Больше историй

1 сентября 2017 г. 01:16

3K

Маленький спойлер

Норман Дойдж рассказывает об интересных экспериментах. Поскольку таких описаний в книге полно, приоткрою суть одного.
Берётся, к примеру, слепой человек. Ему на язык или на спину приклеивают матрицу из электродов, соединённую с телекамерой. Изображение с камеры посылает на электроды сигналы, грубо соответствующие светлым и тёмным пикселям.
После определённой тренировки слепой подопытный начинает различать предметы, такие как телефонный аппарат, вазу и т.п. Он даже может распознать телефон, частично перекрытый вазой.
Слепой человек видит!

Удивительное дело!

Ещё более удивительно вот что.
Примерно в то же время, когда Пол Бач-и-Рита делал свои эксперименты, я работал в одном из институтов Академии Наук СССР. Там я занимался много чем, в частности, и такой вот темой.

Берём пилота истребителя. И пусть этот истребитель догоняет ракета. (Надеюсь, я не раскрою государственных тайн. Это всё было 30 лет назад с лишним.)
Чтобы уйти от ракеты, самолёт должен выполнить ряд рекомендованных манёвров на предельных режимах. А предельные режимы сопровождаются высокими перегрузками.
Так вот, при перегрузке 9g пилот теряет зрение. При 12g -- слух. При 16g его покидает сознание, а при 18 он быстро погибает. Возможно, я немного неточен в числах, но это не важно. Важно, что человек не видит и не слышит приборов, а от ракеты уйти ему всё-таки надо, а то боевое задание не будет выполнено. И важно, что в принципе, будучи ещё в сознании, этот ничего не видящий и не слышащий пилот в состоянии управлять машиной. Ему надо только знать, где ракета. А он, бедняга, слеп и глух...

Что же нам делать?

А вот что. Вплоть до полной потери сознания у пилота сохраняется тактильная чувствительность. Так давайте наденем на него ботинки, оборудованные вибродатчиками. И пусть вибродатчики щекочут пилоту стопы по определённой системе, так чтобы он мог понять, с какой стороны находится ракета, куда движется и с какой скоростью. Тогда он совершит нужный манёвр и обманет опасную железяку.
Почему именно ботинки? А потому что руки занимать под это дело нельзя, у них свои задачи в полёте, а чувствительность стоп не сильно хуже, чем ладоней. Говорили, что ещё лучший результат может дать оборудование в виде презерватива с вибродатчиками, но эта идея почему-то развития не получила :)))

Испытуемые тренировались на специально построенном стенде с ботинками. Со временем они научились с какой-то точностью определять необходимые параметры, тема была успешно закрыта, все выпили по этому поводу водки. Есть ли у сегодняшних лётчиков что-нибудь вроде умных ботинок или презервативов, я не знаю.
Не удалось мне и самому испытать работу всего этого оборудования, потому что надо было обеспечивать сбор и обработку информации и ещё надзирать над пятью программистками, которые были задействованы в этом и прочих проектах. До сих пор жалею, что так и не влез в те ботинки.

Так что несколько десятилетий назад АН СССР кое в чём шла в ногу с мировым уровнем. Боюсь, сегодня, это совсем не так. Знаю даже, почему не так. Впрочем, это все знают. Причин много, но это слишком долгая история, чтобы её обсуждать.
Сами пусть разбираются, если могут.