Больше историй

21 сентября 2017 г. 20:14

16K

Я и экономика

Я и экономика -- две вещи несовместные.
Люблю смотреть выступления экономистов. Очень нравится, как они убедительно рассказывают о том, как и, главное, почему всё так произошло на прошлой неделе. Никак не могу понять, почему они так же красиво не рассказывают, что будет на неделе предстоящей?
С экономикой у меня связана грустная история: за всё время обучения в вузе я получил единственный неуд -- и как раз за экономику.

Хотите верьте, хотите нет, а дело было так.
В последнем семестре нам решили преподать экономику. Как примерный студент я стал ходить на лекции, к тому же интересно было, что за наука такая. Была на младших курсах какая-то непонятная политэкономия, но то была явно не наука, да и преподавала её бабуля с фамилией Чайникова.
И вот оказалось, что преподавателю экономики кто-то на беду рассказал о том, как перемножаются матрицы, и он почувствовал себя математиком.

-- Скажу вам, коллеги, как математик математикам, -- говорил он.

А надо сказать, к этому моменту я уже успел встретить в жизни несколько математиков, поэтому его наука казалась мне тривиальной и до невозможности скучной, и я перестал к нему ходить. Подумал, прочитаю перед экзаменом какую-нибудь книжку -- и довольно. Но так случилось, что никакой книжки я не прочитал "по объективным причинам", и вот наступил "День D". А надо сказать, это был последний экзамен последней сессии. Я уже сдал полсотни экзаменов, в том числе и по дисциплинам, в которых был ни бум-бум. Не сильно волнуясь, я прибыл в аудиторию ближе к концу мероприятия и взял билет.
В билете были какие-то вопросы, не помню уже, какие именно, кажется, что-то про прибыль предприятия и т.п. Я мысленно представил себе завод и написал несколько формул типа
П = В / З,
где П -- прибыль, В -- вложения, З -- затраты.
Иду отвечать и попадаю не к преподавателю, а к какому-то его аспиранту. И надо же такому случиться, что аспирант этот оказался не тем, кто ещё помнит, как сам был студентом, а к какому-то искателю научной, блин, истины! Я уже привык к тому, что на старших курсах экзамен всё более и более превращается из дурацкой проверки посещения лекций в беседу коллег. Думал, тут тоже будет что-то такое же. Получу свой трояк и пойду отмечать конец сессии.
Ага, как бы не так!

-- А что такое у вас "П"? -- спрашивает меня этот аспирант.

Я, не чувствуя подвоха, бодро отвечаю:
-- А это прибыль. У вас в экономике ведь любят русские буквы.

-- А какой буквой мы обозначаем прибыль в Экономической Науке? -- вдруг спрашивает он, и я чувствую, что слова "Экономическая Наука" он произносит с Большой Буквы.

-- А какой вы хотите её обозначить?

-- А разве формула у нас была такая, как вы написали?

-- А разве нет?

-- Нет, не такая.

-- А какая? -- спрашиваю я, всё ещё надеясь найти общий язык с этим представителем Экономической Науки. Но нет, надежды мои тщетны, найти общий язык так и не удаётся, и он вдруг ни с того ни с сего говорит:
-- Два!

-- В каком смысле, -- говорю, -- два???

-- В прямом, -- отвечает жрец Науки. -- Формулы ваши неверные?

-- Ну... может, и неверные...

-- Буквы не те?

-- Да какая разница в буквах-то?

-- Разница большая. По сумме достижений вам -- два! Придёте в следующий раз!

Помню, я был оскорблён таким формальным подходом до глубины души. Это ж надо! Последний экзамен последней сессии, водка давно нагревается, а он, гад, со своими буквами пристал!

-- Может, всё-таки три? -- спрашиваю на всякий случай, -- всё же я три формулы написал. И буквы есть...

-- Нет, -- отвечает он твёрдо и убеждённо. -- Формулы неверные. Буквы не те. Математика не терпит небрежности. Два!

Конец простой. Водки я всё-таки выпил. Все пили, я тоже. Кажется, я был единственным, кто получил неуд на этом экзамене.
Прочитал потом книжку какую-то, получил свою четвёрку на пересдаче и отбыл на военные сборы изучать матчасть "изделия 8К-84", как именовалась межконтинентальная баллистическая ракета, предназначенная для разрушения городов "вероятного противника". Среднеквадратичное отклонение боевой части от цели у этого "изделия" было не то километр не то два, но это совсем другая история.
А с экономикой с тех пор не заладилось. Самая трудная наука оказалась. Хотя учить её, разумеется, надо. Прибыль предприятия, скорее всего, почти никому никогда не понадобится, но вместо кучи бесполезных наук в старших классах школы всё-таки следует рассказывать людям, что делать с деньгами, если они вдруг появятся.

Комментарии


Поучительная история в плане экономики и подготовки к экзаменам!


Как отличник-математик в школе и институте, да еще и экономист по образованию, я не могу безучастно смотреть на такое отношение к формулам! :)
А если честно, кому нужны эти формулы в нашей стране? Может быть, я рассуждаю, как человек, ни дня не проработавший экономистом, а у нас, у бухгалтеров, - там все проще: П = В (выручка) - З.
Сколько экономических анализов я сделал по студенчеству - все ерунда и никому не нужная трата времени. Конечно, с 1996 г. уже 20 лет прошло, но я думаю, если делать анализ сейчас, на открытых данных, то будет такая же нарисованная фигня.
А вот насчет книги Бодо Шефера - скажу только в положительном ключе. Я ее читал, как и кучу других книг Шефера и других авторов, пишущих на эту тему - полезная вещь. Подрастет мой сынок - будем обязательно вместе изучать. Пригодится


Передавайте мой привет сынку :)
Надеюсь, он подойдёт к пенсии с лучшими результатами, чем я, тем более с отцом -- бухгалтером и экономистом и с пёсиком по имени Мани в качестве учителей :)


Спасибо! Он пока только ходить научился, как только научится хоть немного говорить - обязательно передам ☺


Передавайте сейчас. Что тянуть?
:)))


Договорились! потом продублирую ☺


Спасибо! Он пока только ходить научился, как только научится хоть немного говорить - обязательно передам ☺


Я никогда не мог заинтересовать людей экономикой. Как-то судьба завела меня преподавать эту самую экономику для филологов (даже, скорее, для учителей русского языка) - был у них такой курс "Экономика образования". Я им даже книжку небольшую написал (ну как, написал - скорее систематизировал. Для полноценного издания нужна была масштабная переработка, но как пособие, альтернативы которому в природе вообще нет - сойдет. Кстати, потом я увидел уже эту свою компиляцию, украденную другими авторами курса, и тоже допиленную - это второй раз, когда мне было приятно, что у меня что-то украли). Но дело не в этом - я старался им рассказывать интересно. Как мог старался. Очень старался. И не смог - все разбилось о каменную стену их непонимания/отсутствия интереса. Причем я никогда не читал сухо, но...
Говорят Иисус Христос был не очень удачным пророком - только 1 из 10 исцеленных к нему вернулся, в любой академии по продажам или маркетингу его бы уволили за такой результат. Ну так у меня было все хуже - из 150 человек, что слушали этот курс за пару лет, не зантересовался ни один вообще.
Кстати, взрослые люди тоже не заинтересованы в экономике именно как науке - большинство хотят услышать ответ на свой вопрос, и любое подвод к этому ответу воспринимают как уход от темы. Ну и ответ им не нравится - ясное дело. Экономика вообще не дает ответов, которые бы могли понравиться отдельному человеку.


Экономика как таковая -- наука действительно довольно скучная. Обычный человек её никак применить не может. Поэтому филологам или учителям рассказывать об экономике -- пустое дело. Поздно.
А вот старшеклассникам, я думаю, надо обязательно рассказывать, как надо обращаться со своими деньгами, чтобы от них был какой-то толк, а не одно только сплошное расстройство. Напишите книгу об экономике для young adult -- сделаете великое дело :)

А про Христа согласен: маркетолог он был слабоватый. Вот мой тёзка святой апостол Павел смог Иисуса так раскрутить, что просто дивиться остаётся. Вот кому бы книги по маркетингу писать вместо посланий к каким-то давно вымершим галатам :)))


Ну то были не учителя - то были студенты, учащиеся на учителей. Но, кстати, я хочу отметить, что будущие педагоги вообще, почему-то, не слишком любознательные.
Написать книгу для детей - вот никогда не хотел писать книгу для детей. Боюсь, в нашей стране книги надо писать для взрослых. А для детей американцы успешно пишут "Физика в комиксах", "Химия в комиксах" - наверняка есть и "Экономика в комиксах".
Ну и да, Павел в плане "работы в вечность" был очень крут. Но Христос отлично работал непосредственно на аудиторию, а Павел создал такую стратегию "в вечность".


Если принять во внимание непосредственный итог "работы на аудиторию", приходится усомниться в правильности стратегии. Дюжина учеников и казнь -- не особенно сильно выглядит :)
А книг для взрослых написано много. Похоже, их никто не читает, потому что "меры по поддержке бизнеса" в стране всё равно убьют любую инициативу, хоть сто книг прочитай.
Вся надежда как раз на детей. Точнее, не совсем на детей. На young adult-ов. У них есть шанс увидеть какие-то другие меры поддержки. Ну или отвалить со временем туда, где бизнес не поддерживают...


Корпорация то получилось на заглядение - значит бизнес-модель себя оправдала.
А про книги не соглашусь - у нас мало литературы "для взрослых", да еще чтоб с отечественной спецификой. Есть книги "для специалистов" - но если я захочу дать почитать какую-нибудь книгу, например, людям моего возраста - я не найду такой.
И здесь важно не путать - бизнес и экономику. Книг по бизнесу достаточно много (оставим их качество, хотя сразу скажу, что оно низкое) - а вот по экономике почти нет. Это колоссальная проблема во всем сообществе, что государство пытается решить своим проектом "финансовая грамотность". Понятно, что научить людей считать проценты надо с детства - но сейчас нам нужны книги про это и для взрослых. И даже не просто про проценты - а книги, которые бы привили понимание, чтоб никаких глупых вопросов и тезисов: "Россия - самая богатая страна" не возникало.


Вероятно, вы правы. Бизнес кое-как можно строить и без знания экономики. В бизнесе удача нужна больше, чем теория.
Экономика нужна в государственном масштабе, плюс на самом деле, чтобы задавать меньше глупых вопросов типа "а почему бы нам не установить курс доллара в 62 копейки, как это было в 1970 году?"

А детей всё-таки надо учить распоряжаться своими деньгами, чтобы к взрослому возрасту они могли плевать на государственную социальную систему и строить свою жизнь без надежды на государственные подачки. Тогда у нас относительно свободное общество относительно свободных людей будет. ("Относительно", разумеется, из-за Большого Брата, от которого теперь уже никуда не деться.)