Больше историй

6 июня 2017 г. 17:02

1K

Сказочник?

В рамках работы над серией статей, посвященных наиболее странным и малоизвестным сказкам Ганса Христиана Андерсена, я столкнулась с несколькими любопытными вопросами, о которых хотела бы рассказать больше. Дело в том, что как раз наименее известные произведения этого писателя раскрывают такие особенности Андерсена, как религиозность и чрезмерная жестокость. Но если подчеркнутая христианская мораль и нравоучительные мотивы можно объяснить тем, что автору было выгодно писать свои сказки в подобном ключе, дабы они лучше издавались и выше ценились (не будем забывать, в какие времена он жил), то жуткие садистские подробности, как кажется, вовсе не были необходимостью, но, тем не менее, Андерсен прибегал к ним до странности часто.

картинка Beatrice_Belial

Такие сказки, как «Красные башмачки», «Девочка, наступившая на хлеб», «Дочь болотного царя» и многие им подобные демонстрируют чрезмерно жестокую (на взгляд современного читателя) христианскую мораль. Немаловажно, что герои всех этих сказок - дети или подростки, а события, с ними происходящие, показывают слишком высокий уровень садизма даже для наказания взрослых грешников. Но если вспомнить некоторые подробности биографии Андерсена, относящиеся к его детству, то становится понятнее, откуда взялась такая жестокость именно по отношению к детям. Доставляло ли писателю удовольствие издеваться в своих произведениях над маленькими грешниками или же он действительно был настолько верующим человеком - вопрос, заслуживающий отдельного обсуждения.

В поисках ответа на него не стоит забывать о том, что у Андерсена есть сказки, не имеющие практически никаких религиозных мотивов, но все равно очень жестокие. Вспомним «Эльфа розового куста» или «Гадкого утенка». Есть у этого писателя и категория сказок, где речь идет не о физическом насилии, а о тонком и жестоком психологическом садизме. И именно такие его произведения стали наиболее популярными и успешными. К данной категории можно отнести «Русалочку», «Девочку со спичками», «Стойкого оловянного солдатика» и многие другие. В этих сказках читатель видит моральные страдания героев, иногда подкрепляемые и страданиями физическими, которые все же уходят на второй план. Несчастная любовь, предательство, разбитое сердце, разлученные возлюбленные, умершие от голода дети, муки совести и тому подобные мотивы показывают страшные душевные страдания героев.

Были ли подобные особенности произведений Андерсена следствием его собственного характера, тяжелого детства, особенностей сложной и, прямо скажем, странной психики этого писателя - вопрос остается открытым. Едва ли можно поспорить с тем, что сказки прошлых столетий традиционно изобиловали жестокими деталями, а часто и изощренным садизмом, но в случае с Андерсеном речь идет несколько о другом. Все-таки не будем забывать, что писатель жил в 19 веке, а не в средневековье.

Иногда я спрашиваю себя, почему он писал сказки? Ведь и по строению сюжета, и по содержанию, и по морали, и по уровню жестокости большинство его произведений походят скорее на рассказы, повести или социально-философские притчи. Ответ, я думаю, кроется в том, что Андерсену было важно не ограничивать себя реализмом. В те времена работать в жанре мистики и ужасов было гораздо сложнее, чем в 20 веке (или, уж тем более, сегодня). А Андерсену, по всей видимости, было важно прибегать к волшебству в своих произведениях. Это давало писателю возможность не сдерживать свою фантазию и использовать (кстати) гораздо более изощренные пытки, а обличение кровавой и жестокой сути его творений в форму нравоучительных сказок превосходно защищало от лишних вопросов. Кроме того, были и чисто практические причины. Сборники сказок во все времена продаются куда лучше, чем литература для взрослых. Но, так или иначе, с одним поспорить точно нельзя - Андерсен никогда не был детским писателем. Быть может, вовсе и не стоит запрещать детям читать его сказки (например, автор этой статьи с 5 лет читал Андерсена), но не стоит и обольщаться по поводу чуткости и любви писателя к детям. Много доброго сказано о том, как Андерсен любил детей при жизни, но то, что с лицевой стороны часто выглядит как красивая красочная обложка детской книги, в содержании нередко скрывает именно то, что таят в своей сути сказки Андерсена.

Подводя итог, могу сказать, что изучение творчества этого писателя уже во взрослом возрасте оставило множество вопросов для меня. И мне сложно в полной мере определиться с тем, почему Андерсен писал именно так. Но одно я могу сказать точно - уникальность его произведений, их сложность, неоднозначность, жестокость и честность практически не имеют аналогов в рамках так называемого жанра «детская литература».

Какими бы были романы или повести Андерсена, если бы он писал для взрослых? Чем автор заменил бы волшебные мотивы и кто бы пришел на смену ангелам и ведьмам? В одном можно не сомневаться - главными героями по-прежнему выступали бы преимущественно дети и страдали бы они много.

P.S. Список ссылок на мои рецензии, истории и статьи, посвященные сказкам Андерсена.

Статья о сказке "Красные башмачки"
Статья о сказках "Немая книга" и "Пропащая"
Статья о сказке "Эльф розового куста"
Статья о сказке "Тень"
История о сказке "Гадкий утенок"

Комментарии


Уже запланировала перечитать Андерсена, т.к. очень давно это читалось.


Рада, если вдохновила ) Вчера вышла последняя моя статья в серии по его сказкам, интересно было перечитать некоторые из них во взрослом возрасте )


Вот и мне интересно восприятие именно во взрослом возрасте)


Интересно, что сказал бы Андерсен последователям, которые создают сегодня свои произведения "по мотивам"? Например, когда из "Русалочки" выкидывают всю христианскую подкладку и приделывают в конце happy end?
Может быть, Русалочке в Копенгагене всё время отпиливают голову именно в знак протеста против постоянных попыток "очеловечить" Андерсена? Сомневаюсь, что это так, но кто их знает, этих вандалов?


Лично я резко против изменений в его сказках в духе мультов Дисней) Хэппи энды этим сказкам точно не нужны, также как и современное упрощение. Про вандалов не знала, жаль Русалочку.


Я тоже сомневаюсь, что Андерсену понравились бы эти мультики.


Мне нравится советский мультик про Русалочку. Он своеобразный, но милый и душевный, с красивой музыкой:)


Не помню его. Посмотрю как-нибудь :)


Так Андерсен же писал и романы. Один я даже читал, - "Импровизатор" - любопытная вещь (сколько помню, особой жестокости в нем нет) и "Всего лишь скрипач" тоже собирался, но руки пока не дошли. Вопрос о жестокости считаю более риторическим (а жизнь всегда подает поводы, чтобы писать ее в мрачных тонах), то есть вопросом из той же серии - почему писал сказки? Так уж получилось: сказочник, вот и писал сказки:) Но не только.


Я имела в виду то, что все же Андерсен писал преимущественно сказки и именно они его прославили, хотя по сути он сказочником не был, потому что его произведения не слишком укладываются в этот жанр. Согласна, что жизнь всегда дает поводы писать о ней в мрачных тонах, тем более, что детство и жизнь самого Андерсена были далеко не радужными.

А ты бы читал своим детям такие сказки? У меня нет детей, но если бы были, то я бы, пожалуй, читала им эти сказки:))


Ну, уж "Снежную королеву", конечно, прочел бы. "Дюймовочка" опять же, "Прицнесса на горошине". А вот "Маленький Клаус и Большой Клаус" точно не стал бы:)


Правильно, тут нужен избирательный подход:)) А вот мои родители давали мне читать все подряд, с 5 лет брала из семейной библиотеки,что хотела и читала, они даже внимание особо не обращали.


Так это - что я прочел бы, а что они сами бы прочли - разве уследишь? :)


Боюсь, что современные дети по собственному желанию читают только твиты:))) Хотя, все зависит от воспитания, твои бы точно были читающими и образованными:)