свободу мужа. Но когда он подошел к ней и сказал «Пойдем со мной?», героиня, не раздумывая пошла за ним и (по ее собственному признанию) никогда об этом не жалела. Тарковский показывает, что основная функция женщины, по его мнению, заключается в бесконечной любви и бескомпромиссной самоотверженности, преданности и понимании по отношению к своему любимому, каким бы сложным человеком он не был.

Как гений и творец Тарковский, безусловно, сам не единожды сталкивался с ситуацией непонимания особенностей его натуры и творческой миссии со стороны женщин, к которым питал чувства. Вероятно, размышления на тему того, должна ли женщина быть рядом с любимым и в горе и в радости, должна ли она принимать особенности своего любимого, даже если не понимает их, и привели к монологу жены Сталкера.

Можно ли назвать такой взгляд патриархальным? Вполне. Но плохо ли это? Едва ли. Дело в том, что определяя роль женщины, как пассивную в паре с мужчиной, Тарковский нисколько не умалял роли женщины в жизни мужчины, напротив - он видел силу женщины именно в ее слабости, которая по факту сложных жизненных ситуаций (как, например, в случае с матерью самого режиссера или с женой Сталкера) оборачивается силой куда большей и не доступной мужчине, а потому и заслуживающей восхищения с его стороны.
картинка Beatrice_Belial
(Кадр из фильма "Сталкер")

В «Ностальгии» Тарковский впервые по-настоящему глубоко рассматривает тему современной женщины - эмансипированной, эгоистичной и стремящейся к равноправию и независимости. Взгляд Тарковского на типичную европейскую женщину 20 века мы видим на примере Юджинии.

В самом начале ленты эта героиня демонстрирует непринятие и непонимание пути верующих женщин, принимающих свою пассивную роль в обществе априори. Для Юджинии такая позиция немыслима. Но, сталкиваясь с чувством, которое она испытывает к Андрею (главному герою фильма), Юджиния становится заложницей собственных стереотипов о том, какой должна быть роль современной женщины в обществе и в жизни мужчины. Это ловушка, в которую попадает большинство современных женщин и, вероятно, Тарковский уже в те годы предчувствовал, куда приведет женщин стремление к равноправию и независимости в психологическом и духовном плане.

Предлагая свою любовь Андрею (причем в качестве визуального символа этого предложения выступает именно эротическая сцена), Юджиния сталкивается с ситуацией, когда она оказывается просто не в состоянии понять, почему главный герой отвергает ее тело, которое для самой Юджинии, как и для многих современных женщин, является символом ее любви. Героиня стремится узнать Андрея лучше, сцены, когда она говорит с ним или читает стихи, ясно говорят об этом, но эгоизм и тщеславие независимой женщины в определенный момент останавливают Юджинию, которая даже не пытается понять, почему именно Андрей отвергает ее.

«Ностальгия» рассказывает нам историю мужчины, находящегося в чужой стране в крайне сложный период его жизни, когда он, разрываясь между жизнью прошлой, чувством вины по отношению к брошенным близким и стремлению продолжать свой собственный творческий и духовный путь, оказывается на грани срыва. И вместо того, чтобы априори понять и принять его боль и терзания, героиня предлагает Андрею то, что он просто не в состоянии принять в данный период своей жизни. Тарковский с помощью визуального символизма создал невероятно откровенную и максимально информативную в психологическом смысле сцену.

К финалу фильма, отвергнув собственную любовь и покинув Андрея, Юджиния делает выбор в пользу понятного ей и успешного мужчины, жизнь с которым будет стабильной и простой (что и является приоритетом для большинства женщин), но Тарковский показывает, почему этот выбор ложный, когда ближе к концу ленты демонстрирует сцену, в которой Юджиния, будучи несчастной и не желающей признавать свою ошибку, приходит на площадь с одной единственной целью – еще раз увидеть своего любимого.

Сложная в жизни каждой женщины дилемма выбора между собственной независимостью и благополучием и самопожертвованием ради любимого мужчины раскрыта Тарковским в «Ностальгии» откровенно и бескомпромиссно.
картинка Beatrice_Belial
(Кадр из фильма "Ностальгия")

«Жертвоприношение» - один из моих любимых фильмов Тарковского. По степени сложности, глубине и многозначительности эта картина не уступает «Сталкеру» и, конечно, заслуживает отдельного глубокого анализа. Но сегодня мы остановимся только на одной теме.

Итак, фильм демонстрирует зрителю типаж женщины (жена Александра Аделаида), для которой успех и деньги являются в значительной степени показателем ценности ее мужчины (или мужчин в принципе). Она вышла за главного героя, когда тот был актером, был известен и успешен и, оказавшись с ним на островке счастья и благополучия в их идеальном доме (который столь ценит Александр), его жена посчитала себя скучающей и брошенной.

Аделаида спрашивает себя: «Почему я всегда любила одного, а вышла замуж за другого? Теперь я знаю, мы не хотим зависеть ни от кого. Когда двое любят, то делают это по-разному, один из них сильный, а другой слабее. И тот, кто слабее всегда любит безоглядно, без какого-либо расчета. Сейчас мне кажется, будто я пробудилась от кого-то сна». Этот монолог, весьма характерный для определенного типа женщин, раскрывает натуру данной героини лучше всего, заставляя зрителя вспомнить об Юджинии из фильма «Ностальгия». Таким образом, Тарковский раскрывают позицию Аделаиды -сильной и эгоистичной женщины, которая выходит замуж не за любимого, а за более успешного мужчину и лишь накануне конца света признает свою ошибку, понимая, что в слабости, которой она всегда боялась и которую отказывалась проявить, нет ничего плохого, по крайней мере, для женщины эта слабость может быть даже спасительна.

В фильме есть такой диалог:
-У актера не может быть своего "я"? В нем должна отсутствовать личность?
-Нет, не совсем. Актерское "я" растворяется в его персонаже, а я не хотел раствориться. Во всем этом было что-то греховное, как мне казалось, что-то безвольное женское в этом растворении.
Очень интересно, что режиссер затронул эту тематику. Считал ли он, что в женской любви к мужчине, невозможной без растворения в любимом и даже его обожествления в некоторой степени, вправду много греховного?

Еще одна героиня фильма – Мария. Это необычная женщина, странного вида и поведения (как покажется большинству людей). Она приехала из Исландии, покорная, забитая, но чистая и простая и искренне любящая Александра. А он, как кажется, и вовсе не замечает ее любви. Один из героев ленты называет Марию ведьмой и говорит о том, что она обладает особыми качествами и что она может прекратить весь тот ужас, который переживают герои, спасти их от конца света. Но кем на самом деле хотел изобразить эту героиню Тарковский? Какая она? Мария - пожалуй, одна из самых загадочных женских героинь режиссера.
Когда Александр приезжает в ее дом, атмосфера крайне тяжелая, картинка мрачная и темная. В доме Марии зритель видит множество атрибутов религиозной тематики. Во время разговора с Александром, Мария омывает ему руки - еще один яркий визуальный символ с использованием воды. Очевидно, это символизирует очищение героя в тот момент, когда он находится рядом с любящей его женщиной.
картинка Beatrice_Belial
(Кадр из фильма "Жертвоприношение")

Рассказ о матери. Во время беседы с Марией Александр рассказывает ей трогательную историю о последних неделях жизни своей матери и о том, как он пытался посмотреть на мир ее глазами. В этой сцене проводится своего рода параллель между матерью-женщиной и матерью-природой, так как одна из основных тем фильма – искажение людьми естественной красоты природы, загрязнение и уничтожение мира людьми. Продолжая ту же тематику, герой рассказывает о том, как однажды его сестра в угоду моде отрезала свои красивые волосы. Тарковский говорит о том, что женщина в его представлении – существо очень тесно связанное с природой, в большей степени, чем мужчина и искусственное изменение ее сущности, попытки прогнуться под изменения социума, губят женщину, уничтожают ее красоту и женственность, подобно тому, как люди рукотворно изменили саму мать-природу. Слушая Александра, Мария плачет. Всего одна сцена представляет собой целое философское наставление женщинам. Это очень характерный пример, который показывает, сколь важна была женская тема в творчестве Тарковского, как много внимания он ей уделял.

Сцена с Александром и Марией очень трогательная, одна из самых тонких и сердечных о взаимодействии мужчины и женщины во всем творчестве Тарковского. И на примере Марии режиссер показал один из самых искренних и честных женских типажей - странный, своеобразный, но очень красивый. То, как она защищает Александра, как по-матерински оберегает и успокаивает его и даже то, как с точки зрения постановки и операторской работы снята эта сцена - великолепно, очень красиво. И мы снова видим воспарение героев, как и фильме «Солярис», самый яркий визуальный символ режиссера, означающий любовь.
картинка Beatrice_Belial
"Кадр из фильма "Жертвоприношение")

Тарковский представил множество женских характеров в рассмотренных нами фильмах и о каждом он высказался достаточно подробно и содержательно. Значение имеет все - внешние образы героинь, параллели их внешности с героинями известных полотен великих художников, одежда, прически, поведение, особенности внешности, сами актрисы, выбранные на роли. Ничто не случайно, все выверено режиссером до последней детали. Постепенно в сознании зрителя формируется понимание (порою даже на уровне чувств) того, какими Тарковский видел женщин. Это настоящая философия, очень глубокая и ценная. Признаюсь, когда она предстает перед взором целостной (после просмотра всех фильмов), то ты испытываешь чувство понимания подлинного откровения, своего рода и исповеди и послания женщинам от режиссера. Кстати, мужчинам тоже будет очень интересно и полезно рассмотреть фильмы Тарковского, обращая особое внимание на женских героинь.

Заканчивая данное эссе, я хочу еще раз напомнить о причине, по которой написала его - взгляд Тарковского на роль женщины в обществе и жизни мужчины зачастую трактуется неверно и незаслуженно недооценен, в то время как трезвая и лишенная эмоций его оценка, на мой взгляд, может помочь многим современным женщинам лучше понять себя. Это одна из причин, по которым мы (именно зрительницы) должны быть особенно благодарны Тарковскому. Тут вспоминаются строки из романа Достоевского «Подросток», которые весьма неоднозначно, а зачастую и негативно будут восприняты большинством современных женщин, в то время как в них нет ничего оскорбительного для тех читательниц, которые правильно поймут смысл этих строк -

«Поверь, жизнь всякой женщины, что бы она там ни проповедовала, это — вечное искание, кому бы подчиниться… так сказать, жажда подчиниться. И заметь себе — без единого исключения»


Примечание: Представленный срез изучения женской темы в рамках творчества Тарковского, конечно, не является полным и законченным, а представляет собой лишь краткое размышление на тему.