Больше историй

29 марта 2017 г. 17:45

1K

Муза - мой пол в душе. Андрей Платонов

Не замечали, что творчество писателей и поэтов, рождённых осенью, отмечено мрачным холодком какой-то осени мира, почти прозрачного, сквозь который просвечивает несказанная, обнажённая синева и звёздность?
К этой синеве и звёздности и стремился Рембо, но, в итоге, душа отхлынула от берега тела, и сердце-корабль, словно пьяное, медленное солнце, село на мель, и жизнь и судьба поэта пережила нечто похожее на загробные мытарства души : страницы со стихами Рембо, вздохнули парусами, и поэт отправился навстречу бессонному солнцу Абиссинии, Египта, Эфиопии, туда, где потом его догонит на своём захмелевшем трамвае Гумилёв. Забавный эпизод из набоковского романа "Смотри на арлекинов!" : "где-то в Абиссинии пьяный Рембо читал удивлённому русскому путешественнику стихотворение "Le Tramway ivre".

Вслед за Бодлером, с его мистическим эротизмом "Приглашения к путешествию", душа Рембо влеклась в неведомое, где за тёмной рябью строк и пеной звёзд, за облаками, ливнями волос любимого человека, за снеговыми паутинками, паутинками ресниц - ибо мы закрываем глаза при поцелуе ( этим первым поэтическим порывом в истории человечества, в котором таинственно и сладко, объект любви сливается с миром, и мы словно бы целуем ветер, ночь, аромат цветов...), который Рембо, в своей "Зимней мечте", назвал "бродяжкой-паучком",- за "сапфирами сумерек" ( камертон первой строки "Ощущения" в переводе Лившица, даже лучше оригинала), за нежными "Ответами Нины", осенне сквозится новый нежный мир.

Рука в руке, давай с тобою
Уйдём скорей
Туда, где утро голубое
Среди полей.


Но далеко ли смогли убежать влюблённые, душа поэта?
Воздух ярко улыбается мотыльками и музыкой стихов... душа поэта ударилась о небо, словно о засиневшее рассветное окно. Неоромантизм ( Рембо, как и Перси Шелли, мечтал поэзией изменить мир) сменился сарказмом, бунтом против законов неба и земли.
В своём письме о ясновидении, Рембо писал, что "поэт превращает себя в ясновидца длительным и обдуманным приведением в расстройство всех чувств. Он идёт на любые формы любви, страдания, безумия. Он ищет сам себя. Он изнуряет себя всеми ядами. Он становится самым больным из всех, самым преступным, самым про́клятым - учёным из учёных! Ибо он достиг неведомого."
В этих словах есть нечто от христианства самой жизни, вне религии, к которому Рембо придёт к концу жизни. Тут стигматы вдохновения и жизни, раны жизни.

Примяв тёплый, колкий блеск звёзд, словно траву, лежит Земля - "спящая в ложбине" ( опять-таки, гениальное прозрение Рембо, сравнившего в этом дивном стихе умирающего солдатика в траве, с какой-то обнажённой нежностью ребёнка, возвращающегося к своей матери-земле), а над Землёй, словно бы зримая из голубой, звонкой глубины, плывёт луна...

По черной глади вод, где звезды спят беспечно,
Огромной лилией Офелия плывет,
Плывет, закутана фатою подвенечной.
В лесу далеком крик: олень замедлил ход.

По сумрачной реке уже тысячелетье
Плывет Офелия, подобная цветку;
В тысячелетие, безумной, не допеть ей
Свою невнятицу ночному ветерку.



Сколько муки и трагизма всего женского в этом стихе, вот уже века не могущего допеть свою песнь. Что миру хочет женщина сказать?
Муза - Ева каждого поэта. Его лучший сон о женщине, как о своём самом сладком безумии.
В том же письме о ясновидении, Рембо, в феминистском прозрении, высказывает дивную мысль о женщинах :
Когда будет разбито вечное рабство женщины, когда она будет жить для себя и по себе, мужчина - до сих пор омерзительный - отпустит её на свободу, и она будет поэтом. Женщина обнаружит неведомое!"

Удивительная и трагичная для самого Рембо мысль! В своём нетерпении сердца и души, желая приблизить это сверкающее время свободы и роскоши женской души, Рембо бессознательно решается на феминизм души, освобождая её из под бытийного, вековечного господства тела. Он даёт свободу вечно-женственному, освобождая, расковывая и свою поэзию, творя пьянящую музыку чувств и образов, рифмы чувств и образов, которыми так часто мыслят женщины.

Тэк-с... в этом месте истории я чуток "поплыл" : хотелось что-то сказать о Сартре и его мыслях о гомосексуализме Рембо, сказать о Верлене, Малларме, Лорке, Набокове... остановлюсь на Набокове, так любившего творчество Рембо.
Вас никогда не интересовал косвенный интерес Набокова к гомосексуализму? Нет, не хочу тут даже касаться его брата Сергея, "урановой" темы в Кембридже тех лет, вернёмся на Землю, к её разноцветным звукам, к цветному слуху, которым, как и Набоков, был наделён и Рембо.
Быть может, Набокова интересовала гомосексуальная тема ( умудрился ведь разглядеть в "Анне Карениной" двух гомосексуалистов! Кстати, есть нечто общее в бегстве Рембо - из ада- и Толстого - из рая - жизни - в той же мере, в какой и тема двойничества? Вот только это мучительная, тёмная, пьянящая раздвоенность бытийного, самосознания. Та вечно скользящая, сверкающая грань между телом и душой, телом, которое душа вечно желает обнять : душа - луна, солнце - тело : идеальное, равноправное, полное затмение!
И в таинственной эпилепсии Достоевского, и в сомнамбулическом гомосексуализме Рембо, и в обморочном обнажении нервов и чувств у Вирджинии Вулф, - слышится почти гумилёвский "крик и изнеможение тела", "под скальпелем природы и искусства, рождающего орган для шестого чувства".
Наряду с вдохновением, это самый нежный, таинственный, мучительно-творческий вид сумасшествия не ума, но тела, которым пытается мыслить душа, обнажённо, прозрачно, цветно касаясь цветов ли, звёзд ли, глаз...

Рыдала розово звезда в твоих ушах,
Цвела пунцово на груди твоей пучина,
Покоилась бело бескрайность на плечах,
И умирал черно у ног твоих Мужчина.

..................................................................................

Розовослёзная звезда, что пала в уши
Белопростёршейся спины тяжелый хмель.
Краснослиянные сосцы, вершины суши.
Чернокровавая пленительная щель.

Эти два перевода - словно женщина и мужчина. Они такие разные, но выражающие одно и то же. Мучительная раздвоенность и вечно иной, то нежный, то грубый, буквальный взгляд на себя и на мир.
Изумительное, эротически-кошмарное стихотверение, выражающее не только трагизм "пола", но и трагизм мужчины и женщины. Это стихотворение словно бы написано мрачным эротизмом красок трагических картин Эгона Шиле.
картинка laonov
Владимир Куш.
Этакий Набоковско-рембовский "Пьяный корабль", одинокий, ранимый, вечно устремлённый к другим берегам неба ли, земли ли, словно бы состоящий в нежном родстве с Летучим голландцем.

Комментарии


Очень люблю картины Куша, они прекрасны, метафоричны :)


Да, картины у него замечательные. Забавно то, что многие их путают с Дали)


Забавно, они же совсем разные!
Я многие работы у него люблю. картинка Tsumiki_Miniwa


Не, прозрачные схожести с Дали есть. Видно, что Куш любит Дали)
Люблю эту картину : Один из снов Набокова после чтения Дон Кихота)


Если так можно выразиться, Дали грустный. Куш светлее, позитивнее.


Только недавно писала об Офелии и даже не знала, что у Рембо есть такие дивные строки о ней:) По поводу феминизма я с ним не согласна, как-то не привязывала вещи, о которых в том письме написал Рембо, к женской поэзии. Я думаю, что у женского прозрения совсем иные корни, иное происхождение.


Тоже решила нарушить молчание?) Просто обожаю этот стих Рембо.
Интересно, и почему же не привязывала вещи в письме Рембо с женской поэзией? И какие же иные корни ( о листве ведь не говорим?)) у женского прозрения? Вроде бы всякая глубокая истина и мысль, имеет порой несколько "корней", и иногда очень интересно и важно проследить хотя бы один "корень". Но это не значит, что он, его "голос", единственный.

p.s. У тебя в рецензии на "Сашку" Лермонтова, есть одна подозрительная строчка. Или мне показалось?)


Ты еще помнишь мой ник? Я меняю аватарки и обновляю профиль так часто, что меня тут опознают только близкие друзья и то не все с первого раза:)) Почему не привязывала? Для меня женская поэзия неразрывно связана как раз с познаванием неведомого и вот это самое познавание не слишком вяжется с "она будет жить для себя и сама по себе". Скорее, оно связано именно с обращением своей души в душу любимого (именно мужчины) и раскрытие потаенных граней и возможностей (если они есть) своей души через этот процесс. Как-то так:) Корней много, но они разные, некоторые- вялые и слабые, другие- самые сильные и важные.

По поводу "Сашки", перечитала рецензию, никаких подозрительных строчек я там не нашла и когда писала не имела умысла их туда поместить, так что напиши что за строка, а то может я там опять опечаталась, как со мной иногда бывает:))

P.S. Твоя недавняя история на стихотворения Гумилева очень хороша.


Не только помню, но, думается, в отличии от иных друзей, знаю его значение)
Хм... как же разно порой смотрят на вещи мужчины и женщины! Эту строчку Рембо "она будет жить для себя и сама по себе", во-первых, я как-то косвенно пропустил через себя, а во-вторых, это было сказано мужчиной, юношей, в определённом контексте умонастроения, а значит женщине, прежде чем познавать неведомое ( нежная тавтология : неведомое познаёт неведомое), нужно опереться на себя, на душу, вспомнить кто она и зачем она на земле. И вот как вспомнит об этом, так и перестанет жить "для себя и сама по себе". Вот так я понял.
А так, поэзия вообще вся устремлена в неведомое. Скажу больше : чем подлиннее она, тем больше стираются грани между понятием "мужчина" и "женщина". Хотя сами по себе они, словно волхвы, подносят свои сокровенные дары "прекрасному".
"Своей души в душу"? К этому стремится не только поэзия) Это один из самых важных "голосов". Важно, чтобы сливались не только "дыхания", но и "голоса".

p.s. Я уже и забыл какая ты хитрая) Ладно, хороший ход с упоминанием моей истории на Гумилёва.
Правда? Ничего не писала? Или "покажем" вместе? Твой ход.


О, я же писала историю про значение моего ника (одной его половины), но как всегда все самые лучшие (с моей точки зрения) мои истории нафиг никому не нужны:)) По поводу этих строчек Рембо- сначала понять себя, потом понять непознанное через любовь к мужчине- так подытожу для себя эту тему. Ты понял правильно, в принципе:)

Скажу другое- на мой взгляд, более важное- ты стал НАСТОЛЬКО лучше писать, молодец:) Ты и раньше неплохо писал, но сейчас это уже несколько другое, новый уровень.

P.S. Я примерно понимаю, какую строчку ты имеешь в виду, но что мне показывать? Когда писала рецензию, имела в виду отличного парня Сашку из поэмы Лермонтова (я помню, что ты Александр), так же как и ты, когда писал историю на Гумилева имел в виду его Беатриче и Ольгу (и я даже помню, что я Ольга). Мы честны с самими собой и друг с другом, как обычно:)

P.P.S. Короче, я теперь буду комментить понравившиеся мне из твоих историй, иногда реально хочется высказать мнение, а порой и уточнить что-то, так что готовься:)) Нравится тебе или не нравится, мне все равно:)))


Да, видел эту историю с первой частью ника. Не знаю как другие, но настоящие истории у тебя выделяются, цепляют, и не важно, сколько у них "плюсиков-просмотров" : они почти элитарны. Кому нужно, тот оценит.

Кстати, не знаю как я, но ты стала писать просто великолепно, а некоторые истории - ах! ) Особенно запомнилась одна, ночная. ( она подмигивающим эхом отозвалась в одной из моих историй). Но ты, разумеется, этого не заметила.

p.s. ... так не честно. У меня кончились все карты. "вскрываться"- нечем. Ты права : мы имели в виду именно это. А вот на этих словах : "и я даже помню, что я Ольга", я вспомнил о твоём нежном "прозвище", о котором мало кто знает. Очень тонко)

p.p.s. Ну наконец-то разулыбалась, оттаяла) Если не против, я тоже буду наведываться к тебе. Лады?


Да, я читала твое "одно странное расследование" на книгу Эдгара По, а также ту историю, которую ты назвал "итогом бессонницы". Потрясающе получилось, я перечитала несколько раз, чтобы убедиться в том, какое именно направление (ход мысли) ты избрал в той истории и в итоге была очень приятно удивлена (почти шокирована). Это было замечательно, очень интересный и захватывающий у тебя вышел итог бессонницы:)

Конечно, если какие-то из моих историй или рецензий тебя заинтересуют, комментируй, узнаю твое мнение о них:)


Боюсь даже спросить, чем же ты была так приятно удивлена и шокирована в моей истории? )

p.s. д.у.п.б.э.с.