Больше историй

2 июня 2016 г. 02:10

696

Есть несколько книг, которые сформировали из меня то, что я есть на данный момент. Вот эта - из их числа.

Я вовсю коллекционировала книги из "Бестселлеры Голливуда" и этот томик, лежащий в распродаже, пленил моё хищное сердце коллекционера, помноженное на методичное "если начала собирать, надо собрать их всех" (слава Господу, что я почти не знакома с покемонами, я бы точно стала собирать ВСЕХ). Первую часть, то есть про "Крюка", я так и не прочитала по сию пору, полностью захваченная сказочной красотой (а в книге, у кого есть, тот помнит, вклеены страницы с кадрами из фильма) короля гоблинов Джарета.
Книгу я проштудировала раз пятьсот. Обычно читала под партой, специально брала в школу, чтобы высиживать скучные уроки (как сейчас помню, обычно так сидела на физике, так как этот предмет и так знала на отлично, а вот уроки мне казались скучными).
После такой любви к книге фильмы обычно разочаровывают. Со мной произошло всё с точностью до наоборот. Едва у меня появился фильм, как книга была забыта. А когда кто-то подрезал мою кассету с "Лабиринтом", я взамен купила лицензионную кассету с оригиналом и по сию пору могу цитировать кусками на английском с полным сохранением интонации.
Само собой, я долго была влюблена в Боуи (кто не влюблялся в пятнадцать лет в Боуи, тот потерял всю юность) и люблю его и по сейчас, пусть даже Зигги Стардаст улетел в этом январе на свой Марс. Джим Хенсон является моим любимым режиссёром. Не "одним из", а самым любимым, даже при сравнении его с тем количеством фильмов, которые я видела. Его "Маппеты", "Скала фрегглов" - это нечто настолько экзотическое, атмосферное, безумное, что является полным соответствием слову "гениальность".

К книге я вернулась спустя очень много лет. Я делала текстовую РПГ и в поисках "информации и побольше, побольше" решила поискать старое издание. Его не оказалось, потерялось при каком-то переезде. Пришлось заказывать букинистическое, долго ждать, пока кто-то решит продать. И вот книга в руках. "Буэ", - говорю я. Потому что мне иллюстрации запомнились намного более красивыми.

картинка angelofmusic

Посетовав на недостаток юношеских воспоминаний, когда трава была зеленее, а разглядеть красоту парня удавалось и на крупнозернистой фотке и погружаюсь в чтение. Дочитываю. Откладываю. Иду к зеркалу. Точно. Глаза стали шире сантиметра на три. И вот это вот мне нравилось? Я считала этот жуткий фик красивой сказкой о любви? Я реально считала, что преимущества фильма только в более хэппи-концовке? Да ёпрст, в фильме есть атмосфера, история, чувства, психология, а тут-то что? Окей, объяснено про взаимоотношения Сары и её мамы, но каким же, блин, неудобоваримым языком.

Впрочем... Впрочем, откуда вообще есть пошла вторая версия "Лабиринта"? И тогда я села внимательнее читать первоначальный сценарий Терри Джонса. Плевалась, хваталась за голову, потому что появление Джарета в жизни Сары обставлено в стиле криминальной сводки новостей и соответствует баягнистым шуткам фанов: "Старый педофил приударяет за малолеткой". Хенсон изменил в сценарии многое. Из типичной для 80-х сказочки он сотворил нечто более глубокое и философское. И второй слой в фильме вовсе не в любви Джарета к Саре (я с ужасом читала рецензии в стиле "в детстве мне казалось всё просто сказкой, а потом я поняла, что он её любит"), вернее, он вытекает из этого слоя с любовями.

И тогда я написала пьесу. И поместила её на Кинопоиск, как рецензию к фильму. Эту пьесу и предлагаю вашему вниманию (не разбегайтесь, вам помимо пьесы будет предоставлена ещё и "мораль"). Ах да, персонажей я взяла одних из самых любимых - двух крыс, прислуживающих Куче Мусора.

картинка angelofmusic

Две крысы сидят около спящей Кучи Мусора.

Гонзо: Что было до того, как нас выдумали? Выдумавший сделал нас персонажами, теперь мы существуем даже после его смерти. Но существовали ли мы до того, как нас придумали?

Алонзо: Те, кто любит рассуждать о том, что будет после смерти, очень редко задумываются о том, что было до жизни. Выдумавший снимал самые глубокие фильмы, а публика считает, что просто детские сказки.

Гонзо: У тебя мысль скачет. Хорошо, валяй, докажи мне, что «Лабиринт» не детская сказка. Ну, положим, я это знаю, просто хочу посмотреть на твои аргументы и проверить, что ты можешь выстраивать логическую цепочку без того, чтобы во время разговора о погоде перескочить на мысли о ботинках. Ведь, что у нас есть? Пятнадцатилетняя девушка Сара. В неё влюбляется король гоблинов Джарет, который в качестве любовного подарка похищает её младенца-братика, когда он ей надоедает. А потом отказывается отдать, для этого ей надо пересечь Лабиринт за тринадцать часов. Она находит массу друзей, взрослеет, побеждает короля, перестаёт быть эгоистичной девчонкой, живущей в мечтах.

Алонзо чешет задней лапой за ухом: А то, что там есть эта любовная линия не подходит на особенность фильма? Гонзо, это же точно нечто новаторское. Ведь по первоначальному сценарию Джарета интересовал только мальчишка, чтобы превратить его в гоблина, а Выдумавший всё переписал, чтобы Джарет вёл игру именно ради Сары.

Гонзо: Маловато. Выдумавший снимал «Тёмный кристалл» полный мистики и размышлений о добре и зле, так что такой простой второй смысл не годится.

Алонзо ложится на живот, принимает позу раскованней и принимается рассуждать: Хорошо. Вернёмся к началу, то бишь к вопросу: а зачем Джарет заставляет Сару проходить Лабиринт? Странный способ ухаживания. Но Лабиринт — это иллюзия, гоблины в Лабиринте только исполняют роли плохишей, порой забывая, что им следует удивляться, увидев Сару. Значит Джарет ведёт свою игру, чтобы Сара могла узнать его получше. Лабиринт — это отражение души Джарета. Душа его запутанная, алогичная, непостоянная. За время проведённое в Лабиринте, она узнаёт его лучше, чем если бы прожила с ним лет десять. Чтобы узнать Создателя, познакомься поближе с созданным им.

Алонзо замолчал, раздумывая, и Гонзо подсказывает шёпотом: Книга…

Алонзо: Точно! Книга! В самом начале Сара читает книгу, в которой описано, как победить короля. Кто написал книгу? Что было до жизни? По сценарию книгу написал Джарет! Он сам дал ей способ победить его, потому что он и не был побеждён. Он помог ей узнать себя поближе и развлёк её. И главное! Концовка! Ведь это рушит штамп всех так называемых современных «волшебных» сказок, в которых герои отказываются от мечтаний и начинают жить в «реальном» мире. Сара взрослеет, но не отказывается от волшебного мира, а волшебный мир приходит к ней.

Гонзо кивает головой и шевелит усиками: Точно! Считай, что докопался до вкусного. Добро и зло. В мире, где всё иллюзия, добро и зло исходят не из разных царств, а от одной личности — полный монотеизм заправляющего всем Демиурга. Мир — это иллюзия. Возможность развлечься и узнать Творца получше, потому нет никаких зла и добра. Нет никаких бедствий. Максимум, который мы проведём в этом мире, наши «тринадцать часов» — это сотня лет, а потом мы проснёмся в своём Безвременье.

Алонзо задумчиво: Ты думаешь, Выдумавший вложил эту аналогию в свой фильм? Что он про всё это думал?

Гонзо: Я думаю, что он всё это чувствовал. Так как мир иллюзорен и создан в том числе и для развлечения, он познаваем и через смех. Забавный червяк, глупый Мудрец в говорящей шляпе, Огневики — и все те, кого Джарет посылает навстречу Саре, пусть и отдельные личности, но при этом часть мира Джарета, а значит и грани его души. Потому и все учения о душе самой главной целью ставят для последователей заботиться о других живых существах, так как они единственные реальные, а все вещи, идеи — иллюзия, рухлядь на спине мировой Мусорщицы.

Алонзо: А кто тогда эти люди на балу мечтаний, где Джарет встречается с Сарой и очаровывает её?

Гонзо: Гоблины. Реальные гоблины, когда они не изображают маленьких забавных существ. Став реальными сами, они не могут смотреть прямо на реального короля, потому они держат в руках карманные зеркальца, чтобы ловить его отражение. А реальный мир — это не комната Сары, а мир, где происходит финальный разговор и где Джарет предстает в костюме Белой Совы. Мир хаоса, где в небе застыли обломки Лабиринта, лишь на время принявшие подобие порядка.

Алонзо задумчиво: Так ты полагаешь, что такова была религия Выдумавшего? Он верил в то, что всё в мире не по-настоящему. Что все беды и несчастья — это только повороты сюжета, чтобы те, кто идёт по Лабиринту реальности ощутили чувство ненастоящей опасности, пусть даже они будут в курсе, что даже если их убьют в этом мире, самое страшное, что им грозит — это очнуться в своём Безвременье. И что раз мир — это громадная игра, затеянная Творцом, надо получить побольше радости и быть добрее друг к другу, так как дерясь за ненастоящие «сокровища», мы обижаем реальных существ. Похоже на то. Но знаешь… Публика никогда не признает, что Выдумавший так много смысла заложил в этот фильм.

Гонзо чуть кривится: Я бы не стал обращать на них внимания.

Алонзо: Это потому, что они не могут спалить внутренний смысл?

Гонзо: Нет! Потому что они слушают двух крыс, рассуждающих о философии!

Хохоча и помахивая хвостами принимаются грызть полусгнивший абрикос.

картинка angelofmusic

Ну, надеюсь, пьеса объяснила, что я думаю о том, почему книга, сценарий и фильм не совпадают.
Добавлю только, что гений способен сделать шедевр из любого материала. Какой смысл заложит гений - не знаю, но в настоящем шедевре нечто созвучное будет каждому.

картинка angelofmusic

Комментарии


Здесь можно спойлерить. Здесь приветствуются жаркие споры и смелость в пересказе сюжета. Но не забывайте оставаться в рамках вежливости по отношению к другим участникам дискуссии.

Комментарий удалён.

Думаете? Может, просто любовь у него такая, не слишком понятная)


Поддерживаю. Джарет рассматривал Сару в качестве интересной игрушки. Да и вся эта история - одна большая игра, в которой именно он устанавливал правила.

I ask for so little. Just fear me. Love me. Do as I ask, and I shall be your slave.

В одной этой цитате столько логических противоречий, что становится ясно, что ничего, кроме манипулирования, король гоблинов предложить не может.


Ну, так вроде ни одному не отдаётся предпочтение, оба командуют, оба короли, оба - рабы) Всё на равных)


Ага. Оба равны, но король равнее. :)))) Она должна подчиняться и бояться, а он будет номинально считаться ее рабом. Типичные речи манипулятора. Мне вот всегда было интересно, как он избавлялся бы от Сары, когда наигрался... наверное, замутил бы опять какой-нибудь путь через лабиринт, но в обратную сторону. )))


Ну, нет же вроде причин считать, что он бы её обманул)) Он на самом ни разу не пользовался ложью))


Не вполне. Но в целом, да, когда взрослый дяденька начинает морочить голову девочке-подростку, он, разумеется, будет в выигрыше - жизненный опыт на его стороне. А также демагогия, софистика и прочее умение построения удачных вербальных конструкций. Кстати, распространенная тема...

Иногда он говорил так красиво и искренне, что хотелось верить. Но от этого он не переставал быть вампиром. Просто за свою долгую жизнь он выучил столько всяческих слов, что некоторые из них подходили. Попадали идеально и в душу, и в ситуацию.

и ты понимаешь, что несмотря на привлекательную внешность, по сути он равнодушный хищник, который пережует тебя, выплюнет и тут же забудет

Ну, просто, для меня такой путь отношений - наилучший, так что мне как-то по душе предложение Джарета) Ты приказываешь - тебе подчиняются, тебе приказывают - ты подчиняешь. Полное доверие))

Хотя тут не ясно, что было бы, если бы она согласилась. Ведь он же сам дал ей книгу, где было написано, как правильно не соглашаться на предложения сексапильных взрослых дяденек)))


С точки зрения здравого смысла, подчинение и доверие даже рядом не стояли. И он не обещал подчиняться ни в каком слове. ))) Считаться рабом - было такое, но к чему это его обязывает? :)

А что обычно бывает, если согласиться играть с манипулятором по его правилам? )))) Впрочем, могу предложить провести параллель с этой историей, там как раз рассматривается обсуждаемый вариант... а принц вампиров или король гоблинов - какая разница.


Ещё мечты обещал исполнять, так что очень даже брал обязательства))

Ну, я не читала ту историю, а гоблин чем отличается от вампира, так тем, что он, какой никакой, а фэйри, а значит всегда говорит правду))

Ну, вон я в пьесе написала, что он практически провёл её по своей душе. Странной, изломанной, но населённой довольно забавными существами. Так что не факт, что её ответ имел хоть какое-то значение)) В конце концов, сомневаться не приходиться, что он придёт ещё разок. А раз вся волшебная страна поселилась у неё в комнате (в отличии от новеллизации, где пошли по стандартному пути), мне кажется, выбора у Сары так и не появится))))


То есть сначала подчиняться - и в выборе мечт тоже, а потом реализовывать? Мамадарагая... Пошла стандартная подводка к оправданию "Она сама этого хотела". ))))

а значит всегда говорит правду))

Когда бы это кого спасало от разочарований... ;)

мне кажется, выбора у Сары так и не появится))))

Мда... Но сам факт того, что она может противостоять, внушает определенный оптимизм. :)

P.S.: А книгу про вампиров все же рекомендую. Даже безотносительно рамок дискуссии. )