Больше историй

17 октября 2016 г. 18:19

273

Недавно я наткнулась в сети на радиоинтервью Людмилы Сараскиной и Владимира Хотиненко по поводу сериала «Достоевский», где Людмила Ивановна блистательно отстояла доброе имя Достоевского и сказала много правды о фильме Хотиненко. Помимо прочего, в этом интервью была затронута тема отношения Набокова к Достоевскому и романов В.В. «Ада» и «Отчаяние». Я хочу процитировать невероятно меткие, гениальные слова Л.И. Сараскиной по поводу романа «Отчаяние».

Я бы ему сказала, знаете что? В.В, дорогой, я, кстати говоря, была в Монтрё на его могиле, там разбросаны маленькие бумажки розового и синего цвета в форме бабочек и там лежат авторучки и можно написать писателю и бросить в траву. И я это сделала и я бы ему сказала, что… он же Достоевского ругал, что тот третьесортный романист, никудышный писатель, никчемный строитель сюжетов. В этом его мнении было больше ревности. И вот что самое главное, что Набоков говорил, что Достоевский настолько плохо строит свой сюжет (он имел в виду Раскольникова), что тот настолько примитивный, убил старуху, ходит, бродит, капиталом не воспользовался. И Набоков придумывает такую версию- вот я напишу роман с идеальным убийцей и идеальным убийством, где будут все концы в воду, где будет все проделано идеально и никакой рефлексии у этого убийцы не будет. Это у него было намерение и вот он начинает писать роман «Отчаяние», роман блистательный, изумительный в своей правде. Он начинает спорить с Достоевским, что я сделаю нового героя, он не будет уже таким хлюпиком Раскольниковым, а он будет настоящим мачо, который убьет и не почешется. И вот он пишет свой роман про Германа Карловича, который убивает и делает грубейшую ошибку, оставляет в машине трость с отпечатками пальцев и все, и он пойман, и загнан в угол и произносит монолог как Попрыщин гоголевский : «Я сумасшедший, я сумасшедший, я сумасшедший». Т.е, тем самым, Набоков показывал, что никуда он от Достоевского деться не может, что идеального убийства не бывает, что убийца всегда оставляет следы и поэтому такой заголовок «Отчаяние». И у героя романа отчаяние, и я думаю, что и у автора отчаяние, что он не смог уйти от Достоевского, хотя хотел.

В записке, оставленной на могиле Набокова, Людмила Сараскина написала: «Помиритесь с ним» и тут я готова подписаться под каждым словом, ибо непримиримость с Достоевским, думается, была одной из главных трагедий в жизни Набокова.

Комментарии


А вот что интересно:

что идеального убийства не бывает, что убийца всегда оставляет следы

А Раскольников-то совершил по сути именно идеальное убийство. Если бы у него был другой характер, т.е. если бы он был другим человеком, никакой Порфирий Петрович его не уличил бы. Разве не так?

Что же до отношения Набокова к Достоевскому, то я это, что называется, принял к сведению, не более того. Быков, например, тоже ругает Булгакова -- и что? В отношениях писателей к своим "братьям по оружию" лучше разбираться психологам. А иногда и психиатрам :)))


Более того, я вам скажу, что фактически Раскольников сам принял решение сдаться, а так Порфирий его бы не сумел привлечь. В том то и дело, что убийство Раскольникова идеальное.

А про отношения писателей друг к другу- это все итак понятно, старая тема. Не к тому история была:)


Ну да. История эта про Набокова, и мои ответы на похожие темы как-то странно раздвоились :)))
В общем, Набоков не мой автор...